Реализация проектной методики на уроках и во внеурочное время

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование метода проектов на уроках английского языка

Учитель английского языка

МБОУ СОШ №3 г.Салехарда

Костюкевич Е.Ф.

Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов возник еще в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике.

Данный метод нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Зачем нужен метод проектов в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?

Одной из основных целей обучения английскому языку является коммуникативная компетенция. Целью обучения во всех типах школ является не система английского языка, а иноязычная речевая деятельность.

Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы:

  • Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.

  • Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

  • Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы.

Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении английскому языку.

Обобщим основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи и т.д.);

  • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;

  • Структурирование содержательной части проекта;

  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, задач исследования, выдвижение гипотезы, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Если говорить об использовании метода проектов в практике обучения английскому языку, то, разумеется, наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу - создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании английского языка на практике. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учащимся и учителям английского языка информации, находящейся в любой точке земного шара. Любой пользователь, подключенный к сети Интернет, имеет возможность подобрать список литературы по библиотечному каталогу Библиотеки Конгресса США, получить на своем экране нужный материал, провести поиск статьи, репортажа, других источников нужной информации из самых разнообразных журналов на английском языке. Работая с такой информацией, можно получить необходимые данные по проблеме, над которой в данный момент работает группа учащихся в рамках проекта.

Участие в Интернет - проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект - это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

  • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

  • имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,

  • понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка

  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы

  • простор для творческой и созидательной деятельности.

Сайт проектной работы является презентацией мировой общественности через Интернет творческих возможностей ребят не только в области иностранного языка, но и литературы, изобразительного искусства.

Список литературы

  • Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. «Использование новых информационных технологий обучения в школе». Материалы Региональной Научно-практической конференции "Английский язык в системе «Школа - Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.

  • Гусельникова Е.В. «Как работает школьный Интернет-класс», Москва, РАО, 2000

  • Коптюг Н.М. «Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся». Иностранные языки в школе, 2003, №3.

  • Сборник «На урок в Интернет», материалы Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года», Москва, РАО, 2000.

  • Подопригорова Л.А. «Использование интернета в обучении иностранным языкам». ИЯШ, 2003, №5.

  • Душеина Т.В. «Проектная методика на уроках иностранного языка». ИЯШ, 2003, №5.

  • ГалиулинаТ.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции "Английский язык в системе «Школа - Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.

  • Кочетурова Н.А. «Метод проектов в обучении иностранному языку». Материалы Региональной Научно-практической конференции "Английский язык в системе «Школа - Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.

  • 10. Чернобай С.Б. «Организация международных проектов по электронной почте: Проблемы и преимущества». Материалы Региональной Научно-практической конференции "Английский язык в системе «Школа - Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.


© 2010-2022