Доклад к научно-практическому семинару Актуальные проблемы обучения иностранному языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГБПОУ РК «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»





Научно-практический семинар






«Актуальные проблемы обучения иностранному языку в современных условиях»

4 декабря 2015 г.

г. Керчь, Республика Крым








ДОКЛАД


по теме «Практическое использование

современных технологий

обучения иностранному языку»












Разработал преподаватель

иностранного языка I категории

Григорьева Нина Юрьевна

1.Цели обучения иностранному языку.

Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны, прежде всего, со стремительным развитием экономики и технологий, в частности, информационных. Специалисты в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности нуждаются в обучении иностранным языкам, как орудию производства. Все это предполагает увеличение мотивации студентов, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований.

В такой ситуации проблема использования эффективной методики преподавания иностранных языков представляется крайне важной.

Ещё Аристотель вывел знаменитую триаду преподавательской этики, которая как нельзя лучше соотносится с современными требованиями:

логос - качество изложения,

пафос - контакт с аудиторией,

этос - отношение к окружающим.

Это правило справедливо и для оратора, и для актёра, и для преподавателя, чья роль подразумевает два первых образа.

Согласно образовательному стандарту по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции;

  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:

а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;

б) развитию способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;

в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;

г) формирование гражданина и патриота.

2.Образовательные технологии.

Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп образовательных технологий:

  • технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков;

  • личностно-ориентированные технологии обучения, создающие условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учёта и развития их индивидуальных особенностей;

  • технологии развивающего обучения, в центре внимания которых - способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в учебных заведениях. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся проявить свою активность, своё творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей учащихся, их уровня образования, склонностей и т.д.

2.1.Информационные технологии.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

- электронную почту (e-mail);

- телеконференции (usenet);

- видеоконференции;

- возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

- доступ к информационным ресурсам:

- справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

- поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);

- разговор в сети (Chat).

Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

изучение лексики;

отработку произношения;

обучение диалогической и монологической речи;

обучение письму;

отработку грамматических явлений.

В своей практике я применяю интернет с целью:

-Подбора учебных пособий, методического и другого материала для создания своих дидактических разработок, для проведения аудиторных занятий, планирования самостоятельной работы студентов.

-Подбора видео, изображений, которые я использую для наглядной демонстрации каких-либо фактов (например, обучающие видео по страноведению).

-Проведения занятий по аудированию (например, по темам «Моя специальность. Электротехника», «Выдающиеся ученые и изобретатели»), на основе которых я создаю цикл упражнений с последующим контролем в виде небольшой индивидуальной работы.

-Создания презентаций в Power Point для проведения аудиторных занятий. На слайдах располагаются картинки с различными грамматическими, лексическими упражнениями, выполняемыми группой и индивидуально (например, по теме «Живопись», «Мой колледж», «Моя профессия»). Эту форму можно сочетать с представлением докладов студентов (опережающее задание, например, по теме «Мой колледж»: история, современность учебного заведения, студенческая жизнь).

-Подготовки студентов к выполнению индивидуальной самостоятельной работы, например, устного доклада по теме, близкой к специальности: химия в повседневной жизни, металлургические заводы и их оборудование, машиностроение, способы обработки металлов, электротехника и близкие дисциплины (электроника, энергетика, микроэлектроника, обработка сигналов, телекоммуникации, системы управления и контроля). При осуществлении данной формы работы у студентов развиваются навыки работы с интернет-ресурсами на английском языке, навыки отбора необходимых источников, просмотрового чтения, устной речи.

-Для направления самостоятельной работы студентов при создании ими презентаций в группе и индивидуально, подготовке проектов, творческих работ (например, по темам «Моя специальность. Как стать профессионалом», «Реклама», «Мой город», «Моя страна» и др.).

-Для отработки навыков работы с текстами на английском языке при решении коммуникативно-значимых задач. Например, в Word можно выполнять следующие задания:

1) Напечатайте текст, внесите в него изменения.

2) Сократите текст, оставив в нем самую важную информацию.

