Обучение аудированию с учётом требований ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что такое аудирование

В современной лингвистике аудирование рассматривается как процесс восприятия, распознавания и понимания слышимых речевых сигналов.

Проблема развития навыков аудирования состоит не только в специфичности этого речевого вида деятельности, но и в том, что даже при очень хорошо организованном уроке устной практики в подгруппе из 15 человек каждый ученик имеет возможность говорить только 2 минуты, следовательно, 30 мин он только слушает. Очень важно, чтобы это слушание было не просто слушанием, а аудированием, без которого невозможно научиться ни читать, ни писать, ни говорить на иностранном языке. Аудирование рассматривается не только как цель, но и средство формирования коммуникативной компетенции. С помощью информации, полученной при прослушивании текста (учебного, аутентичного), учащийся должен решить определённую коммуникативную задачу: написать сочинение по проблеме, составить диалог или монолог по предложенной теме и т.д. Следовательно, насколько эффективно он применит свои навыки аудирования, настолько же продуктивно и качественно он решит поставленную коммуникативную задачу. Учитель обязан организовать учебный процесс так, чтобы учащийся понимал, что звучащий текст - это средство преодоления трудностей при решении поставленной задачей.

Имеются общие трудности аудирования на иностранном языке. Например:

1) выбор языковых средств выражения мысли определяется не тем лексическим и грамматическим материалом, которым владеет слушающий, а содержанием высказывания говорящего и целью, с которой он осуществляет своё высказывание;

2) индивидуальные особенности речи говорящего могут не соответствовать тому стандарту, которым владеет слушающий; Для решения этой проблемы я использую аудиоматериалы, озвученные не только носителями языка, но и иностранцами, говорящими на английском языке. В реальной жизни обучающиеся сталкиваются по большей части именно с таким языком.

3) темп речи говорящего может казаться для слушающего непривычно быстрым; Эту проблему мне помогает решить не только вариация аудиоматериала, но собственный пример.

Нельзя не отметить и тот факт, что сам процесс прослушивания аудиоматериала у некоторых обучающихся вызывает панический страх, особенно у визуалов. Лишь систематичное и правильное включение заданий по аудированию будет способствовать преодолению у обучающихся этой психологической проблемы.

Обучение аудированию с учётом требований ФГОС

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Естественно методика преподавания иностранного языка подчиняется общим требованиям школьного образования, и должна стать частью новой системы обучения.

При обучении иностранному языку аудирование является одним из наиболее важных навыков, который помогает нашим ученикам развиваться.

Исходя из того, что одним из требований ФГОС является социализация, для аудирования лучше всего выбирать реальные тексты, тексты максимально приближенные к жизненным ситуациям.

Как в отечественной, так и в зарубежной методике традиционно принято разбивать работу с аудио текстом на три этапа:

  • PRE-listening. С помощью данного этапа мы подготавливаем ученика к прослушиванию через разнообразные задания, для того чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием;

  • WHILE-listening. Данный этап необходим для того, чтобы снять трудности во время аудирования, заострить внимание на каких-то важных моментах и научить слышать именно нужную информацию;

  • POST-listening. Данный этап необходим, чтобы обсудить, сделать выводы после прослушивания, а также помочь ученикам связать те знания, которые они получили из текста, со своим собственным опытом.

PRE listening - один из наиболее важных этапов. Этот этап позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика по определенному направлению, вспомнить лексику по этой теме, вспомнить свой опыт, знания и т.п. В ходе этапа PRE-listening необходимо соблюдать следующую последовательность заданий:

  1. Установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь - дать представление, о чем пойдет речь.

  2. Вызвать интерес к теме - возможно, затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте. Так, если будет речь о животных - поговорить о зоопарке или о том, какие животные водятся в лесу, в поле и т.д.

  3. Актуализировать знания по теме - Что вы знаете о ...? Где они…? Что это такое? С какими проблемами они сталкиваются? Почему они важны?

  4. Активизировать лексику по теме - например, в виде микро игры типа Brain storming «мозгового штурма» "Kто больше знает слов: (глаголов, существительных, наречий) по теме?"

  5. Прогнозировать содержание - попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем пойдет речь.

