- Преподавателю
- Иностранные языки
- РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Майорова Л.Е. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ИЯ
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ТЕКСТОВ.
Мы провели с учениками профильного лингвистического класса опрос среди старшеклассников о самом популярном месте отдыха выходного дня. Помимо городов Черноморского побережья был назван Абинский район с его неповторимой природой Предгорий. Многие в младших и средних классах знакомятся с этим местом известным за конные тропы по живописным полянам и лесной зоне с таинственными дольменами и уникальными озерами, за которые район называют русской Швейцарией. Поскольку проектная методика в обучении находит все более широкое распространение в обучении иностранным языкам, мы выбрали эту форму работы над темой «Абинский район - будущая Мекка российского и международного туризма». Именно проектная технология является действенным инструментом формирования учебно-познавательной компетенции как неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции, что указано в Федеральном компоненте государственного стандарта по иностранным языкам. Учебно-познавательная проектная деятельность требует не только селективного поиска иноязычной информации, но и адекватной презентации на иностранном языке реалий родной культуры, в том числе регионального характера. Конечными продуктами нашего проекта явились туристический буклет и целевая экскурсия для иностранных гостей нашего края. Цель проекта - изучение потенциала окрестностей Абинского района и перспективы его развития как турзоны для туристов России и зарубежья. Работа над проектом предполагала несколько этапов:
-
Определение проблемы и задач исследования
-
Выполнение задач проекта.
-
Анализ и систематизация проделанной работы (взаимоконтроль участников проекта и контроль учителем).
-
Презентация и обсуждение проекта ,итоги по основному содержанию, выводы и перспективы дальнейшего исследования в данной области.
Проблема проекта сформулирована как Привлечение в окрестности Абинска туристов из России и зарубежья, популяризация отдыха выходного дня в его окрестностях. Задачи проекта:
-
Показать Абинский район как регион для развития массового туризма.
-
Описать исторические достопримечательности и археологические памятники.
-
Составить маршрут выходного дня в окрестности района.
-
Подготовить рекламную речь экскурсовода.
-
Продумать форму красочного рекламного проспекта об окрестностях Абинского района.
Одной из главных задач является сбор необходимой информации в пособиях по краеведению, туристических путеводителях, органах местной печати, Интернете. На этом этапе основная задача - заинтересовать учащихся темой. Первый текст, составленный и предъявленный учителем и задания к нему - составление кластеров по темам и подтемам: rivers, lakes, Landscapes of Abinsk, dolmens,horse-riding tracks, активизация лексики в вопросах о любимых видах отдыха и поездках за город реализуют коммуникативную компетентность учащихся. Текст-опора-основа проектных заданий - ролевых, информационных, учебно-познавательных и творческих. Речевая и языковая компетентности реализуются в диалоге Заказ экскурсии в турагентстве, когда учащиеся используют тексты - опоры в формальном речевом регистре. И наоборот, этот же текст представлен живым разговорным языком в форме полилога с выражением собственного отношения и своей индивидуальной позиции при обсуждении тем «Как я провел уик-энд» или «Где лучше с классом провести выходной». Активизация лексики, речевых клише, а также умение оперировать различными регистрами речевого общения на Ия реализуются в диалоге или полилоге с оппонентом, когда нужны умения аргументировать, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение собеседника и заставить оппонента, который настаивает на своем маршруте, принять твою точку зрения или пойти на компромисс. Текст-опора представлен и письменным языком в виде письма к другу, туристического буклета, результатов соцопроса (с устной интерпретацией данных) и анкетирования, а также эссе выполненного в формате ЕГЭ.
Таким образом, текст регионоведческого содержания представлен в нескольких формах. Больше всего активизирует творческую и самостоятельную деятельность учащихся составление маршрута и презентация его в рекламной речи экскурсовода. Обработка данных заставляет их думать и анализировать, ведь нужно выгодно представить выбранные объекты показа. Овладение региональной культурой во всех ее проявлениях требует времени. В ходе отбора материала для нашего проекта мы отметили темы и подтемы будущих исследований, которые дадут адекватную картину жизни в регионе на международном уровне достаточно системно и полно во всех сферах. Например, история района, природа (эндемики Кубани, флора и фауна Абинского района, Горы Кавказа), социальная жизнь и быт ( Абинский район - колыбель нефтепромышленности России), реакрационные зоны( санаторий Лесное Озеро ), ВОВ (обелиски и стелы на вершинах хребтов Коцехур, горе Шизе и Папайской Пилы, природные ископаемые района. В зависимости от цели экскурсии( природная, историческая и проч.) эти подтемы звучат в экскурсионных маршрутах на трассе «Краснодар- Новороссийск» на участке «Краснодар- Абинск». Наш проект - скромный вклад в экскурсию выходного дня для англоязычных гостей края. Практическая ценность проектов регионоведческого содержания - в их ориентации на интеркультурное сотрудничество. Работа над ними может подготовить выпускников профильных классов к профессиональной деятельности в качестве экскурсоводов и помощников менеджеров в турфирмах. Предметом тем могут быть и проблемы региона (экологические, экономические). Например, станица Шапсугская занесена в справочник Английского географического общества и в список самых экологических чистых районов мира. Однако она медленно, но верно приходит в упадок. задача учителя - подобрать интересный и значимый материал о своем регионе так как часто учащиеся сообщают факты энциклопедического характера, не представляющие интерес для потенциальных иностранных собеседников. Целесообразным было создание пособий творческих групп учителей, которые производили бы отбор актуального значимого и интересного материала и организацию работы с ним для развития коммуникативной компетенции, языковой компетенции (овладение единицами с «региональной» значимостью, лексическим разнообразием по теме «Отдых в предгорьях», как в нашем проекте), социокультурной компетенции (умение представить свою страну и культуру), компенсаторную компетенцию (рассказ по опорным кластерам) и учебно-познавательную (умение оперировать интегрированными знаниями и удовлетворять познавательный интерес с помощью языка). Сравнительное изучение традиций, обычаев страны изучаемого языка и своего региона - перспективная тема для рефератов и проектов по краеведению (например, регионы побратимы - Краснодарский край и Ноттингем).Знание и понимание регионального и социального разнообразия стран помогает понять иную картину мира, критически осмысливать ее и тем самым обогащать собственное видение мира. Здесь реализуется когнитивный компонент межкультурной компетенции.
По аналогии с проектом по Абинскому району учащиеся подготовили проект «Gelendgik - a well known Russian sea resort». Еще одно использование текстов- опор в неформальном речевом регистре реализовалось в диалоге с оппонентом при обсуждении темы «Куда лучше поехать в выходные - в Абинск или в Геленджик». Учащиеся показывали умения вести диалог с оппонентом, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение, убеждать партнера по диалогу в своей правоте или находить компромиссное решение.
В наших планах проект «Визитная карточка Сочи». Межкультурная компетенция выступает в качестве важной целевой категории современного процесса обучения, а межкультурная компетентность - в качестве фактора способности учащихся осуществлять речевое общение на межнациональном уровне. Проекты по кубановедению формируют глубокое понимание особенностей окружающей учеников с детства поликультурной среды и воспитанию толерантности к другим культурам, а также способствуют осознанию себя как часть этносов, населяющих Северный Кавказ.
Учитель высшей категории
МОУ гимназии №18 Майорова Л.Е.