3) Найдите, выделите в тексте ответы на следующие вопросы.

4) Поделите текст на смысловые части.

5) Восстановите правильный порядок следования предложений.

6) В тексте нет знаков препинания, заглавных букв, пробелов между словами. Восстановите их.

7) Найдите и выделите пассивные конструкции (жирным шрифтом, курсивом, красным цветом).

Студенты могут создавать тексты на иностранном языке: биографии, поздравительные открытки, анкеты, резюме, а также проблемные тексты, рефераты, проекты. При работе над печатным текстом, соответственно, активизируются такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо, кроме этого, достигается эффект и в сфере устной речи - благодаря расширению лексического запаса, умений конструировать текст.

-Для привлечения студентов для участия в олимпиадах, размещения творческих работ (например, на сайтах english-olympiad.ru, инфоурок, профобразование. рф, nsportal.ru).

-Для обмена опытом с коллегами, работающими на территории РФ на вышеуказанных сайтах.

Рациональное использование современных технических средств обучения иностранным языкам позволяет:

-Восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку.

-Повышать мотивацию учащихся к обучению иностранного языка.

-Полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности.

-Создать лучшие условия для программирования и контроля.

-Осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого учащегося.

-Обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля.

-Выполнять многие активные виды упражнений со всеми учащимися одновременно, включая говорение.

-Максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы.

2.2.Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия студентов в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. Применение интерактивных форм обогащает не только студента, но и преподавателя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем. Целью применения интерактивного метода обучения является формирование мотивированного интереса к английскому языку, создание условия для развития речевой компетенции студентов в различных видах речевой деятельности, которая ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих вопросов. Между студентами в группе неизбежно возникают межличностные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности.

Группа разбивается на разнородные по уровню знаний и навыков подгруппы по 3-5 человек. Каждая группа выполняет одно задание, которое является частью одной большой темы. В результате интерактивной деятельности студентов происходит усвоение материала в полном объеме. Внутри группы студенты самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Согласно этому методу предполагается, что оказание помощи «слабым» учащимся студенты в состоянии взять на себя, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого.

В своей практике данный метод я использую при изучении студентами 3 курса темы «Структура и методика проведения презентации». После знакомства студентов с типами, структурой, методами проведения презентации, усвоения ими основной необходимой лексики группа разбивается на подгруппы по 3-4 человека с разным базовым уровнем знаний. Группа выбирает тип презентации (проект, организация, товар и др.). Тема презентации достаточно свободная, но должна перекликаться со специальностью, по которой обучается группа. Внутри подгруппы участники распределяют между собой роли (например, дизайнеры или художники, специалисты по деловой риторике и т.д.). Студенты сообща подбирают материал, готовят презентацию в Power Point или иллюстрации, приносят различные макеты, инструменты или вещи для представления своей темы. Каждый участник презентации должен уметь представиться сам и представить своих «коллег», показать свою часть доклада так, чтобы она составляла общий рассказ с докладами одногруппников, используя основную лексику презентаций с опорой на наглядность. В конце презентации предполагается общение с аудиторией (ответы на вопросы). Таким образом, данная форма работы не только способствует активному усвоению студентами темы, стимулирует их творческие способности, но также учит работать в сотрудничестве, оказывать помощь, слушать своих друг друга.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в сотрудничестве. Это означает также, что каждый студент учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» студенты затрачивают одинаковые усилия на достижение своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Давно замечено, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация.

2.3.Проектная работа

Есть все основания полагать, что проектная работа позволяет моделировать "многосторонний" тип общения, в результате которого происходит взаимообучение учащихся. Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую студентами работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирование, выпуска журнала, поисковой деятельности и др.). Таким образом, он позволяет реализовать межпредметные связи в обучении иностранному языку, расширить "узкое пространство" общение в группе, осуществить широкую опору на практические виды деятельности.

В своей преподавательской деятельности я использую метод проектов в работе над темами «Мой колледж», «Моя специальность» и др. После изучения темы студентам предлагается самостоятельно разработать проект по предложенному плану в группе или индивидуально. При оценивании учебной деятельности учитывается объем проделанной работы, приложенные усилия, степень освещенности темы, правильность составления с языковой точки зрения, качество оформления.

