Проект Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках английского языка

Проект   Использование информационных технологий                                                при    интерактивном обучении на уроках  английского языка                        учителя английского языка                                                                                                                                                                                                                                     муниципального                                                     ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3



Проект

Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках английского языка


учителя английского языка муниципального

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 3

города Георгиевска

Муратовой Алевтина Викторовны

Проект представлен на конкурсе Учитель года-2014




город Георгиевск, 2014

Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках английского языка

I. Обоснование проекта

Современный этап педагогической практики - это переход от объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств учащихся. Сегодня уже никого не надо убеждать, что обучение иностранному языку невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ИКТ, метод проекта, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.

Важным становятся не только знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала школьника, основанного на продуктивном мышлении. Способность учащихся к интеграции, систематизации имеющихся знаний и умений для решения реальных жизненных задач является одним из критериев достижения высокого уровня саморазвития личности.

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения английскому языку с качественно новой стороны. Роль компьютера в языковом образовании очень разнообразна:

- помощь учащимся в эффективном усвоении языковой информации и систематизации; - - предоставление ученику максимально возможной свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала; Наряду с интерактивным методом обучения компьютер помогает интенсифицировать процесс обучения, индивидуализировать его, повысить мотивацию к изучению предмета, снять эмоциональную напряженность в процессе работы. Внедрение мультимедийных средств обучения в образовательный процесс поможет решать следующие наиболее сложные задачи образования:

- оптимизация отбора и представления изучаемого материала; - внедрение новых концептуально методологических подходов; - расширение возможностей использования наглядностей; - включение познавательных заданий в образовательный процесс.

Использование информационных технологий при интерактивном методе обучения позволит так организовать учебный процесс, что практически все учащиеся окажутся вовлеченными в процесс познания, они получат возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обмена знаниями, идеями. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

II. Проблема проекта

«Социальным смыслом образования становится развитие личного потенциала обучаемых, их способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы ее реализации", - отмечает А.Я. Юдовская.

Сегодня мы переживаем глобальный процесс информатизации общества. Компьютерные технологии позволяют внести изменения в инструктивно методическую деятельность, а так же должны оказать влияние на содержательную сторону предмета. В сегодняшней школе чрезвычайно важна информационно коммуникативная компетентность, «компьютерная грамотность» учащихся и учителей, которая подразумевает:

- умение искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернет;

- способность конструктировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;

- применение полученных навыков информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе, творческом коллективе или самостоятельно.

Таким образом, проблемой проекта является не только изучение факторов, явлений и процессов развития общества, но и способность развивать личностный потенциал учащихся, а также формировать способности самостоятельно определять цели деятельности и находить оптимальные средства и методы ее реализации, а так же способствовать повышению мотивации к обучению.

III. Цель и задачи проекта

Основная цель заключается в выявлении возможностей информационно-коммуникационных технологий в повышении результативности обучения, развитии креативных способностей обучающихся на уроках английского языка, реализации творческого потенциала каждого участника учебной деятельности.


Поставленная цель позволяет решить ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач:

  1. Рассмотрение актуальности использования Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка.

  2. применение ИКТ на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности;

  3. рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством ИКТ

  4. обобщение опыта использования информационно-коммуникационной технологии на уроках английского языка


IV. Гипотеза проекта

Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках английского языка позволит интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения, а так же развить коммуникативные умения и навыки, создавая ситуацию успеха.

V. Ожидаемые результаты

- повышение мотивации к изучению языка;

- развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

- увеличение объема лингвистических знаний;

- расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

- развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

VI. Этапы реализации проекта

- Изучение методической литературы и информационных ресурсов;

- -поиск и апробация форм и методов, позволяющих осуществлять интерактивное обучение с применение ИКТ;

- проведение мониторинга результативности обучения.

VII. Реализация проекта

Для осуществления поставленных целей и задач организуется индивидуальная, парная и групповая работа над решением проблемных заданий. Работа с компьютером при интерактивном обучении вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможность представления учебной информации и ее практической направленности.

Интерактивный метод - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействия учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, вырабатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.

Визуализация исторических процессов, представленная на компьютере, помогает учащимся лучше усвоить и запомнить учебный материал. Применение ИКТ в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Интерактивный метод при этом дает возможность учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы учащихся.

При использовании новых компьютерных средств обучения учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером, что является неотъемлемым элементом интерактивного обучения. Однако это не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество учителя с компьютером, использование им информационных технологий в качестве инструмента деятельности позволяет сделать процесс обучения более продуктивным и качественным.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора

  2. электронные энциклопедии и справочники

  3. тренажеры и программы тестирования

  4. образовательные ресурсы Интернета

  5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями

  6. видео и аудиотехника

  7. мультимедийные презентации

  8. научно-исследовательские работы и проекты.

