Педагогический проект Создание образовательной среды комфортной для учащихся

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание образовательной среды, комфортной для учащихся.

Необходимость разговора о комфортности учебной среды связано с тем, что в настоящее время большое количество школьников испытывает неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы мы видим в достижении школьниками комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: «Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют».

Существует три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность:

  • Психологическая

  • Интеллектуальная

  • Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

Источником психологической комфортности является:

  • Положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя;

  • Доброжелательное отношение между учителем и учеником.

Интеллектуальность комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

В структуру психологической комфортности ребенка в образовательном

учреждении входит 4 компонента:

  1. Организационный компонент (комфортность в предметной среде школы и образовательном процессе)

  2. Деятельностный компонент (комфортность в учебной деятельности)

  3. Коммуникативный компонент (комфортность в общении)

  4. Личностный компонент (внутриличностная комфортность)

Как добиться психологической комфортности в школе?

  • Используйте в своей работе просьбы, а не требования;

  • Добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;

  • Не допускайте стрессообразующих ситуаций;

  • Используйте на уроках методы эмоциональной разрядки

Как добиться интеллектуальной комфортности в школе?

  • Используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке;

  • Используйте динамические паузы или минуты релаксации;

  • Создавайте ситуацию успеха;

  • Справедливо оценивайте ответы учащихся.

Как добиться физической комфортности в школе?

  • Организация горячего питания в школе, питьевого режима;

  • Соблюдение гигиенических условий и норм СанПина.

Несколько заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности образовательной среды:

  1. Уважайте детей

  2. Отмечайте малейший успех ученика

  3. Не приписывайте успех себе, а вину ученику

  4. Ошиблись-извинитесь, но ошибайтесь реже

  5. На уроке создайте ситуацию успеха

  6. Хвалите ученика в присутствии коллектива, прощайте наедине

  7. Не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

Список литературы:

  1. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И.

  2. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. Смирнов Н.К. - 2007

  3. Ситуация успеха на уроке. Кузнецова Л.В. - начальная школа. - 2003.- №4

  4. Всем ли комфортно в школе? Кореневская методическое пособие - Кемерово: изд.обл. ИУУ, 1999.

© 2010-2022