2.4.Обучение в команде или метод сотрудничества состоит в том, что преподаватель объясняет новый материал, а затем предлагает студентам в группах его закрепить (группы не соревнуются между собой). Создаются несколько подгрупп, которым дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый выполняет свою часть), либо по "верхушке" (каждое последующее задание выполняется следующим студентом). При этом выполнение любого задания объясняется вслух и контролируется всей группой. Успех или не успех всей группы зависит oт индивидуальной ответственности каждого ее члена. Студенты следят друг за другом, помогают друг другу. После выполнения задания всеми группами преподаватель организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаково для всех групп) либо рассмотрение задания каждой группой, если задания были разные. Когда преподаватель убеждается, что материал усвоен всеми студентами, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Тест выполняют индивидуально вне группы. Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе, и выставляется общая оценка. Таким образом, и «сильный» и «слабый» студент могут принести группе одинаковые баллы.

Такая форма работа может использоваться при составление деловых диалогов с использование основных коммуникативных фраз, лексики делового общения; при изучении грамматических времен (например, группы Indefinite: Present, Past, Future), когда каждой группе дается задание проанализировать предложения по наличию слов-указателей времени, форм глаголов-сказуемых, порядку слов в предложениях разных типов; определить, к какому времени относятся данные предложения.

2.5.Метод моделирования высказываний. в комплексе с методом сотрудничества приемлем при отработке навыков устной монологической речи при работе над темой. Студенты на основе текста выстраивают содержание и логику своего высказывания.

Например, тему «Погода и времена года» можно условно разделить на 4 части соответственно временам года. Задача каждой подгруппы описать определенное время года по предложенному плану: изменения в климате и природе, занятия людей в данное время года, почему это время года любимое. Остальные студенты группы должны определить, о каком времени года говорилось. В конце работы студенты сообща с преподавателем анализируют ответы друг друга, определяют лучшую группу.

Как правило, студенты сопереживают во время выступлений их товарищей. Полученная в итоге положительная оценка становится результатом усилий каждого студента и становится стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, к совместному труду и к учению.

2.6.Метод формирования учебной деятельности. Как бы ни был студент мотивирован и как бы ни хотел высказаться, прочесть что-то, он должен, прежде всего, знать, как выполняется то или иное задание. Это значит, что студентов необходимо учить учиться. Чем лучше студент будет выполнять задания, тем успешнее он овладеет материалом, тем быстрее достигнет цели.

С этой целью целесообразно использовать «памятки». Памятка - это словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное задание. Памятки можно предъявлять как в письменном виде, так и в устном. Предъявляется памятка непосредственно перед началом работы над новым заданием. Студент (сначала под руководством преподавателя) сверяет каждый свой «шаг» с памяткой и постепенно овладевает алгоритмом работы. Далее используется метод обучения в сотрудничестве, т.е. учащиеся помогают друг другу контролировать ход действий, пока памятка не становится лишней.

Образец памятки:

Чтобы задать вопрос к предложению, необходимо:

  1. найти сказуемое;

  2. определить слабое оно или сильное;

  3. если сказуемое слабое, то выбрать вспомогательный глагол (do, does, did);

  4. подумать, изменится ли форма сказуемого в вопросе.

2.7.Работа с модулем. Модуль - это особый функциональный узел, в котором преподаватель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Преподаватель разрабатывает специальные инструкции для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией.

2.8.Исследовательская работа студентов в группах или индивидуально применяется при подготовке презентаций и выступлений, устных докладов. При осуществлении данной формы работы у студентов развиваются навыки работы с интернет-ресурсами на английском языке, навыки отбора необходимых источников, классификации, просмотрового чтения, устной речи.

2.9.Интерактивные формы: ролевая игра, консультация, аукцион, зачет, конкурс, викторина, игра, концерт, экскурсия, коллаж и др.

Все вышеперечисленные технологии используются интегрированно.


© 2010-2022