Игры на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Игры на уроках английского языка

[Методическая разработка]






Место игры на уроках английского языка.

Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет". (Ф. Шиллер)

Давно известно, что игра дает учащимся возможность раскрыть свой скрытый потенциал в непосредственной обстановке. О роли игры в процессе обучения говорили и говорят многие известные педагоги и психологи. Еще Л.С. Выготский говорил, что именно в игре дети учатся усваивать общественные функции и нормы поведения. Игра, как он отмечал, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, так как игра - это всегда эмоции; а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. И.А. Зимняя - психолог, занимающийся вопросами обучения иностранным языкам в школе, так определяет место игры в учебном процессе: "В основе обучения иностранному языку лежит игра, которая является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения".

И.Пассов выделяет шесть основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

  1. формирование определенных навыков;

  2. развитие определенных речевых умений;

  3. обучение умению общаться;

  4. развитие необходимых способностей и психических функций;

  5. познание в сфере страноведения и языка;

  6. запоминание речевого материала.

По существу, в каждой игре мы имеем дело с одним - двумя речевыми образцами, и поэтому игра - это не что иное, как языковое упражнение. Но специфика игры заключается в том, что "учебные задачи выступают перед учащимися не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит перед собой учебной задачи, но в результате он чему-то научается". (М.Н. Скаткин)

Приведу в качестве примера игры, которые проводятся при изучении лексики. Это лексическое лото, кроссворды, чайнворды, "Снежный ком", "Найди слово", "Дуэль" или "Аукцион", задача которых сводится к тому, чтобы последним назвать слово, выражение, фразу по определенной теме.

Тесно связаны с лексическими играми и имеют большое значение игры фонетические, особенно на начальном этапе обучения английскому языку. Их целью является, как известно, развитие фонематического слуха, формирование навыков установления адекватных звукобуквенных соответствий, формирование навыков произношения связного высказывания. Наиболее часто употребляются следующие фонетические игры: игры-загадки ("Какой звук задуман?"), игры-имитации ("Скороговорки"), игры-соревнования ("Необычный телефон"), игры с предметами ("Назови слово"), игры на внимательность ("Правда-ложь").

Лексика сама по себе является важной частью языка, но в речи она употребляется в различных грамматических конструкциях: словосочетаниях, предложениях, текстах. Для того, чтобы тренировать учащихся в употреблении грамматического материала, на уроках используются игры грамматические. Помимо всех тех игр, которые были названы выше, в группе грамматических игр используется также игра "Исправь ошибку", "Угадай", "Двадцать вопросов". Игра "Аукцион" проводится практически при изучении любой грамматической темы. Например, ход игры при изучении конструкции I am going to… На стол выставляется табличка с конструкцией I am going to…, далее расставляются таблички с различными глаголами (write, watch TV, play computer games, read an interesting book etc.) Берём любую карточку, например, с глаголом write и показываем ее учащимся. Все читают надпись на карточке и начинают хором считать: I am going to write… one! I am going to write… two! I am going to write… three! Кто-либо из учащихся говорит: I am going to write a letter to my Granny. Говорим:Sold и отдаём карточку ученику. Побеждает тот, кто получит наибольшее количество карточек.

Эту игру я проводила при изучении самых различных тем ("Мой рабочий день" - конструкция It is time to…; "Город" - конструкция How can I get to… и другие).

Универсальной является ИГРА В КАРТЫ. Эту игра применяется при изучении и тренировке любого материала: лексики, грамматики, фонетики. Детям она нравится, и они с удовольствием в нее играют. Команды получают по колоде карт. На одной из них написано слово, на другой - контекст, в котором оно может быть использовано. Представитель одной команды "делает ход" картой, например, со словом go, представитель второй команды "бьет" эту карту своей, например со словами to bed. В целом получается словосочетание go to bed.

Второй вариант игры. На картах написаны слова по различным темам. Представитель первой команды ходит картой, например, со словом pencil. Представитель второй команды должен побить эту карту своей картой со словом по этой же теме, например, pencilbox.

Третий вариант игры - "Звук - слово". На одной карте написан звук, на другой - слово, которое этот звук содержит.

Если игра в карты применяется с целью формирования навыка устной речи, то на картах написаны фразы из мини диалогов. Например, карта с фразой How are you? бьется картой Fine, thanks.

Игры для обучения говорению весьма разнообразны. В основе их лежит пересказ, описание иллюстрации, составление и воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов. По способу и характеру они могут подразделяться на игры с текстом, функциональные, взаимодействие (с обменом информации), ролевые, имитационно-моделирующие, игры-соревнования. Например: "Составь фоторобот" (при изучении темы "Внешность человека"); "Модницы" (тема "Одежда"); "Архитекторы" (тема "Город и село"); "Дизайнеры" (тема "Дом и квартира"); "Покупки" (тема "В магазине") и другие.

