• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Основы разработки критериев оценки и показателей сформированности функциональной грамотности в области чтения (на примере урока английского языка)

Основы разработки критериев оценки и показателей сформированности функциональной грамотности в области чтения (на примере урока английского языка)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основы разработки критериев оценки и показателей сформированности функциональной грамотности в области чтения (на примере урока английского языка)


При составлении заданий на функциональную грамотность в области чтения я имела в виду, что в исследовании PISA читательская грамотность оценивается по следующим уровням:

1) поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);

2) поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

3) поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

4) поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

5) понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста [1; 6].

Кроме того, я опиралась на теорию Блума 1, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого, припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи [2] . Взаимосвязь способов формулирования заданий, направленных на достижение той или иной учебной цели, отражена в таблице 1.

Таблица 1.

Взаимосвязь способов формулирования заданий, направленных на достижение той или иной учебной цели при составлении заданий на функциональную грамотность


Уровни учебных целей

Показатель категории

Конкретные действия обучаемых, свидетельствующие о достижении данного уровня

Глаголы-опоры, используемые при формулировании заданий 2

1. Знание

запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории

воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

определи, запомни, запиши, составь список


2. Понимание

преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий

- объясняет факты, правила, принципы;
- преобразует словесный материал в математические выражения;
- предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

объясни, обсуди, сформулируй, опиши, повтори


3. Применение

умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях

- применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
- использует понятия и принципы в новых ситуациях.

возьми интервью, драматизируй, покажи, вырази, опубликуй

4. Анализ

умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура

- вычленяет части целого;
- выявляет взаимосвязи между ними;
- определяет принципы организации целого;
- видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
- проводит различие между фактами и следствиями;
- оценивает значимость данных.

интерпретируй, сравни, исследуй, задай вопросы, выстрой, сделай обзор



5. Синтез

умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
- предлагает план проведения эксперимента или других действий;
- составляет схемы задачи.

создай, составь, представь, спрогнозируй, придумай


6. Оценка

умение оценивать значение того или иного материала

оценивает логику построения текста;
- оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
- оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

сделай вывод, заключение, оцени, предположи, исправь, спрогнозируй, отредактируй.

Исходя из этого, мной были определены три уровня сформированности функциональной грамотности в области чтения:

- оптимальный;

- допустимый;

- критический.

Мной были подобраны учебные задачи, направленные на диагностику уровня функциональной грамотности в области чтения у обучающихся 9 класса 3.

Диагностика уровня сформированности функциональной грамотности в области чтения проводилась в два этапа (в начале 8 класса и 9 класса). В диагностике приняли участие 36 уч-ся. На каждом этапе в ходе работы с двумя видами текста (сплошным и несплошным) уч-ся предлагалось выполнять одинаковые по типологии задания (см.Таблицу 2).

Таблица 2.

Шкала диагностики уровня сформированности функциональной грамотности в области чтения




уровень читательской грамотности

тип задания

уровень сформированности функциональной грамотности в области чтения

поиск в тексте нужной информации по простому критерию

выбор альтернатив «верно-неверно»,

выписывание понятий по определенной теме

критичный

допустимый

оптимальный

поиск в тексте нужной информации по множественным критериям

задания на множественный выбор

поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией

составление вопросов


поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания

определение того, о чем не сообщается в тексте;

определение вопросов, на которые нельзя ответить



понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста

задания типа «продолжи фразу»,

ответы на вопросы, творческие проекты, тексты с фактическими ошибками,

тексты с пропусками



Ссылки на источники

  1. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. - URL: umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf - (Дата обращения: 20.04.2015).

  2. Bloom, B.S., (Ed.). Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman. - 1956.

1 Измерение когнитивных процессов согласно таксономии Блума насчитывает шесть навыков от простейших к наиболее сложным: помнить, понимать, применять, анализировать, оценивать, и создавать.

2 Вербально-лингвистический интеллект.

3 Подробно см. Панфилова Е.И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. - 2015. - ART 65081. - URL: e-koncept.ru/teleconf/65081.html-ISSN 2304-12ОХ.


© 2010-2022