САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ Глобальные изменения, связанные с процессом информатизации, предъявляют новые требования к современному человеку, диктуют новые задачи образования. Современная образовательная ситуация в значительной степени характеризуется тенденцией перехода от традиционного к инновационному обучению. Результатом происходящих в нашем обществе социальных и экономических реформ стал возросший уровень потребности в овладении...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.Н. Ковалевич(Пинск)


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Глобальные изменения, связанные с процессом информатизации, предъявляют новые требования к современному человеку, диктуют новые задачи образования. Современная образовательная ситуация в значительной степени характеризуется тенденцией перехода от традиционного к инновационному обучению.

Результатом происходящих в нашем обществе социальных и экономических реформ стал возросший уровень потребности в овладении иностранными языками. Практическое владение иностранным языком - одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля. Роль языка возрастает особенно в нынешних условиях. Следовательно, конечной целью обучения является приобретение обучаемыми навыков грамотного использования иностранного языка в реальной жизни как средства не только повседневного, но и делового, профессионального общения [1,с. 47].

Подходом, наиболее соответствующим поставленным перед преподавателями иностранного языка задачам, представляется коммуникативно-ориентированный подход к обучению. Согласно основным положениям этого подхода, обучение должно быть направлено на реальное использование языка в жизни. В основе коммуникативного подхода лежит утверждение о том, что для эффективного использования языка необходимы не только знания о различных языковых формах (грамматических, лексических и т.д.), но и их значение, и функциональное использование в конкретных ситуациях речевого общения. Важной особенностью этого подхода является его ориентированность на результат обучающей деятельности, а не на процесс формирования знаний, навыков и умений. Это означает, что от обучаемого требуется не описание правил использования языковой формы, а функционально и грамматически правильное ее употребление в конкретной ситуации общения [2, с. 25].

Поиск новых технологий обучения иностранному языку обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, эффективность обучения иностранному языку по традиционной системе в значительной степени не соответствует требованиям к уровню знания языка. В то же время применение новых методик без использования традиционных методов создает ряд трудностей. Отсутствие необходимого объема автоматизации навыков лишает учащихся базы, необходимой для продуктивной творческой работы. Во-вторых, недостаточно разработана теория и практика технологических основ обучения иностранным языкам.

Использовать Интернет для обучения иностранным языкам очень удобно, плодотворно и перспективно. Использование Интернета делает процесс обучения языку более привлекательным для учащихся, так как они получают доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных устаревших текстов в учебнике. Наконец, благодаря Интернету, мы имеем доступ к неограниченному количеству аутентичной информации на иностранном языке, чего раньше явно не хватало, так как не у всех был доступ даже к зарубежным газетам и журналам. Кроме того, Интернет - это разнообразные коммуникации: электронная почта, всевозможные конференции, форумы, чаты, аудио-чаты и прочее. Все это можно и необходимо использовать, так как Интернет создает сильную мотивацию к изучению иностранного языка [3, с. 45].

По характеру работы с информацией выделяют следующие группы умений:

· рецептивные умения - аудирование и чтение;

· продуктивные умения - говорение и письмо.

Целью учебного процесса является обеспечение развития вышеназванных коммуникативных умений, что способствует формированию так называемой коммуникативной компетенции. Но, помимо этих умений, необходимо также готовить обучаемых к самостоятельной работе с языком, поскольку овладение иностранным языком в школе в большей степени определяется эффективностью самостоятельной работы учеников дома.

Путь внедрения технологий Интернета в процесс обучения иностранному языку - это «путь создания новых методов обучения на базе синтеза основополагающих методик и реализации компьютерной грамотности преподавателя. С помощью компьютера можно решить такие учебные задачи: как овладение учащимися лексико-грамматических компетенций, благодаря наглядному представлению закономерности построения высказывания, чтения и письма» [1, с. 56].

