Отчет А, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля «Обучение критическому мышлению»

Раздел Иностранные языки
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Танирбергенова Айнур Болатовна Портфолио учителя отчет А

Группа № 2 3 уровень

Г. Актобе 05.06.2015 г.

Рефлективный отчет, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» Программы в серию последовательных уроков.

Мыслить легко, действовать сложно,

а привеcти мысли в действие самое сложное в мире.

Иоганн Вольфгант фон Гёте .

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
• уметь самостоятельно приобретать знания;
• применять их на практике для решения разнообразных проблем;
• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
• быть коммуникабельным, гибким в меняющихся жизненных ситуациях

Решение этих задaч я вижу в освоении и применении на уроках английского языка, модуля «Обучение критическому мышлению», активизирующего познавaтельную и творческую деятельность учащихся, помогающего учащимся развивать речь, т.к. анализируя, синтезируя, обсуждая проблему, учащиеся высказывают собственное мнение и слушают мнения других учащихся, что помогает развивать речь, логику и умение решать проблемы, становлению всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, умеющей ставить перед собой задачи, находить пути их реализации.

Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. На бaзовом уровне процесс критического мышления включает:

  • сбор релевантной информации;

  • оценку и критический анализ доказательств;

  • обоснованные выводы и обобщения;

  • пересмотр предложений и гипотез на основе значительного опыта.

Наряду с более сложными заданиями, такими как критическое мышление о процессах преподавания и обучения, критическое мышление может включать признание неустановленных предложений, ценностей и проблем, а так же - обнаружение эффективных средств их решения, понимание важности установления приоритетов в решении задач. («Руководство для учителя» стр.137)

Главное в методике обучения критического мышления, я считаю то, что учащимся предоставляется свобода для фaнтазии и творчества, возможность высказывать собственное мнение и узнaть мнения других учащихся, сообща приходить к единному мнению, учaтся самостоятельно добывать знания, анализировать и применять их, рaзвивает логику учащихся. В начале своей педагогической деятельности мои знания о технологии критического мышления были невелики, но на первом этапе обучения на уровневых курсах по повышению квалификации учителей Казахстана, при обсуждении модуля «обучение критическому мышлению», я поняла что я применяла стратегии развития критического мышления такие как, диаграмма Венна, ассоциации, постеры, кластеры, вопросы низкого и высокого порядка, и др стратегии, применение которых я не рассматривала как развитие критического мышдения . В учебнике английского языка сами задания уже разработаны так , чтобы развивать критическое мышление. Но о том что я развиваю у детей критическое мышления я поняла только на первом этапе курсов. Поэтому на практике мне было легче использовать стратегии критического мышления. Углубившись в процесс обучения по критическому мышлению и проработав программу «Руководство для учителя» (стр. 137) , основательно, я постаралась максимально использовать всю полученную информацию при планировании моих уроков. Если раньше приходилось видеть скучающие лица отдельных учащихся на уроках английского языка, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Я думаю, что причиной тому могло послужить недопонимания заданий учащимися, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию, а также то что я не использовала на уроках групповую работу, тренинги. То сейчас я могу с уверенностью сказать, используя новые подходы в обучении, с подобными проблемами сталкиваешься меньше. Мне, как и каждому учителю хотелось бы, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности и сотрудничества. Вот почему необходимо было постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо было развивать у учеников творческое мышление.

На практике я провела серию последовательных уроков с использованием семи модулей программы, которые мы изучили на первом этапе «Лицом к лицу» . Я провела серию последовательных уроков по темe «Outstanding writers and poets» в 8«Ә» классе.

Серию последовательных уроков планировала по этапам, положенным в основу технологии критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Модуль «обучение критическому мышлению» прослеживается на всех 4 уроках .

