ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г. М. Ялдышева

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА - ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся, исследовательских навыков учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов и т.д.

Идея активизации обучения имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Так, постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в пифагорийской школе.

Первостепенное значение среди методов и приемов обучения занимают эвристическая беседа, проблемное изложение, дедуктивный подход. На широком использовании этих методов и строится современная теория проблемного обучения, разработанная М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.

М.И. Махмутов считает, что проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности [1, с.289]; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных, включая и творческие способности в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.

Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Под проблемным обучением понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания. Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся.

Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Исходя из этого проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности, при которой учащимися воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельности анализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира - общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века - определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность максимально использовать ее интеллектуальный потенциал, развивать прогрессивные технологии. В связи с происходящей модернизацией системы образования в России усиливается роль иностранных языков в воспитании всесторонне развитой личности.

В современном быстроменяющемся мире возникают и новые социальные требования к сфере образования, а задача системы образования остаётся неизменной - воспитание полноценного и конкурентоспособного гражданина, раскрытие роли знаний не только с точки зрения получения экономической выгоды, но и с точки зрения воспитания будущих поколений - думающих, ответственных перед обществом и сопереживающих за страну граждан.

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.

Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации. Более того, сегодня уже совершенно очевидно, что владение одним иностранным языком для решения проблем профессиональной, а значит, экономической и социальной защищенности, не достаточно.

В рамках проблемного обучения английский язык изучается как средство повседневного общения.

Уроки английского языка должны способствовать познанию достижений национальных и общечеловеческих ценностей, осознанию личности не только гражданином своей страны, но и членом мирового сообщества.

Английский язык помогает понять красоту и богатство родного языка, оценить культурное наследие своего народа страны, понять образовательные потребности не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, спланировать перспективу личностного роста.

Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их образовательного потенциала. Всё это подтверждает значимость иностранного языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке, мотивируя потребность в его изучении. В целом, говоря об эффективности обучения языкам, необходимо предпринимать шаги по системному усовершенствованию данной работы. Необходим поиск инновационных методов. Проблемное обучение является одним из востребованных способов обучения иностранному языку.

Проблемное обучение на уроках английского языка помогает найти наиболее эффективные пути и способы перестройки репродуктивного мышления на функциональное, так как во главу угла ставит продуктивное, творческое мышление.

С помощью проблемного обучения на уроках английского языка можно:

  • выявить индивидуальные наклонности каждого ученика;

  • учить наблюдать, исследовать, активизировать мыслительную деятельность, т.к. нет готовых ответов на вопросы ни в одном учебнике;

  • учить слушать и слышать друг друга, уважать мнение собеседника, следуя поговорке «один ум хорошо, а два лучше»;

  • учить жить по принципу: «Не согласен - возражай, возражаешь - предлагай, предлагаешь - действуй»;

  • заинтересовать учащихся в познании окружающего мира;

  • изменить роль учителя (учитель - не контролер, а наставник, советник, источник информации, который разделяет общую ответственность за результат).

Активные методы проблемного обучения:

  • учебная тематическая дискуссия (завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов);

  • метод «круглого стола» (проблема для обсуждения, приглашение гостей, обмен мнениями, подведение итогов);

  • деловая игра. Этапы игры (подготовка, проведение, подведение итогов). Виды игры (ролевая игра, викторины, конкурсы, имитационные игры: дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и другие);

  • интеллектуальный штурм (формирование проблемы, тренировочная разминка, мозговая атака - штурм поставленной проблемы, оценка и отбор наилучших идей, сообщение результатов мозговой атаки);

  • анализ конкретных ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуация-оценка, ситуация-упражнение).

Одна из главных целей общего образования - научить учиться. Учитель должен выступать в роли помощника, консультанта. А для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться.

В этой связи приобретает особенное значение естественность поведения учителя и дружелюбность атмосфер. Все здесь: и окружающая обстановка, и песни, звучащие с раннего утра, и преподаватель, общающийся с учениками на английском языке не только формально на уроке, использование игровых приемов и компьютерных технологий, создание элективных курсов (которые имеют профильную и профессиональную ориентацию) служат дополнительной мотивацией в развитии инициативности и самостоятельности учащихся, в осуществлении общения на изучаемом иностранном языке, развитии их воображения и творчества, расширении кругозора в процессе решения разнообразных познавательных заданий.

Проблемное обучение на уроках английского языка «учит учиться». Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.

Проблемное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль, как учителя. Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения [2, с.47]. Взаимоотношения между учителем и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Учитель принимает активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.

Проблемное обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Опыт работы также показывает, что приближать проблемные вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жизненности ситуаций, но и за счет повышения новизны информации, и это, несомненно, возбуждает интерес к ним. Например, в классе намечается вечер, и я начинаю урок не с текущего материала, а предлагаю высказать свои планы о его проведении, подсказывая учащимся недостающие им слова, предлагаю свои идеи. Следует отметить, что во время обсуждения я никогда не останавливаю ребят для разбора языковых ошибок, а просто исправляю их, не нарушая хода обсуждения. При повторении какой-либо языковой ошибки я просто беру ее на заметку и на следующем уроке провожу необходимые тренировочные упражнения.

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.

Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. Я использую информационные ресурсы сети Интернет, школьную медиатеку, интегрируя их в учебный процесс, при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Учащиеся получают домашнее задание найти дополнительную информацию о биографии и творческой деятельности авторов изучаемых произведений в библиотеке или в сети Интернет. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи.

Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал - умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь - к образованию через всю жизнь»

Проблемное обучение вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.

Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда.

Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.

В заключение следует отметить, что проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании.

Литература

1. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - С. 288-291.

2. Комаров А. С. Творческий подход к планированию урока английского языка / А. С. Комаров // Иностранные языки в школе. - 2006. - №3. - С.45-49.

3. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке. /Иностранные языки в школе/ №3, 2000. С. 71-75.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии.- М, 1999 - 272 с.

5. Искрин, С. А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку / С. А. Искрин // Иностранные языки в школе. - 2004. - №2. - С. 40-44.

6. Солодкова И.М. Творческое саморазвитие как принцип формирования конкурентоспособной личности средствами иностранного языка//Успехи современного естествознания.-2008-№9-С.74-76




© 2010-2022