Для отработки в устной речи времен Future Simple или Past Simple применяется игра "WEEKEND". Для проведения этой игры учащимся раздаются рисунки, на которых изображены различные предметы, план местности, билет и др. По этим рисункам учащиеся должны определить, чем человек занимался или будет заниматься в выходные дни. Затем составляется коллективный рассказ. Например, при изучении будущего простого времени составляется такой рассказ: On Saturday Peter will go to the country. He will go there with his parents. They will stay near the river. They will live in a tent. They will go fishing. They will swim and lay in the sun. I think Peter will like his weekend.

Совмещение различных приемов ТРИЗ и игр дает положительные результаты в обучении. Использование игровых ситуаций и игр делает урок эмоциональным, создает положительное отношение к изучению иностранного языка, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся, дает учителю возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении. В ходе такого эмоционального урока включается непроизвольная память, которая помогает лучше, глубже усвоить изучаемый материал, и наряду с другими упражнениями на всех трех этапах формирования языковых способностей всячески содействует этому.

Ролевая игра - это приём, который позволяет ученикам совершенствовать свои речевые навыки и умения, а также попробовать свои силы в актёрском мастерстве.

Ролевые игры, с методической точки зрения, несут в себе следующие задачи:

  1. Создание психологически благоприятной готовности учащихся к речевому общению.

  2. Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала.

  3. Тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Можно привести следующую классификацию ролевых игр на уроках ИЯ:

I. Грамматические игры.

Данные игры преследуют цели:

  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

  • развить речевую творческую активность учащихся.

II. Лексические игры.

Данные игры преследуют цели:

  • тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке;

  • познакомить учащихся с сочетаемостью слов;

  • развивать речевую реакцию учащихся.

Представляется эффективным пользоваться лексическими играми на всех этапах обучения.

III. Фонетические игры.

Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. Можно использовать игру под названием Intonation Game.
Идея для неё взята из газеты English, издательство "Первое сентября".
Учащиеся получают карточки, на которых написано, с какой интонацией нужно прочитать предложение, а остальные должны догадаться, что это за интонация. Например, на карточках написано:

fear; surprise; joy; irritation; anger; disappointment.

Sample sentences:

1) I am riding my new bicycle. (fear, joy, irritation or surprise)
2) We are writing a test. (fear, surprise, irritation, anger or disappointment)
3) Where have you been? (surprise, irritation, anger or disappointment).

IV. Орфографические игры.

Цель данных игр - упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть - на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

V. Творческие ролевые и деловые игры.

Такие игры формируют у учащихся навыки говорения, аудирования. Одной из задач подобного рода игр является обучение учащихся речевой реакции в процессе коммуникации. Хорошим примером творческих игр служат игры, основанные на популярных телепередачах. В методической литературе много пишется о пользе проведения интегрированных уроков, основанных на двух учебных предметах.
Здесь эффективно использовать ряд известных телепередач: "Колесо истории" (иностранный язык - история), "В мире животных" (экология - иностранный язык).

На интеграции дисциплин экономики (основ бизнеса) и иностранного языка можно проводить ролевые деловые игры.
Автором данной работы была придумана и составлена творческая деловая игра, во время которой учащиеся, разделившись на две группы, обсуждают за "круглым столом" на вечеринке у одного из участников идею создания нового предприятия. Образцы карточек:

ROLE CARD FOR GROUP A

You are a group of friends. You have been invited to the party organized by Mr. ____________, one of your friends. First deal with the recent news.
Suggestions: Nick has gone to Paris with his new girl-friend, Martha and Ben have arrived from their business trip, etc.
Then your friend announces that he (she) is going to open a new business in selling fashionable clothes for teenagers in this country and abroad. Of course, you are shocked. Express it. Prepare questions to discuss the possibility of working and helping with the new business.
Prompts: ….enough capital? … a license? … advertisements? … price per unit? … where to open shops? … subsidiaries?(how many? Where?) Etc.

ROLE CARD FOR GROUP B

You are all very close friends, and one of you (Mr. _______) organized a party in his cosmetics office on Friday evening. Choose that person and tell it to group A.
The party starts in an informal way: mainly you are welcome to exchange the news with your guests. Then Mr. ________suddenly says that he is going to run a new business. Though, you all know about it (but not your guests). You will be selling teenage clothes in this country and abroad in about two months' time.
The guests are very much interested in that project and have a lot of ideas and questions. Discuss them. Be sure everyone is involved in the discussion.

При проведении такой игры целесообразно познакомить учащихся с деловой лексикой на иностранном языке. Будет также интересно, если диалоги деловой игры будут записаны на аудиокассету, а потом прослушаны в классе; в ходе прослушивания можно будет комментировать некоторые речевые ошибки.
Таким образом, в ходе различных игр будут достигнуты навыки коммуникативной деятельности, учащиеся смогут получить удовольствие от уроков, а это положительно сказывается на их мотивации.

Используемая литература:

1.Стайнберг Дж. «110 игр на уроках английского языка».Издательство «Астрель», год 2004.

2.Федорова Г.Н. «Игры на уроках английского языка», Ростов-на-Дону, 2005 г.


© 2010-2022