Конспект интерактивного занятия в педагогическом колледже. Характеристика сюжетно-ролевой игры

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема воркшопа: Характеристика сюжетно-ролевой игры, ее структурные компоненты. Интерактивный воркшоп-лекция.

МДК. 02.01. Теоретические и педагогические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

2 курс, специальность 44.01.02. «Дошкольное образование»

Преподаватель: Бабухина Анна Викторовна, к.п.н.

Цель - сформировать компетентность студентов об особенностях, структуре, классификации, технологиях педагогического содействия сюжетно-ролевой игре в дошкольном возрасте.

Задачи:

1. Развивать профессиональные умения через решение педагогических ситуаций и задач;

2. Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому материалу, модулю, профессии в целом.

Учебная литература:

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. -М. : Издательский центр «Академия», 2001;

«Педагогическаий словарь» Коджаспировых;

Словарь русского языка С.И. Ожегова.

Оргмомент воркшопа. Встанем в круг, возьмитесь за руки. Давайте передадим импульс тепла. добра др. другу. В ваших руках самое дорогое - дети и их полноценной развитие. Как быстро вы передали импульс. точно так сосредоточенно и уверенно начинаем наше взаимодействие.

Повторение ранее изученного фронтальная беседа.

На начало урока видеозапись о нарушении прав ребенка на игру.

Что можете сказать? (нарушены права ребенка на игру)

Одному студенту даю задание прочитать, что написано в рамочках и принести ту информацию, которая касается изучения нашего модуля. Позже прочтет из Конвенции о защите прав ребенка ст 31.

Какие нормативные акты также регламентируют защиту прав ребенка на игру? (Закон «Об образовании» 2012 г., в котором говорится, что дошкольное образование теперь является обязательной ступенью, Конвенция о защите прав ребенка

Реализация игры в нормативных законодательных актах?

Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 1 января 2014года установлены (п. 2.7, 4.6.):

- целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте «стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого»;

- целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам».

Реализуя ФГОС через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, педагог ДОУ должен использовать различные виды игр во всех направлениях развития и образования детей, а также образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

Концепция дошкольного воспитания (2003) определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Но возможным это может быть только в случае сохранения за игрой позиции ведущей деятельности детей дошкольного возраста, ведь именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности.

Таким образом, реализовать право ребенка на игру как самоценную деятельность, в процессе которой происходит его психическое и фи­зическое развитие, воспитание разносторонней социальной личности и формирование учебной и трудовой деятельности, возможно при обязательном создании всех условий, необходимых для игры, взаи­модействии ребенка со взрослым во время игрового процесса.

Листочки на столе.

Проверка знаний. ТЕСТ. Взаимопроверка.

- Прочитайте высказывание Эльконина Д.Б. и определите тему урока

Тема занятия: Характеристика сюжетно-ролевой игры, ее структурные компоненты

- Прочитайте цель изучения МДК это поможет Вам сформулировать план лекции.

- Запишите тему и план.

1. Творческая сюжетно-ролевая игра - основная форма игровой деятельности дошкольников.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую педагоги-психологи считают ведущей за собой развитие деятельностью дошкольника (Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин). Эльконин называет период дошкольного детства периодом ролевой игры. Сл

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми.

- Почему творческие?

- Давайте обратимся к словарю Ожегова и узнаем. Что означает творчество?

Творчество - создание культурных материальных ценностей. Дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания.

- Кто по вашему мнению занимался разработкой теории игры?

Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Зворыгина Е.В., Выготский Л.С., Менджерицкая Д.В., Михайленко Нинель Яковлевна, Эльконин Д.Б., и другие.

Актуальность изучения темы. Великие отечественные ученые разбирались в с-р игре ребенка, ответьте на вопрос, для чего ВАМ необходимо изучение данной темы как будущим воспитателям?

- Ответьте на вопрос слайда. (Помощь: сопровождение, содействие, упорядочивание деятельности: руководство)

Целеполагание. Сформулируйте цели изучения темы.

-Какие понятия нам необходимо рассмотреть?

Условием применения сюжетно-ролевой игры как педагогического средства должно стать знание структуры игры, этапов развития.

Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых».

Итак, давайте обратимся к понятию сюжетно-ролевая игра? Однозначных терминов нет. Из англ. Protected play, Roll play. И др. Мы можем употреблять как ролевая игра. Сравните определения и выберите самое удобное, объясните свою позицию. Записываем объединяя со слайда.

Сюжетно-ролевая игра - это творческий вид игровой деятельности, наиболее характерный для детей дошкольного возраста. Основой которой этой деятельности является мнимая или воображаемая ситуация, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим в игровой обстановке.

На эту особенность указывал Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Творческий характер игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения.

В чем парадокс игры? Казалось бы игра дошкольника свободный вид деятельности, в котором нет жестких рамок, а с другой стороны, ребенок впервые начинает подчиняться правилам и нормам принятыми в обществе.

Задание: определите особенности ролевой игры в сюжетно-ролевой игре.

Смотрим сюжетно-ролевую игру Путешествие. Ширшина Елена. Участница конкурса Воспитатель года. Выборг.

Как вы думаете, что же за «источник», который «питает» сюжетно-ролевую игру ребенка? (окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослого и сверстников)

Особенности сюжетно - ролевой игры. СЛ.

Основной особенностью сюжетно - ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации

Дети сами выбирают тему игры.

Развивают сюжет.

Распределяют роли.

Подбирают нужные игрушки и атрибуты.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте:

1) Соблюдение правил (регламентирование того, что делают ребенок и воспитатель.) Просто так, из ниоткуда, действие по правилам не возникает. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослого, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образцу жизни людей.