  6. Познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. С учётом требований ФГОС, конечно, сделать это нужно, используя беспереводной способ семантизации слова, для того, чтобы ученик самостоятельно догадался о значении. Активизировать лексику по теме - в начальной школе легче и интереснее всего сделать это с помощью игры:

  • "What is missing?": размещаем на доске картинки с изображениями необходимых нам предметов, ученики закрывают глаза, убираем одну картинку, ученики открывают глаза и называют, какая картинка пропала;

  • "Yes/No game": размещаем на доске картинки с изображениями необходимых нам предметов, показываем на одну из них и называем предмет (не всегда правильно), а обучающиеся говорят yes, если мы назвали предмет правильно, или no, если неправильно, и соответственно называют правильный вариант;

  • "Point game": размещаем картинки с изображениями необходимых нам предметов на разных стенах в классе, далее говорим: "Point to …" (называем предмет), а ученики поворачиваются в нужную сторону и указывают на предмет;

  1. Проверить понимание цели аудирования - убедиться, что учащиеся поняли задачу аудирования, имеют некоторые представления о содержании.

Предсказать содержание по названию, теме, опорам в виде картинок, ключевым словам и выражениям до прослушивания можно, например, заполняя карточку, например:

Listening Guide


1. Situation: …………………
2. Speaker's name: …………….
3. When ………………..
4. Where: ……………………….
5 What is the general subject of this talk? ………
6. What is the main point or message of this talk? ……………….
7. What transitional expressions does the speaker use? ………………..

WHILE-listening целесообразно будет разделить на две части:

1.Listening for gist, или аудирование для понимания общего содержания текста, без концентрации внимания на конкретных деталях.

После первого прослушивания можно попросить обучающихся обменяться карточками и произвести взаимооценку верности или неверности догадок, сделанных в процессе PRE-listening.

2.Listening for specific information, или аудирование для понимания определённых деталей текста.

На данном этапе можно использовать такие задания, как: True /False questions. Следует также учитывать, что, исходя из требований ФГОС, задания могут быть дифференцированными.

POST-listening. Цель данного этапа суммировать информацию, выполнить это в виде устных высказываний, презентаций, инсценировки диалогов и т.д. Данный этап можно разделить на две части:

1.Реакция на текст. Когда мы воспринимаем на слух информацию в реальной жизни, то предполагается, что после прослушивания последует определённая реакция на полученное сообщение. Так и в аудировании на уроке. У учеников должна появиться определённая реакция на прослушанный текст.

Проверить эту реакцию можно в форме обсуждения таких вопросов как:

  • выполнить задание "Fill in blanks with suitable word" в тексте аудиоматериала;

  • Multiple Choice, Short Answer, Paraphrase/Summary;

  • ответить на вопросы;

  • проиллюстрировать эпизод;

  • составить план, пересказать;

  • сравнить с ситуацией из жизни

  • разыграть подобную ситуацию.

2. Анализ языковых черт текста. После прослушивания текста очень полезно обсудить его языковые особенности, заострить внимание учеников на использованных грамматических конструкциях, временных формах глаголов, притяжательных местоимениях и т.д. Обучающиеся уже достаточно отработали текст, а значит, самостоятельно смогут проанализировать грамматические конструкции и явления и сделать выводы.

Игры на аудирование - с чего начать?

Обучение аудированию очень хорошо проводить в ходе увлекательной игры. В такой ситуации каждый школьник может проявить себя и показать свои творческие способности, освоить командную работу. Многие учебники предлагают специальные упражнения для обучения аудированию, но каждое из них, как и любой текст, хороший учитель сумеет превратить в игру. Для того чтобы такие занятия не наскучивали, важно создать атмосферу конкурса, придумать разнообразные задание к изучаемым текстам, которые в то же время должны оставаться доступными для учащихся и интересными.

Не углубляясь более в теорию методики обучения аудированию, хочу поделиться заданиями по аудированию для обучающихся на раннем этапе школьного обучения иностранному языку. Задания составлены или подобраны из методических источников в соответствии с учебным тематическим планом и требованиями к заданиям по аудированию (в формате стандартных тестов и ЕГЭ)

I. Самое простое задание - диктант.

1) Listen & write a letter.
2) Listen & write only the first letter.
3) Listen & write a word.
4) Listen & write a sentence.

II. Упражнения на развитие фонематического слуха.

Смешение звуков:

  • звонкие - глухие (pig-big [p]-[b]);

  • свистящие - аффрикаты (three-free, [Ө]-[f]);

  • твердые - мягкие (board-bird, [b] - [b`]);

  • долгие - краткие (port - pot, [o]-[o:])


III. Для развития навыков аудирования используем песни.

1) Listen to the song and choose the best alternative. - предлагаем заполнить пропуски в тексте песни при прослушивании.

Hello! …………. day!
Please to see you!
Let's …………..!
Let's ………………...!
I will ……………. to you!

