Эссе О современном состоянии процесса воспитания школьников

Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе. Анализируя свой педагогический опыт, прихожу к такому мнению, что в воспитании личности самое главное место занимает, прежде всего, поведение окружающих его людей. Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Мы воспитываем ребенка не только тогда, когда с ним разговариваем, поучаем, приказываем. Мы воспитываем ребенка даже тогда, когда нас рядом нет. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сухорукова Екатерина Николаевна, профессиональная переподготовка,

по направлению «Олигофренопедагогика»


Эссе

«О современном состоянии процесса воспитания школьников».

«Человек может стать человеком только путем воспитания. Он то, что делает из него воспитание. Воспитание - величайшая проблема и труднейшая задача для человека»

И. Кант

Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности и.т.д.

Но несмотря, ни на что, воспитание - было, есть и будет одним из самых важных и сложных систем человеческой деятельности.

В педагогике воспитание делят на три вида: авторитарное, демократичное, либеральное. Можно долго спорить о том, что лучше - «кнут или пряник», но, наверное, именно гармоничное слияние авторитета и свободы в воспитании дает самый плодотворный результат.

Анализируя свой педагогический опыт, прихожу к такому мнению, что в воспитании личности самое главное место занимает, прежде всего, поведение окружающих его людей. Наше собственное поведение - самая решающая вещь. Мы воспитываем ребенка не только тогда, когда с ним разговариваем, поучаем, приказываем. Мы воспитываем ребенка даже тогда, когда нас рядом нет. Как одеваемся, как разговариваем с другими людьми и о других людях, как радуемся и печалимся, как обращаемся с друзьями и врагами, как смеемся, слушаем - все это имеет для ребенка большое значение.

Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в прямом воздействии на ребенка, а в организации жизни его. В этом деле нет мелочей. Воспитатель не имеет права ничего назвать мелочью. Как говорил А.С.Макаренко «Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них складывается жизнь». Руководить этой жизнью, организовать ее - и есть самая ответственная задача воспитателя.

Обыкновенно предполагается, что люди известного поколения знают, какими должны быть люди вообще, и потому могут их готовить к такому состоянию. Думаю, что это совершенно несправедливо, потому что люди, во-первых, не знают, какими должны быть люди - могут в лучшем случае знать только идеал, к которому им свойственно стремится; во-вторых, люди, воспитывающие, тоже движутся и воспитываются. Потому, зачастую, ошибки в деле воспитания неизбежны.

Если рассмотреть, жизнь современного школьника, то здесь воспитательное воздействие кроме окружающих людей, оказывают потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Современный школьник живет иллюзией свободы. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Считаю, что особую роль в работе со школьниками имеет значение мероприятия, направленные на формирование сознания соучастия себя в судьбе Родины, Мира и даже целой Вселенной!

Воспитание - сложное и трудное дело, но это так до тех пор, пока родитель или же педагог не научится воспитывать самого себя. «…Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь,… Воспитание других, включается в воспитание себя, и другого ничего не нужно» - эти замечательные строки принадлежат выдающемуся писателю и педагогу Л.Н.Толстому.

Известно, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим. Непосредственностью в поведении. Эти особенности, на мой взгляд, являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Для нравственного формирования личности важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых, под их наблюдением он учится, прежде всего, послушанию. Поэтому в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Воспитательный процесс нужно стараться строить так, чтобы можно было предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Ученик должен научиться правильно, действовать и тогда, когда от него не требуют отчёта.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок иной раз ошибается, неправильно поступает. Но учитель должен помочь ему осознать и пережить горечь ошибки, безнравственность поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и пересмотреть направленность мотива, вызвавшего ошибочное действие.

Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности.

Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы проявились их лучшие черты и качества.

Определяющее значение в воспитании младших школьников имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учеником характерны: душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. В основе гуманистического стиля отношений лежит педагогический оптимизм учителя, его безграничная вера в возможности ученика, опора на положительное в ребёнке.

Младшие школьники исключительно чувствительны к мнению своего учителя, поэтому каждую оценку необходимо хорошо обдумывать, избегать общих оценок личности каждого ученика.

Важнейшая миссия педагога - воспитать у детей патриотизм, то есть уважение к предкам, любовь к своему народу, русского к русскому, их взаимную симпатию, привязанность к месту своего рождения. Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности.

Учителю необходимо демонстрировать и проявлять внимание к высказыванию каждого ученика, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. Надо постоянно помнить, что огромные воздействия на нравственное развитие личности оказывает та система отношений, которая её окружает.

Литература:

  1. Ефремов О. Ю. Педагогика: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.: - (Серия «Краткий курс»).

  2. Журнал «Воспитание школьников» № 9, 2012 г.

  3. Синицына Г.П. Воспитание современного школьника: учебное пособие. - 3-е издание, Омск: издательство ОмГПУ, 2010 г.

© 2010-2022