Статья «Обучение чтению на иностранном языке»

Статья на тему «Обучение чтению на иностранном языке». В данной статье рассматриваются основные виды чтения, этапы овладения учащимися каждым видом чтения, основные принципы обучения чтению. Также даны примеры упражнений для развития навыка изучающего вида чтения. Обучение чтению на иностранном языке способствует приобщению к новому миру, формирует готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Кемеровский профессионально-технический техникум







СТАТЬЯ


«Обучение чтению на иностранном языке»






Подготовила

Преподаватель

Феданкова Виктория Геннадьевна






г. Кемерово

2014

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому, в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение - читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становиться все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говориться в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 - 30 % избыточной, второстепенной информации.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Изучающее чтение отличается большим количеством повторного перечитывания частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа путем анализа языковых форм, намеренным выделением более важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе.

Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

а) ознакомительное - изучающее - просмотровое - поисковое;

б) изучающее - ознакомительное - просмотровое - поисковое.

Последний вариант представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

Примеры упражнений обучающих изучающему виду чтения:

- Упражнения на соотнесение значения слова с темой (ситуацией, контекстом)

1. Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.

2. Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.

3. Определите различные контекстуальные значения одного и того же слова.

4. Выполните частичный перевод предложений на родной язык.

5. Прочтите текст, найдите в нем слова, которые обозначают…

6. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении, переведите их.

7. Постарайтесь понять значение выделенных слов по контексту; проверьте себя по словарю.

8. Прочтите предложение и найдите слова, подтверждающие, что речь идет о…

- Упражнения на расширение лексического запаса

1. Сравните однокоренные слова и выделите в них общую основу.

2. Сравните способы образования указанных слов, назовите части речи, к которым относятся эти слова.

3. Найдите в тексте слова, образование которых вы можете объяснить.

4. Прочтите предложения и выпишите слова с приставкой (суффиксом), обозначающей…

5. Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от …

6. Прочтите предложения и выпишите глаголы с предлогами со значением движения в каком-то направлении (времени, места); переведите глаголы без словаря, сверьте свой вариант с ключом.

7. Подберите правильный перевод (определение) к каждому из данных терминов.

- Упражнения на опознавание дифференциацию грамматических явлений.

1. Прочтите и обратите внимание на то, как изменяется смысл предложения в зависимости от: а) употребленного предлога; б) видо-временной формы глагола.

2. Выделите смысловой глагол в составном сказуемом и дайте перевод последнего. Назовите грамматические ориентиры смыслового глагола.

3. Разметьте синтагмы в предложениях.

4. Прочтите, подчеркните, выпишите фразы в предложениях, обозначающие…

5. Найдите подлежащее, относящееся к выделенному сказуемому, и определения, относящиеся к указанному существительному.

6. Составьте предложения из фраз, расположенных в произвольном порядке.

7. Укажите слово, которым следует заполнить пропуск во вторых предложениях, чтобы они подтверждали смысл первых.

8. Среди приведенных ниже предложений найдите те, которые поясняют данное (предшествуют ему, следуют за ним).

Очень важно, чтобы обучаемые овладели поисковыми действиями при чтении: знали, где искать смысловой глагол, где может стоять вспомогательный глагол и т. п. Этому может способствовать использование алгоритмов и памяток.






Список литературы

  1. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка - Мн.: Высшая школа, 2001. - 552 с.



© 2010-2022