На первом уроке по теме «Outstanding writers and poets of Kazakhstan», начала урок с организационно - психологического момента. Тренинг - упражнение приветствие, как приветствуют друг друга люди в Казахстане и Японии, положительный психологический настрой на урок и создание благоприятной, рабочей атмосферы в классе. Этот тренинг очень понравился учащимся, несмотря на то, что некоторые учащиеся стеснялись, другие смеялись, я думаю чтобы скрыть свои чувства, но затем все учащиеся успокоились и хотели узнать что еще нового будет на уроке . После тренинга учащимся были заданы вопросы такие как: What is the weather like today? What season is it now? What month is it now? Etc.. На стадии вызова я использовала пословицу и предложила учащимся подумать ; как они понимают эту пословицу , и над какой темой мы будем работать. Учащиеся высказывали свое мнение по поводу пословицы, и с помощью наводящих вопросов мы вместе определили тему урока. После уточнения темы урока , я поделила класс на 2 группы «writers», «poets». Повторили правила работы в группе и начали работу над раздаточным материалом по методу «жигсо». Задача учащися заключалась в том что, им необходимо было ознакомиться с материалом с начала индивидуально, затем в паре , и в группе. После полного осмысления материала им надо было выбрать 5 предложений относящихся к писателю . 1 группа работала над материалом Ибрая Алтынсарина, 2 группа обрабатывала материал Мухтара Ауэзова. После озвучивания 5 - ти предложений по писателям , учащиеся начали работу по составлению постера. Но прежде чем они начали работу по постеру я поменяла задания, и 1 гр. Составл яла постер по М. Ауэзову , а 2 гр. по И. Алтынсарину. я поменяла задание для того , чтобы проверить насколько учащиеся могут слушать и слышать друг друга, и что они поняли из обьяснения темы. Так как это был первый постер который они составляли , на экране я показала установки, на что обращать внимание при составлении постера. Такие как дата рождения, образование, самые известные работы, общественная деятельность, монументы и дата смерти. К выполнению постера ребята отнеслись с интересом. Работали все слаженно, атмосфера в классе была доброжелательной. Работая в группах, у учащихся прививались навыки самостоятельной работы с текстом, учились осмысливать, осваивать информацию.

Отчет А, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля «Обучение критическому мышлению»Отчет А, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля «Обучение критическому мышлению»

Рисунок 1и 2 групповая работа учащихся

Работа над постером - это вид групповой работы, где присутствуют все моменты критического мышления - это и обсуждение и высказывание идей и мнений, развитие творчества , сплоченности , а также чувства коллективизма . Каждый старался внести свою лепту в работу: кто вырезал , кто рисовал, кто искал необходимый материал, все работали так . чтобы не подвести свою группу. И сама защита постера, требует от выступаещего не просто прочитать написанное, а именно осмысления , аналитического склада ума, а также развивает у учащихся речь , умение выступать на публике.

Каждая группа проявила свою фантазию, креативность, творческие способности, выбрали из текста нужную, полезную информацию. При защите постеров каждая группа слушала и оценивала презентацию другой группы. Перед защитой постера учащимся были предложенны листы оценивания с критериями , поэтому учащиеся внимательно слушали друг друга, оценивали ответы одноклассников по критериям: яркость , грамматические ошибки, оригинальность по 3-х балловой системе.

На следующем уроке «Outstanding writers and poets of the USA and the UK» применила тренинг « Снежный ком» , который требовал от детей не только назвать свое имя и прилагательное на первую букву имени по кругу, но и назвать предыдущего ученика с именем и прилагательным. И самому последнему учащемуся нужно было назвать всех учащихся с их прилагательными , и эта роль досталась самой тихой и молчаливой ученице которая справилась с этим заданием с помощью учителя и поддержке учащихся. Исходя из этого я поняла , что я выбрала правильный путь, что новые методы помогают мне и учащимся в получении знаний. Пусть это была хоть маленькая победа для нее, зато она есть . И я уверенна что на этом она не остановится. Для деление на группы я приманила картинки -пазлы флагов США И Великобритании , с помощью вопросов мы пришли к теме урока. При изучении слайдов в которых были предоставленны по 3 писателя, учащиеся узнали о жизнедеятельности писателей. Составление постера проходило после изучения слайдов, и учащиеся проявили свою фантазию, знание зарубежной литературы. В группе работали слаженно , помогая друг другу,

ответственно и творчески подошли к выполнению заданий, я увидела, что учащиеся более активно включились в процесс обучения через обсуждение изучаемой информации, высказывание и презентации своих идей, принятие решений, их обоснование. Усвоение материала стало более эффективным и осознанным.

Отчет А, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля «Обучение критическому мышлению»Отчет А, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля «Обучение критическому мышлению»

Рисунок1и 2. Учащиеся работают над составлением постера .