⇨ Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

2) Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра - это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.

3) В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны.

На ваш взгляд, ребенок отличает игру от действительности? Обоснуйте свою позицию. (отличает, о чем говорит наличие в его речи высказываний типа «как будто», «понарошку», «по-правде», однако ребенок не притворяется, а действительно переживает все).

Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Сеченов доказал, что игровые переживания ребенка оставляют глубокий след в сознании малыша.

⇨ Сюжетно-ролевая игра - школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка.

4) В ходе сюжетно-ролевых игр происходит развитие интеллекта. Некоторые игры продолжаются неделями, постепенно развиваясь («Моряки», «Путешествие»…).

⇨ Продолжительное пребывание ребенка в одной и той же роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.

5) В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.

6) В сюжетно-ролевой игре происходит интенсивное развитие речи.

Развитие сюжетно-ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний». Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство.

Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

Заполнить таблицу на развороте тетради:

Характеристика структурных компонентов сюжетно-ролевой игры. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. -М. : Издательский центр «Академия», 2001; 284-289 с.





Компоне-нты



Характери-

стика

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

11Младшая группа

3-4 года

Средняя группа

4-5 лет

Старшая группа

5-6 лет

Подготовительная группа

6-7 лет

Сюжет игры


Содержание игры


Роль


Структура творческой сюжетно-ролевой игры.

В структуре игры можно выделить несколько элементов.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Структура сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

⇨ Сюжет

⇨ Содержание

⇨ Роль

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

- бытовые (семья, магазин, больница),

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

- драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок и рассказов)

- производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, животноводческая ферма),

- общественные (празднование Дня рождения города, библиотека, школа, полет на Луну).

После полета Юрия Гагарина в космос (12 апреля 1961 г.) дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир). Сейчас тема освоения космоса актуальна, Россия занимает позицию лидера, данная игра способствует развитию чувства патриотизма.

От чего зависят сюжеты детских игр?

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. На построение сюжета ребенком влияет: игровая культура той игровой группы детей, в которую он включен; игровая традиция, возраст.

Вертушка. Знающий учит не знающего. Разделились на три группы. Изучение материала. И обучение других групп. Совместное заполнение таблицы. 284-289 с.

Содержание игры - ситуация, воспроизводимая ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это - многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куклу» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это - моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших - соблюдение правила в игре.

Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

- Знаете ли вы чем отличие игр по содержанию игр детей младшего дошкольного возраста от игр детей более старшего возраста?

Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П.Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку - уложил спать; снова покормил- и снова уложил спать. А.П.Усова охарактеризовала такие игры как игры- действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Например, Сережа, папа которого капитан речного парохода, предлагает «воспитательнице» покатать детей по Москве-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала «как будто море».

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.).

В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку - уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Третьим элементом в строении игры становится роль.

Роль - игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. «Врач» делает укол «больному», «продавец» взвешивает «покупателю» «колбасу».

Интерактивная игра «Спроси меня»

В 4 группах готовите по 3 вопроса на закрепление материала. Затем по истечении 3 мин. адресно задаете эти вопросы по считалочке выбрав команду - ведущую. Вопросы не могут быть направлены на воспроизведение материала, например, дайте определение понятию..

Примерные вопросы для закрепления:

Наличием чего определяется творческий характер сюжетно - ролевой игры?

Какую роль чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль…

Почему можно сказать, что сюжетно-ролевая игра относительно самостоятельна? (так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство).

Какие ступени развития проходит сюжетно-ролевая игра? (Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему).

Какие психические процессы, формируются в процессе сюжетно - ролевой игры?

Итог урока. Посмотрите на форзац тетради, и определите ОК и ПК сформированные за урок.

Домашнее задание. Закончить таблицу: Характеристика структурных компонентов сюжетно-ролевой игры.



Компоне-нты



Характери-

стика

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

11Младшая группа

3-4 года

Средняя группа

4-5 лет

Старшая группа

5-6 лет

Подготовительная группа

6-7 лет

Сюжет игры


Содержание игры


Роль







Компоне-нты



Характери-

стика

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

11Младшая группа

3-4 года

Средняя группа

4-5 лет

Старшая группа

5-6 лет

Подготовительная группа

6-7 лет

Сюжет игры

Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих

Сюжет- цепочка из двух действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий; дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Цепочка игровыхдействий,объединенныходним сюжетом,соответствующим реальной логике действий взрослых.

Сюжет держится на воображаемой ситуации; действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям м/у людьми.

Содержание игры

Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности

Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и свя­занные с бытом: покормил мишку - уложил спать; снова по­кормил- и снова уложил спать

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер.

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей.

Отображение в игровых действиях отношений м/у людьми (подчинение, сотрудничество)

Роль

Роль - игровая позиция, ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Выполняет отдель­ные действия, характерные для какого-либо взрослого (ук­ладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого.

Ролевое взаимодействие между играющими осу­ществляется посредством предметно-игровых действий (врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы).

Выполнение роли стано­вится значимым мотивом игровой деятельности, ребенок не просто играет, а выполняет роль (капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали и пассажирам было удобно)

Ребенок принимает во внимание не столько последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, са­молет может приземлиться), сколько смысл социальных от­ношений (полоса свободная, но надо запросить диспетче­ра, чтобы не случилось аварии)


Задание студентам. Работа в группах: сформулировать задачи, которые решает сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста.

⇨ Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.

⇨ Формирует деловые личностные качества ребёнка, устойчивые моральные представления, а также ролевых способов отображения окружающего.

⇨ Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.

⇨ Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.

⇨ Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре, условными.

Итог воркшопа. Какие ЗУН формировали? В чем необходимость изучения этой темы?

11

© 2010-2022