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

  1. для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

  2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

  3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

  4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

  5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

  6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка и для организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

VIII.Механизм реализации проекта

Для достижения поставленной цели, требуется сознательная, целенаправленная деятельность учащегося и учителя (как организатора этой деятельности). Используя методы интерактивного обучения, даю возможность учащимся самостоятельно открыть путь к познанию, при этом учителю необходимо лишь координировать, направлять, организовывать учебный процесс, а рассказывать вместо меня может компьютер. Привычную черную доску заменяет огромный электронный экран. На нем происходит с помощью видео ряда, звука, и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству»… Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Общение с компьютером имеет то преимущество, что оно интерактивно. Взаимодействие осуществляется по всем каналам восприятия «текст-звук-видео-цвет».

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

  1. общекультурное развитие обучающихся;

  2. совершенствование навыков владения компьютером;

  3. совершенствование языкового уровня;

  4. создание благоприятного психологического климата;

  5. повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

  6. самоутверждение учащихся;

  7. возможность реализации индивидуализации обучения;

  8. реализация принципа обратной связи;

  9. большие возможности наглядного предъявления материала;

  10. исключение времени для написания материала на доске;

  11. экономия расходования материалов учителем;

  12. совершенствование процесса проверки работ учащихся;

  13. повышение авторитета учителя;

  14. сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

  15. активизация навыков самостоятельной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельности учащихся. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия. Одним из методов контроля и самоконтроля является тестирование. Чаще всего на своих уроках я использую компьютерный контроль знаний, который по сравнению с традиционными методами имеет существенные преимущества: учитывается разная скорость работы учащихся, задания дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценки, ученик видит детальную картину собственных недоработок.

Понятно, что данная форма проверки по английскому языку не может заменить все многообразие приемов и форм контроля знаний учащихся. Тем не менее, тестовые задания позволяют не только провести общий текущий контроль, но и выполнить обучающие и корректирующие функции, а так же постепенно, последовательно и качественно готовить учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Использование тестов привносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает ученику самому оценить свои знания. Тесты я использую для закрепления нового материала, в качестве текущей или итоговой проверки знаний, для самопроверки. Это позволяет мне активизировать и разнообразить занятия, осуществить дифференцированный подход в обучении.

Правила организации интерактивного обучения на уроках.

В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников занятия в процесс обучения.

  1. Надо позаботиться о психологической подготовке участников.

  2. Учащихся в технологии интерактива не должно быть много. В работе не должны принимать участие более 15 человек.

  3. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы ученикам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

  4. Отнестись со вниманием к вопросам процедуры и регламента.

  5. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Как проектировать компьютерный урок

Для плана конкретного компьютерного урока необходимо:

- составить временную структуру урока, наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;

- из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства, рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными;

- отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм, учесть интерактивный характер материала; спланировать резерв времени;

- составить временную развертку (поминутный план) урока;

- при недостатке компьютерного иллюстративного либо программного материала провести поиск в библиотеке, Интернет или составить авторскую программу;

- из найденных материалов составить презентационную программу.

Использование аудиовизуальных средств влияет на оценочно-мотивационную сферу личности. Если они используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение. И наоборот, частое их использование приводит к потере у учащихся интереса к ним.

Эффективность применения информационных технологий зависит также от этапа урока. Не следует использовать их более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Лучше всего использовать ИКТ в начале урока, атак же в интервалах между 15-й и 20-й , 30-й и 35-й минутами, что позволяет поддержать устойчивое внимание практически в течение всего урока. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может это исключить.

Периоды напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия.

Использование информационных технологий при интерактивном обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий

IX. Результативность обучения


Ученики Алевтины Викторовны ежегодно становятся призерами краевой дистанционной многопредметной олимпиады «Интеллект», Ее ученики на протяжении ряда лет являются активными участниками конкурсов, дистанционных олимпиад по английскому языку «Альбус», «Олимпус», «Британский бульдог». Также являются призёрами городского тура Всероссийской олимпиады школьников.





Литература

  1. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии - М.Знание, 1995

  2. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии М. "Народное образование", 2001

  3. Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса (www: rusedu. inf)

  4. Козлова В.А. Потрогать информатику руками.// Информатика №6,2006

  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005

  6. Селевко Г.К. Учитель проектирует компьютерный урок. «Народное образование», №8, 2005


© 2010-2022