На третьем уроке «Abai, a great Kazakh poet», я применила метод «Джигсо » для работы с текстом и таксономию Блума для составления постера . Я заметила что учащиесЯ легко справились с обширным материалом с помощью метода «джигсо», а также смогли проанализировать .синтезировать материал с помощью вопросов высокого порядка по таксономии Блума , которые мы разобрали до выполнения постера. Таксономия Блума помогла не только учащимся справиться с обширным материалом и составить постер , но и мне , понять насколько учащиеся поняли и усвоили тему.

Отчет А, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» Отчет А, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля «Обучение критическому мышлению»

Рисунок 1и 2. Составление постера по таксономии Блума.

На последнем уроке «William Shakespeare» кроме метода «Джигсо» , который уже знаком учащимся, я также применила метод «Книжки -малышки» , которые мы составляли с тренером на первом этапе курсов. При составлении книжек учащиеся составляли вопросы низкого и высокого порядка. Этот метод позволил закрепить две последнии темы , а также показал насколько учащиеся могут составлять правильно вопросы. Умение работать в группе, взаимопомощи.

Отчет А, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» Отчет А, отражающий обоснованность и методику внедрения модуля «Обучение критическому мышлению»

Рисунок 1и 2. Учащиеся составляют книжки- малышки.

На всех четырех уроках на стадии рефлексии я применила метод «Сендвич», с целью научить выражать эмоции, чувства и мысли на бумаге так как это достаточно сложно задание. Письмення речь у многих детей далеко не богата, как устная. Так как у уащихся словарный запас слов беден, поэтому им трудно высказывать свое мнение на английском языке. Ученики на всех уроках работали над развитием критического мышление и навыками исследования, которые позволяют им эффективно и успешно участвовать в широких коммуникативных процессах. На мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими, принимая ответственные решения. Термин «критическое мышление» известен давно, из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, они определяют «критическое мышление» как разумное, рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Строив урок используя семь модулей Программы, в процессе наблюдения за учениками, я сделала для себя некоторые выводы, а именно: ученикам нравится работать самостоятельно, в группе, в паре , иметь возможность свободно высказываться, оценивать ответы других и др. Кроме того, те учащиеся, которые ранее были пассивны, замкнуты, по физиологии не разговорчивы, воздерживались от ответов, не старались показать свои знания, стали гораздо активнее включаться в работу на уроке. Возможно, причиной этого стало понимание ими важности работы, мнение каждого ученика для успеха всей группы. Анализируя свою работу , можно сказать, что учащимся было интересно. Конечно, были и трудности и ошибки которые, я сама должна обдумать и в следующий раз не допускать их. Мы учились работать вместе, учились обучать друг друга, учились думать, размышлять, высказывать своё мнение, прислушиваться к другим. На уроках дети настраивались на позитивную работу.

Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые помогают им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ ./Александер, 2008/. Руководство для учителя./ В ходе работы модуля «Обучение критическому мышлению» учащиеся учатся исследовать новое , используя приобретённые знания, выдвигать свои идеи , анализировать, сравнивать, учиться у сверстников . применять на практике свои знания. Нужно сказать, и я стала критически оценивать свою работу. Я училась по новому строить уроки, подбирать методы и приёмы, продумывать варианты их применения, анализировать каждый шаг урока, ценить время. Я думаю, что не нужно бояться применять новые методы и новые технологии. Примененные мною приёмы развития критического мышления на уроках английского языка в 8-м классе позволяют сделать работу более эффективной, интересной и творческой. Поэтому данные приёмы частично или полностью буду использовать в моей дальнейшей работе. Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Данные результаты позволяют сделать вывод, что использование приёмов критического мышления служит средством формирования успешного школьника. В будущем я думаю, что развитию критического мышления нужно уделять особое внимание на каждом этапе урока , начиная с создания благоприятной атмосферы , продолжая в течении всего урока и заканчивая рефлексией. Это нужно для того, чтобы ребёнок придя в школу чувствовал внимание и заботу взрослых. Чтобы приходил с радостными мыслями о том, что узнает на уроке новое, неизвестное и что оно понадобится ему в будущем. Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их креативного мышления).

Работая по развитию критического мышления, мы, учителя, сможем получить устойчивый положительный результат и положительную динамику развития речевых навыков и умений.

Подводя итог, скажу, что критическое мышление - это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.

Используемая литература: 1. Руководство для учителя, 2015г

8


© 2010-2022