- Преподавателю
- Иностранные языки
- Педагогический проект Создание образовательной среды комфортной для учащихся
Педагогический проект Создание образовательной среды комфортной для учащихся
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Заболотная Е.М. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Создание образовательной среды, комфортной для учащихся.
Необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывает неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют».
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:
-
Психологическая
-
Интеллектуальная
-
Физическая
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Источником психологической комфортности является:
-
Положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя;
-
Доброжелательное отношение между учителем и учеником.
Интеллектуальность комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
В структуру психологической комфортности ребенка в образовательном
учреждении входит 4 компонента:
-
Организационный компонент (комфортность в предметной среде школы и образовательном процессе)
-
Деятельностный компонент (комфортность в учебной деятельности)
-
Коммуникативный компонент (комфортность в общении)
-
Личностный компонент (внутриличностная комфортность)
Как добиться психологической комфортности в школе?
-
Используйте в своей работе просьбы, а не требования;
-
Добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;
-
Не допускайте стрессообразующих ситуаций;
-
Используйте на уроках методы эмоциональной разрядки
Как добиться интеллектуальной комфортности в школе?
-
Используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке;
-
Используйте динамические паузы или минуты релаксации;
-
Создавайте ситуацию успеха;
-
Справедливо оценивайте ответы учащихся.
Как добиться физической комфортности в школе?
-
Организация горячего питания в школе, питьевого режима;
-
Соблюдение гигиенических условий и норм СанПина.
Несколько заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности образовательной среды:
-
Уважайте детей
-
Отмечайте малейший успех ученика
-
Не приписывайте успех себе, а вину ученику
-
Ошиблись-извинитесь, но ошибайтесь реже
-
На уроке создайте ситуацию успеха
-
Хвалите ученика в присутствии коллектива, прощайте наедине
-
Не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
Список литературы:
-
Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.
-
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Смирнов Н.К. - 2007
-
Ситуация успеха на уроке. Кузнецова Л.В. - начальная школа. - 2003.- №4
-
Всем ли комфортно в школе? Кореневская методическое пособие - Кемерово: изд.обл. ИУУ, 1999.