ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматривается вопросы организации самостоятельной работы, акцентируется ее преимущество по формированию знаний, умений и навыков обучения.   Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, и иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д. Профессиональная карьера – это профессиональное становление и развитие личности основано показателями, которые являются: ·        профессиональная само...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ.


Серобаба Наталья Николаевная

Преподаватель английского языка


В статье рассматривается вопросы организации самостоятельной работы, акцентируется ее преимущество по формированию знаний, умений и навыков обучения.

Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, и иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.

Профессиональная карьера - это профессиональное становление и развитие личности основано показателями, которые являются:

  • профессиональная самостоятельность;

  • профессиональная мобильность;

  • способность работать в коллективе.

Все эти качества развиваются при самостоятельной работе.

Особое внимание предполагается уделить самостоятельной работе обучаемого по иностранному языку, так как именно она позволяет зделать процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции непрерывным и развить у обучаемых потребность в постоянном саморазвитии. Эффективный может быть только оперативно контролируемая самостоятельная работа.

Организация самостоятельной работы в не язычном вузе имеет особое значение, так как позволяет компенсировать все сокращающиеся количества учебных часов по иностранному языку. Любая форма самостоятельной работы должна развивать организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения обучаемого и способствовать повышению уровня владения иностранным языком. К самостоятельной работе по заданию преподавателя относится подготовка рефератов, докладов и т.д.

При организации самостоятельной работы в не язычном вузе необходимо учитывать следующие факторы, а именно:

  1. недостаточно высокий уровень владения языком

  2. отсутствие мотивации к усвоению иностранного языка

  3. практически полное отсутствие навыка самостоятельной работы

К сожалению, на современном этапе самостоятельной работа обучаемого по иностранному языку в вузе не является ни хорошо организованной, ни четко контролируемой. Самостоятельная работы должна четко подразделяться на самостоятельную работу дома и работу в языковой лабораторию. Для успешного выполнения самостоятельной работы необходимы:

  • психологическая готовность обучаемых к самостоятельной работе

  • готовность преподавателя постоянно направлять и оценивать самостоятельную работу

  • умение обучаемых выбирать адекватные способы и примеры самостоятельной работы и оценивать результаты своего труда;

  • учебные материалы для самостоятельной работы адаптированные к потребностям курса иностранного языка;

  • время, выделяемое обучаемым в учебном процессе для выполнения учебных самостоятельных заданий, осознания и исправления допущенных ошибок.

При определении итоговой оценки за курс иностранного языка 30% ее должно составлять оценка самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа должна иметь такое же методическое и материальное обеспечение, как и аудиторные занятия по иностранному языку. Преподаватель должен тщательно личные умения и отношения каждого обучаемого к самостоятельной работе. С учетом психологических особенностей обучаемых следует выбирать и тип и количества заданий, и необходимые каждому обучаемому время для самостоятельной работы.

Обучаемые, имеющие слабую подготовку в рамках базового курса средней школы должны более интенсивно вовлекаться в самостоятельную работу, выполнять большое количество заданий. Необходимо формировать у обучаемых желание самостоятельно добывать знания, проявлять инициативу, готовность обсуждать результаты своей работы. Если обратимся к вопросу обучения чтению специальной литературы на иностранном языке. Это одна из основных целей обучения -овладение умениями чтения иностранной литературы по специальности для извлечения полезной с профессиональной точки зрения информации. Подготовка специалиста, умеющего работать с иностранной литературой, является важной задачей современной высшей школы.

Однако сталкивалось с трудностями перевода незнакомых слов, работы со словарём, обучаемые пасуют, что делает чтение утомительным неинтересным.

Как же научить обучаемых неязыкового вуза самостоятельному чтению на иностранном языке?

Можно выделить два направления в решении этой проблемы:

1) Формирование мотивации данного вида деятельности.

2) Научить преодолевать трудности при чтении.

Решение первой проблемы связанно с самой деятельностью. В основе мотивации лежит осознание необходимости и полезности, а так же осознание того, что будет достигнута главная цель -получение нужной информации. Если обучаемый добивается понимание текста, то это усиливает мотивацию чтения. Очень важно, какой материал он читает Тексты на начальном этапе должны быть доступны по содержанию.

Немаловажной является и вторая задача - преодоление языковых трудностей при самостоятельном чтении на иностранном языке. Для этого существуют приём чтения про себя, ознакомительное чтение. Нужно учить выделять слова и группы слов, несущих основное содержание, отделять главную информацию от второстепенной, видеть план изложения информации, уметь соединить отдельные факты в единое смысловое целое.

Большую роль оказывает аппарат для снятия лексических и грамматических трудностей. Незнакомые слова и выражения, которые часто встречаются слова, значение которых трудно определить, нужно давать с переводом.

Постоянная работа со специальными текстами на иностранном языке позволяет будущим специалистам расширять свой проффесиональный кругозор, способствуя тем самым активному мотивированному совершенствованию навыков владения иностранным языком.