IV. Учим аудированию в игровой форме.

Игры помогают:


  1. научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

  2. научить выделять главное в потоке информации;

  3. научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;

  4. развивать слуховую память учащихся;

  5. развивать слуховую реакцию

Например:

  1. Follow me! - Смотри и дела как я, по теме 'Action verbs'.

  2. Is it edible? - Съедобное-несъедобное, по теме 'Food', 'Fruit - Vegetables'.

V. Учимся с карандашами.

Эффективный прием на начальном этапе обучения, когда дети не владеют навыками письма на иностранном языке - совмещать аудирование с любимым занятием детей.

Индивидуальные игры на аудирование

Целью таких игр является научить учащихся понимать смысл устного высказывания, выделять в потоке информации главную мысль, а также развить слуховую память. Такие игры можно проводить, не имея ни картинок, ни приготовленных заранее вопросов, ни даже подобранных специально для урока пунктов текста. Эти игры - незаменимое упражнение на развитие аудитивной памяти. Вначале игры ведущий читает текст, игроки его внимательно слушают. Затем им предлагается записать слова, которые удалось запомнить. После второго прочтения текста задание усложняется, теперь школьник должен выписать запомнившиеся в тексте фразы или группы слов. На третьем этапе ученики должны, используя свои записи, восстановить текст по памяти. Побеждает тот, кто сделает это наиболее точно.

Командные игры

Еще более заметный эффект в обучении аудированию показывают командные игры, здесь по окончании прослушивания текста каждая команда должна сформировать вопросы по его содержанию и задать их соперникам. Победу присуждают той команде, которая ответит на поставленные вопросы наиболее полно и точно.

Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности.

Приведем несколько сценариев простых игр

Яркое солнышко
Игроки выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают заданную картинку. За каждое правильное предложение игрок получает один лучик к кружку. Побеждает тот, чье солнышко окажется ярче - то есть будет иметь больше лучиков.

Потерялись цифры
Игроки к доске, на которой вразброс написаны цифры. Ведущий называет цифру на иностранном языке, игрок ищет ее на доске и обводит цветным мелком. Побеждает тот, кто найдет больше цифр.


Ладошки
Игроки становятся в круг. Ведущий, находящийся в центре, называет вперемежку диких и домашних животных. Услышав название дикого животного, участники игры хлопают в ладоши один раз, ели же произнесено название домашнего питомца, хлопать надо два раза. Кто ошибся, выбывает из круга. Победа достается тому, кто оказался в круге последним.

Нельзя недооценивать роль аудирования при обучении иностранному языку. Впрочем, как и роль других видов речевой деятельности, нельзя отделить аудирование от говорения, письма, или чтения. Коммуникативная особенность аудирования как вида речевой деятельности имеет главенствующую роль на всех этапах обучения иностранному языку и постоянно растущие требования к уровню владения иностранным языкам требует от современного учителя обязательного включения в учебный процесс заданий на аудирование.





Each nation has its own customs and traditions. The traditions are connected with people's life, their birth, death and work. Some of them are connected with names. So the topic of our lesson is 'People's name as a part of their traditions'.


  1. PRE listening activity

So, do you think names characterize people?

What do your friends' names tell you about your friends?

Do you like your name? Why? Why not?


  1. WHILE-listening activity

Now I'm going to read the text 'Do you know McGregor?' While listening to the text firstly count the people whose name is McGregor.

Do you know McGregor?

A CIA agent goes to a remote mountain village in Scotland. He wants to make contact with a certain secret agent who he knows is here. He goes to the grocer's shop and asks the man behind the counter if he knows someone called McGregor (a common name in that country, like Smith in England).

"There are many men here called McGregor! Which one do you want? McGregor the Meat? He is a butcher! McGregor the Bread? He's a baker! McGregor the Shop? That's me!"

The CIA agent thinks, "This man is cleaver. Perhaps he is our man!" So he decided to say the code sentence to him to check.

" My Cadillac has broken down again." McGregor the Shop looks at him and says, "I know! You want McGregor the CIA!"

While listening the text secondly fill the Listening Guide
1. Situation: …………………………………………………………………………………………………

2. Speaker's name: ……………………………………..……………………………………………………

3. Where: ……………………………………………..………………………………………………………

4. What is the general subject of the talk? ……………………………………………………………….

5. What is the result? …………………………………………………………………………………….….


  1. POST-listening activity

Answer my questions:

  1. Why do you think a CIA agent goes to a mount village? Prove your idea.

  2. What country is the village situated in?

  3. Is it easy to find a man called McGregor in this country? Why?

Act this situation

© 2010-2022