• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Современные интерактивные технологии на уроках английского языка как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников

Современные интерактивные технологии на уроках английского языка как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования»

(модуль инвариантной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)

Выпускной проект по теме: «Современные интерактивные технологии на уроках английского языка как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников»

Срок выполнения проекта: 28.09. - 09.10.2015г.


Разработчик проекта:

Агапова Татьяна Николаевна Учитель английского языка.

8 905 306 39 39 е-mail S_TN1968@mail .ru








Проект допущен к защите:


«09» октября 2015 г.


Руководитель проекта:


Прокофьева Наталия Владимировна

Контакты: 89278977561

е-mail: [email protected]

[email protected]



Тольятти - 2015г.



Если мы будем учить сегодня

так, как учили вчера, мы украдем

у наших детей завтра…

Джон Дьюи



  1. Краткая аннотация проекта


Современное общество ставит перед системой образования задачу подготовки гражданина знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования познавательной самостоятельности обучающихся.

В данном проекте экспериментально исследуется использование современных интерактивных технологий как эффективного средства организации самостоятельной работы школьников при изучении английского языка. В приложении представлен дидактический инструментарий для применения средств современных интерактивных технологий в самостоятельной работе обучающихся.

2. Обоснование необходимости проекта

В настоящее время возрастает значимость умения учиться. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова. - М., Просвещение, 2008.)

Однако в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между потребностями общества в реализации самостоятельности учащихся в учебно-познавательной деятельности и не разработанностью в традиционной школе системы формирования самостоятельных умений.

Существующее противоречие позволило определить следующую проблему: какие педагогические условия способствуют эффективному формированию самостоятельной познавательной деятельности у обучающихся?

Среди всех новых технологий интерактивные технологии могут рассматриваться как оптимальный способ решения проблемы. Практика применения интерактивных технологий в образовательном процессе выявила, что данная технология

• способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• способствует значительному увеличению времени языковой практики на уроке для каждого ученика;

• развивает личностные качества: самостоятельность, ответственность, коммуникабельность;

• позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения;

• формирует универсальные умения работать с информацией.

Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся.

Все вышеизложенное обуславливает выбор темы исследования - «Современные интерактивные технологии на уроках английского языка как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников ».

Таким образом, актуальность проекта заключается в том, что создание условий, обеспечивающих развитие способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, обеспечивает соответствие современного обучения с постоянно повышающимися требованиями общества к результатам обучения.

Суть проекта состоит в переосмыслении традиционной практики изучения иностранных языков с позиции творческой самореализации личности, в отборе методов и приемов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса на основе использования интерактивных технологий. Средствами будут являться мультимедийные устройства, программные продукты, а новыми условиями - смещение акцента с преподавателя на учащихся за счет организации самостоятельной работы школьников.


  1. Цели и задачи проекта

Цель исследования - изучение современных интерактивных технологий на уроках английского языка как эффективного способа развития навыков самостоятельной работы школьников.

Задачи исследования:

1. Определить научно-дидактические основы организации самостоятельной работы школьников и дидактические возможности современных интерактивных технологий для ее оптимизации.

2. Разработать модель организации самостоятельной работы учащихся в информационно-коммуникационной обучающей среде и дидактический инструментарий для ее сопровождения.

3. Экспериментально проверить эффективность использования интерактивных технологий в рамках самостоятельной работы школьников на уроках английского языка.

Гипотеза исследования - оптимальное использование современные интерактивные технологии на базе разработанного дидактического инструментария обеспечит эффективное развитие навыков самостоятельной работы и самообразования школьников.

Объект исследования - процесс организации самостоятельной работы школьников по английскому языку.

Предмет исследования - особенности интерактивных технологий как способа эффективной организации самостоятельной работы обучающихся.

4. Основное содержание проекта

4.1. Методы достижения поставленных цели и задач

теоретические методы:

- анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение нормативных и программно-методических документов об образовании;

научно-прикладные методы исследования:

-эмпирические (изучение передового педагогического опыта, анкетирование (методики тестов-опросников Т.Д. Дубовицкой, Г.А. Русских, Ч. Д. Спилбергера, и А.К. Осницкого, А.В. Глушенковой), педагогическое тестирование (методика В.П.Беспалько), статистическая обработка информации);

-экспериментальный [Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2001.].

4.2. Механизм реализации проекта

Задачи исследования

Основные мероприятия

Ожидаемый результат

Определить научно-дидактические основы организации самостоятельной работы школьников и дидактические возможности интерактивных технологий для ее оптимизации.

Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта по проблеме исследования.

Выявление условий организации самостоятельной работы учащихся с применением интерактивных технологий, методов, форм и средств применения интерактивных технологий, принципов отбора электронного учебного материала.

Разработать модель организации самостоятельной работы учащихся в информационно-коммуникационной обучающей среде и дидактический инструментарий для ее сопровождения.