Для самоконтроля обучаемому целесообразно дать анкету, опросник, или оценочную таблицу

Анкета

«Определение целей, задач, содержания, этапов и результатов изучения иностранного языка» (с использованием личностных стратегий):

  1. Умеешь ли ты определить для себя приоритеты в изучении иностранного языка (научиться понимать на слух тексты на иностранном языке, читать и понимать аутентичные тексты, вести беседу или переписку с носителем языка на иностранном языке, составлять небольшие сообщения, непродолжительные высказывания по определенной теме и т.д.)?;

  2. Умеешь ли ты ставить перед собой конечные цели при изучении иностранного языка (владеть иностранным языком на уровне пользователя, владеть иностранным языком на профессиональном уровне, владеть профессиональным (в области определенной специальности) иностранным языком)?;

  3. Умеешь ли ты определить форму изучения иностранного языка (самостоятельное изучение, языковых явлений и форм обучения, изучения языка на языковых курсах в группе, изучения языка с преподавателем индивидуально и т.д.)?;

  4. Умеешь ли ты определить способы достижения данных целей (прослушивание аутентичных текстов, чтение оригинальной литературы, работы с учебно-методическими материалами, составление письменных форм изложения и т.д.)?:

  5. Умеешь ли ты определять средства, используемые при достижении постоянной цели? и т.д.

Опросник

«Определение целей самостоятельной работы над языком»:

Я хочу расширить словарный запас в следующих областях… Я хочу научиться употреблять в речи… Я хочу научиться понимать аутентичные тексты по… Я хочу научиться грамотно переводить тексты по… Я хочу научиться составлять письменно… Я хочу составлять устные сообщения по…Я хочу научиться общаться с носителем языка с следующих областях…

Оценочная таблица «Оценка умений, навыка и стратегии чтения»

Я владею/умею

Виды деятельности

Очень хорошо

хорошо

Недостаточно хорошо

Вообще не владею/не умею

1)Я владею стратегиями просмотрового чтения (получить общее представление о тексте при беглом просмотре одного или нескольких текстов)


2)Я владею стратегиями ознакомительного чтения (получить основную информацию при беглом прочтении)


3) Я владею стратегиями изучающего чтения (сделать полный анализ текста и понять все его содержания)


4)Я владею стратегиями поискового чтения (быстро находить в тексте/-ах нужную информации.)


Индивидуальный и дифференциальный подход к обучению иностранному языку в вузе предполагает решение следующих задач: принципов самостоятельной активности и осознанности познания в качестве новых информационных и педагогических технологий в образовательные процесс по дисциплине «Иностранный язык».

Преподаватель участвует в самостоятельной работе обучаемого опосредованно, через создание им условий для достижения поставленных обучаемыми целей. Организация самостоятельной работы обучаемого, прежде всего, предлагает наличие целей изучения иностранного языка, обуславливающих постановку определенных учебных задач. Как показывает практический опыт, обучаемые в большинстве своем не владеют так называемыми «стратегиями целеполагания» в области изучения иностранного языка, которые предполагают умение обучаемого осознанно ставить цели овладения различными аспектами языка, определять соответствующий конечный продукт, учебной деятельности. Обучаемому при изучении иностранного языка, необходимо умение анализировать и оценивать потребности в изучении иностранного языка; умение оценивать трудности овладения иностранным языком; умение оценивать способности изучения иностранного языка: умение конкретизировать определенные цели и задачи; умение оценивать и выбирать способы изучения иностранного языка.

Виды самостоятельных работ обучаемых:

  • составление тезисов и конспектов при работе с литературой;

  • самостоятельное изучение темы с использованием учебной и справочной литературы;

  • работа по заданию преподавателя с новинками литературы по подготовке материала опережающего обучения и сообщение его на занятиях;

  • поиск практических примеров в обществе по изучаемым дисциплинам;

  • творческие диктанты по новой технологии;

  • составление кроссвордов;

  • ответы на вопросы по самостоятельно изученному материалу;

  • ответы на вопрос по средствам обучения (картина, машина, макет, и т.д.)

  • рецензирование работы сокурсников;

  • решение проблемных ситуаций;

  • самостоятельное составление практических задач по ранее изученному материалу;

  • подготовка вопросов для тематических КВН, олимпиад, реклам выставок, презентаций;

  • подготовка рефератов, докладов по заданной теме;

  • самостоятельная работа с нормативно-техническими документами

  • подготовка сообщений на конференциях;

  • выполнение курсовых работ и дипломных проектов;

  • выполнение лабораторных и практических заданий;

  • научно-исследовательская работа.

С первого самостоятельного задания обучаемым следует рекомендовать формировать папку «Собственные достижения», в которую будут складываться самостоятельно выполненные работы (конспекты, отчеты по всем самостоятельно выполненным практическим заданиям, самостоятельно разработанные и оформленные документы и т.д.)

Развитие самостоятельной работы позволит уйти от традиционных групповых занятий. Самостоятельная работа - это, прежде всего, приобретение конкретных умений и навыков, т.е. применение знаний в работе.


Литература:


1.Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранных язык: Пособие для учителей. - М.:АРКТИ,2010г.

2.Павлович Т.С. «Методические условия при организации самостоятельной работы с аутентичными текстами в неязыковом вузе». 2009г.

3.Полинова О.Л. Активизация самостоятельной работы студентов ССУЗов, Санкт-Петербург,2009г.



© 2010-2022