Изменение целей обучения в вузе в сторону практического владения устной речью привело к пересмотру организационных форм и содержания заданий для самостоятельной внеаудиторной работы учащихся. Этот вид работы позволяет уделять большее внимание владению письменной речью без ущерба для устной практики языка, которая может проводиться исключительно в рамках классной работы. Таким образом, самостоятельная работа является важным дополнением к классным занятиям и дополняет их [3, с. 63].

Можно выделить следующие цели применения самостоятельной учебной деятельности:

· оптимизация процесса обучения иностранному языку с точки зрения экономии классного учебного времени;

· актуализация и активизация поиска новых знаний обучающимися;

· развитие творческого характера образования;

· повышение качества усвоения предлагаемых учебных программ.

Помимо значимости самостоятельной работы для обучаемых, необходимо также отметить тот факт, что она может считаться полезным приемом и для преподавателя, поскольку помогает обучаемым лучше подготовиться к каждому конкретному заданию и формирует учебные умения, находящие широкое применение в ходе учебного процесса.

В теории педагогики самостоятельная работа выделяется как одна из четырех основных форм учебной деятельности обучаемого. Но реализовать эту форму учебной деятельности возможно только при соблюдении ряда условий, наиболее значимыми из которых являются наличие мотивации и базовых учебных навыков самостоятельной работы у обучаемых и эффективная организация их деятельности преподавателем [4, с. 78].

Готовность учащихся к самостоятельной деятельности по изучению предлагаемого материала определяется:

· наличием базовых учебных навыков работы по всем видам речевой деятельности, а именно: говорению, аудированию, чтению, письму (в большей степени, безусловно, чтению и письму, так как основными способами проверки выполнения самостоятельной работы является устное и письменное выполнение упражнений на самостоятельно пройденный материал);

· наличием навыков перевода и методами работы со словарем и справочной литературой;

· умением работать с компьютерным программным обеспечением и Интернетом.

Традиционно считается, что основная разновидность самостоятельной работы - это домашняя работа. Такой вариант самостоятельной работы имеет ряд бесспорных преимуществ, пожалуй, главным из которых является разумная экономия классного времени.

Несомненным плюсом подобных домашних заданий является то, что в ходе их выполнения осуществляется подготовка обучаемых к активной индивидуальной, парной речевой деятельности на классных занятиях, формируется самостоятельность мышления, развиваются познавательные интересы, коммуникативные иноязычные навыки и умения.

Другой стороной вопроса о важности использования самостоятельной работы является наличие обратной связи, то есть контроля понимания полученной информации, осуществляемого преподавателем. В этой связи стоит заметить, что, помимо разработки системы домашних заданий для реализации самостоятельной учебной деятельности обучаемых, необходима также разработка системы контрольных заданий, позволяющих определить уровень подготовки и степень освоенности материала, предложенного на самостоятельное изучение. Кроме того, возможно также применение заданий творческого характера, таких, как проекты, рефераты, обзоры, что позволит сделать вывод об умении применять на практике не только проработанный теоретический материал, но и навыки и умения самостоятельной работы над ним (выделение основных идей текста, их тезисное изложение, умение использовать примеры или наглядную информацию и т.д.).

Применение навыков самостоятельной работы на практике позволяет повысить эффективность обучения, так как позволяет обучаемому в удобное для него время осваивать учебный материал, помогает научиться пользоваться разнообразной учебной литературой и компьютерными технологиями для изучения иностранного языка. В конечном счете, приобретенные навыки самостоятельной учебной деятельности помогают обучаемому продолжать свое языковое образование.

ЛИТЕРАТУРА

1.Потапова, Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика: учеб. пособие / Р.К. Потапова//-2-е изд. - Москва Едиториал УРСС. - 2004. -C. 320.

2. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку: Пособие для учителей России. // Оксфорд Юниверсити Пресс. - 1997.-C. 150.

3.Щукин, А.Н. Современные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие / А.Н. Щукин // - Москва Филоматис. - 2008. -C. 188.

4. Смирнов, С.А. Педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов // Москва. - 1999. - С. 200.


© 2010-2022