1.Определение экспериментального и контрольного объектов. 2.Подбор электронных учебных пособий.

3.Интеграция общеобразовательной программы с электронными учебными материалами.

4.Создание обучающих и контрольно-измерительных материалов.

5.Утверждение инструментария диагностики эффективности эксперимента.

6.Разработка методических рекомендаций для учителя, методического инструментария учащихся.

Утверждение двух групп учащихся для проведения эксперимента.

Разработка рабочей программы, интегрированной с электронными учебными материалами.

Комплект материалов по диагностике результативности эксперимента.

Комплект методических рекомендаций для учителя.

Сборник памяток для учащихся.

Экспериментально проверить эффективность использования современных интерактивных технологий в рамках самостоятельной работы школьников на уроках английского языка.

1.Проведение стартовой диагностики в экспериментальной и контрольной группах. 2.Реализация эксперимента по организации самостоятельной работы школьников с применением средств современных интерактивных технологий в экспериментальной группе.

3.Проведение промежуточных срезов по определению уровня обученности.

4.Корректировка испытываемой методики.

5. Дальнейший эксперимент.

6.Итоговая диагностика.

7. Анализ полученных данных.

8. Корректировка модели методики в соответствии с результатами.

Определение стартовых результатов диагностики по уровню учебной мотивации и предметных достижений.

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся экспериментальной группы с применением интерактивных технологий.

Определение изменений уровня обученности в обеих группах на промежуточном и заключительном этапе.

Определение изменений уровня учебной мотивации на заключительном этапе.

Оформление методических рекомендаций по теме проекта.

4.3. Система распространения информации о проекте

- выступление на заседании школьного методического объединения;

- опубликование информации о проекте на Интернет ресурсах;

5. Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Временные ресурсы - 3 учебных года. Первый учебный год - подготовительный этап. Второй учебный год - экспериментальный этап. Третий учебный год - обобщающий этап.

Информационные ресурсы - нормативно-правовые документы, психолого-педагогическая и методическая литература, учебно-методическое обеспечение

Кадровые ресурсы - учитель английского языка, владеющий технологиями: информационно-коммуникационные, интерактивные, обучение в сотрудничестве, метод проектов.

Организационные ресурсы - Учебный план и календарный учебный график, рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» 6-7 -8 класс.

Материально-технические ресурсы - компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, наушники с микрофоном. Программное обеспечение: электронный учебник Reward (рекомендован Министерством образования РФ для использования в учебных заведениях России, письмо №1292/11 от 02.10.96)

6. Партнеры

- Инженер, обеспечивающий функционирование компьютерного класса.

- Учитель информатики, консультирующий по вопросам применения программного обеспечения.

- Психолог, консультирующий по мониторинговым измерениям.

- Методист МБУ Сош № 84 оказывающий методическую поддержку.


  1. Целевая аудитория

Исследование проводятся на базе МБУ Сош № 84 в процессе обучения английскому языку обучающихся 6 -7-8 классов. Исследованием охвачено 24 человека в возрасте от 13лет до 15. Принцип отбора обусловлен возрастными особенностями детей среднего школьного возраста (стремление к самостоятельным формам занятий, к самовыражению, самореализации). Уровень обученности и социально-психологический климат в группах 6а и 6б классов имеют близкие значения.


  1. План реализации проекта

План-график реализации этапов проекта

Этапы

Подэтапы

сент.-окт.

2013г.

нояб.- дек.

2013г.

янв.- май

2014г.

сент.- апр. 2014-2015

сент. - дек.

2015г.

янв.- май 2016г

Подгото-

витель-

ный

Поисково-теоретический


Прогности-ческий


Организацион-ный


Основ-ной

Практический


Заклю-читель-ный

Обобщающий


Внедренческий


План реализации проекта



Этапы

Под-этапы

Виды работы

Сроки выполнения

Планируемый результат

Подготовительный

Поисково-теоретический

Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта по проблеме исследования.

сент. -

окт. 2013г.

Выявление условий организации самостоятельной работы учащихся с применением интерактивных технологий, методов, форм и средств применения интерактивных технологий, принципов отбора электронного учебного материала.

Прогностический

Разработка программы эксперимента.

нояб. - дек. 2013 г.

Определение цели, задач, гипотезы, модели организации обучения, ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности эксперимента.

Организационный

Подбор экспериментального и контрольного объектов. Разработка методического обеспечения эксперимента дидактического инструментария.

янв. -май 2013-2014 г.

Утверждение двух групп учащихся для проведения эксперимента.

Рабочая программа по английскому языку для 6-8 класса.

Банк электронных учебных материалов. Обучающие материалы и КИМы.

Методический инструментарий для учителя и учащихся.

Основной

Практический

Проведение исходных констатирующих срезов в экспериментальной и контрольной группах.

Реализация эксперимента по организации самостоятельной работы школьников с применением средств интерактивных технологий в экспериментальной группе.

Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка испытываемой методики.

Итоговая диагностика

сент. 2014г.


сент. 2014г. - апр. 2015 г.


дек. 2014 г.


апр. 2015 г.

Определение стартовых результатов диагностики по уровню учебной мотивации и предметных достижений.

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся экспериментальной группы с применением современных интерактивных технологий.


Определение изменений уровня обученности в обеих группах на промежуточном этапе.

Определение результатов диагностики

Заключительный

Обобщающий

Обработка данных. Соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью. Анализ полученных данных.

Корректировка модели методики в соответствии с результатами. Разработка плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

сент. - дек. 2015 г.

Выявление эффективности эксперимента.

Определение теоретической и практической значимости проекта.

Внедренческий

Распространение результатов проекта на заседаниях школьного, городского методических объединений/

янв. - май 2016 г.

Оформление и описание хода и результатов эксперимента. Разработка рекомендаций по использованию современных интерактивных технологий при организации самостоятельной работы школьников.

Публикация результатов проекта на педагогических сайтах. Выступление на методических объединениях учителей иностранного языка.


  1. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Ожидаемые результаты:

Прямые:

• создание методических и образовательных продуктов педагогической деятельности автора проекта:

- банк методических разработок по направлениям проекта;

• обеспечение 100%-й успеваемости по предмету;

• повышение качества обученности, в т.ч. по результатам независимой

оценки.

• повышение результативности участия в интеллектуальных конкурсах и количества охвата обучающихся;

• повышение профессионального уровня учителя;

Косвенные:

Использование современных интерактивных технологий на уроках английского языка позволит:

• усилить мотивацию и дифференциацию обучения;

• развить алгоритмическую культуру, критичность мышления;

• привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

• повысить познавательный интерес к предмету;

• создать условия для самореализации личности во внеурочной деятельности;

• способствовать формированию интерактивных компетентности.

Критерием оценки эффективности проекта будут являться повышение:

- уровня качества обученности учащихся (коэффициент усвоения по шкале В.П. Беспалько),

- уровня готовности учащихся к самостоятельной работе с текстом (по Г.А. Русских),

- уровня развития познавательной самостоятельности учащихся (по материалам опросников Ч. Д. Спилбергера, А.К. Осницкого),

- уровня учебной мотивации (методика теста - опросника Т. Д. Дубовицкой),

- уровня состояния общеучебных умений и навыков учащихся (Глушенкова А. В. Диагностика учебных умений и навыков // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - N 1. - С. 102-110);

- динамика вовлечения учащихся в проектную деятельность.

10. Прогнозируемые риски и методы их коррекции

1. Отрицательное воздействие компьютерной техники на здоровье обучающихся (зрение, осанка).

Коррекция:

- Поддержание санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, освещенность, уровень электромагнитного излучения).

- Выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту.

- Грамотное построение уроков с использованием компьютера.

- Выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения.

- Создание психологически-комфортной среды в процессе обучения.

2. Внезапно возникающие технические проблемы с компьютерной техникой.

Коррекция:

- Предварительное испытание функционирования новых обучающих материалов.

- Систематическое обслуживание компьютерной техники со стороны инженера.

3. Повышенная отвлекаемость обучающихся на посторонние электронные материалы.

Коррекция:

- Установление строгого временного лимита на выполнение поставленной задачи.

- Установка блокировки неиспользуемых в работе интернет ресурсов.

11. Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе в целях развития навыков самообразования школьников возможна разработка дидактического инструментария

- для других классов средней и старшей ступеней обучения;

- для подготовки учащихся к итоговой аттестации;

- для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе выполнения домашней работы (дистанционное образование).

Необходимые ресурсы:

- компьютерный или мобильный класс в рамках урочной деятельности;

- наличие компьютера и сети интернет в домашних условиях в рамках внеурочной самостоятельной деятельности;

- пополнение перечня электронных образовательных ресурсов.

Список использованных нормативных документов и источников информации



  1. Закон «Об образовании в Российской федерации»;

  2. ФГОС основного общего образования;

  3. Гайдукова В.М. Социализации личности: размышления учителя о подготовке педагогов к реализации новых стандартов // Методист. - 2011. - № 3. - С. 45-47.

  4. Глоссарий ФГОС основного общего образования. - М., 2011.

  5. Губанова Е.В., Веревко С.А. Новый стандарт: результаты, инновации, риски // Народное образование. - 2011. - № 5. - С. 25-31.

  6. Глушенкова А. В. Диагностика учебных умений и навыков // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - N 1. - С. 102-110);

  7. Информационно-коммуникативные технологии (М.В.Моисеева.Е.С.Полат,М.В.Бухаркина), которые способствуют развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности

  8. Никишина И. В.«Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе» (Волгоград,2007г) и методы, направленные на развитие исследовательских уменийСовременные интерактивные технологии на уроках английского языка как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников


© 2010-2022