Доклад «Межпредметные связи на уроках экономики»

«Межпредметные связи предмета                                              «Основы рыночной экономики»   Нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек был абсолютно независим от мира экономики, мог махнуть на нее и экономические законы рукой. Разве только на необитаемом острове. Все же остальные, хотят они того или не нет, вынуждены считаться с требованиями мира экономики. «Жизнь устроена так, что решение любого, даже, на первый взгляд, не связанного с экономикой вопроса, все равно зависит от нее». (Н.А. Назарбаев). Современный этап состояния нашего общества, развитие рыночных отношений характеризуется широким применением в производстве новых технологий, глубокими преобразованиями в общественной и личной жизни. Экономическое образование имеет целью усвоение учащимися той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью человека в современном рыночном производстве.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Межпредметные связи предмета

«Основы рыночной экономики»


Нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек был абсолютно независим от мира экономики, мог махнуть на нее и экономические законы рукой. Разве только на необитаемом острове. Все же остальные, хотят они того или не нет, вынуждены считаться с требованиями мира экономики. «Жизнь устроена так, что решение любого, даже, на первый взгляд, не связанного с экономикой вопроса, все равно зависит от нее». (Н.А. Назарбаев).

Современный этап состояния нашего общества, развитие рыночных отношений характеризуется широким применением в производстве новых технологий, глубокими преобразованиями в общественной и личной жизни.

Экономическое образование имеет целью усвоение учащимися той части основ социального опыта человечества, которая связана с экономической и организационной деятельностью человека в современном рыночном производстве.

Существуют три уровня экономических знаний, на которых следует формировать экономические знания учащихся:

- Общенаучный: знание экономических законов рыночной экономики, рыночного производства, основных понятий в области экономики производства и труда, маркетинга, менеджмента, психологии;

- Отраслевой: специфическое проявление отдельных экономических законов в конкретной отрасли; особенности организации экономики производства и труда в данной отрасли;

-Профессиональный: сумма экономических знаний и умений, необходимых для успешной работы на конкретном рабочем месте.

- Общенаучный уровень позволит ознакомить учащихся с экономико-организационными основами современного рыночного производства.

-Отраслевой хорошо согласуется с задачами профориентации и особенностями построения программ производственного обучения по конкретным профессиям.

-Профессиональный уровень экономических знаний необходим для соединения обучения с производительным трудом.

В содержании экономических знаний, «рассыпанных» в общеобразовательных и специальных предметах колледжа и в содержании производственной подготовки, имеются знания всех трех указанных уровней.

Изучение каждого учебного предмета, предусмотренного учебным планом по какой-либо профессии, вносит свой вклад в общее развитие и воспитание, политехническое и профессиональное образование учащихся.

Осуществление меж предметных связей позволяет органически сочетать изучение предметов общеобразовательных и профессионально-технического цикла с производственным обучением и предметом «Основы рыночной экономики».

Познавательно-практическая связь рассматривается как органическая взаимосвязь познавательной и предметно-практической, трудовой деятельности учащихся.

При подготовке учащихся колледжа широко применяют приемы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

В этом направлении достигнуты немалые успехи. Однако многие преподаватели тяготеют только к внутри предметной активизации, в частности разрабатывают систему заданий по отдельным предметам.

Такие задания действительно необходимы, они помогают преподавателям контролировать усвоение отдельных тем, каждым учащимся.

Однако такая система знаний все же не является исчерпывающей. Многие учащиеся зачастую не умеют применять полученные знания на практике.

Так происходит потому, что преподавание отдельных предметов и выполнение учащимися заданий по этим предметам не всегда объединено логической связью.

Учащийся может ответить на упрощенный вопрос, но нередко теряется, если вопрос сложный, комплексный, требующий для ответа умения связать знания, полученные на уроках по различным предметам. Зачастую учащиеся не могут воспользоваться справочной литературой, проиллюстрировать свой ответ схемой или графически.

Одним из необходимых условий целостности формируемых знаний является осуществление действенных меж предметных связей. Существует немало форм и методов установления меж предметных связей, весьма действенной формой является выполнение учащимися комплексных меж предметных заданий.

Как показывает практика, выполнение хотя бы на заключительном этапе обучения даже одного комплексного меж предметного задания заставляет учащихся по-иному оценить свои знания. Они убеждаются в том, что знания по отдельным предметам, объединенные логической связью, позволяют создавать, творить.

Комплексные меж предметные задания, могут быть разработаны для разных профессий, и по разным предметам. При этом не следует бояться слова «экономика».

Необходимо особо подчеркнуть, что выполнять комплексное задание учащиеся могут после объяснения преподавателем соответствующего материала на уроках экономики и изучения его по учебнику.

Темы предмета «Основы рыночной экономики», вообще экономические вопросы, могут быть включены в различные общеобразовательные и специальные предметы, изучаемые в колледже.

География - особенности взаимодействия человека и природы; глобальные проблемы охраны и преобразования окружающей среды; предпосылки образования и важнейшие черты экономики различных стран; виды экономико-географических связей; вопросы статистики и т.д.

История располагает богатыми возможностями экономического образования и воспитания учащихся. Это исторические знания об экономике и труде; развитие и становление предпринимательства; биографии исторических личностей, экономистов и т. д.

Физика. При изучении физики на экономическое образование и воспитание «работает» анализ и раскрытие сущности таких общих вопросов как развитие физики и техники, роль физики в создании материально-технической базы, отдельные отрасли производства. Преподаватель физики, помня о задаче экономического образования и осуществляя межпредметные связи, может при изучении отдельных тем и вопросов показывать значение экономических знаний для успешной профессиональной деятельности человека

При изучении курса химии следует обратить внимание на темы получения и применения полимерных материалов, о сырьевых источниках, полезных ископаемых, характере продукции химической промышленности.

Бытовая химия. Выгоды личного плана знаний по химии. На уроках математики целесообразно решение расчетных задач. Это требует от учащихся не только математических навыков, но и знание экономических категорий и понятий, действия современных экономических законов в рыночной экономике.

Например, завод, реализуя продукцию по договорным ценам, получил выручку в объеме 2520000 тг., затратив на производство 1800000 тенге.

Определить рентабельность.

Решение. В нашем случае В = 2520000 и поэтому S = 1800000 тг. Прибыль Р = 2520000 - 1800000 = 720000 тг.

Рентабельность составляет ч = Р / S * 100 = 720000* 100 / 1800000 = 40%.

Русский язык как предмет имеет большую возможность по закреплению экономических понятий, терминов. Это, в первую очередь, диктанты с профессиональной и экономической терминологией. Сочинения на тему рекламы и т.д.

На уроках казахского языка - это небольшие по объему переводы текстов экономического содержания, как с русского на казахский, так и наоборот..

На уроках по различным предметам необходимо согласованно излагать одни и те же вопросы, освещая их в различных аспектах, чтобы у учащихся сложилось цельное представление о законе, явлении, процессе.

Особенно важна экономика как меж предметная связь на уроках спец технологии и производственного обучения, где рассматриваются вопросы организации рабочего места, экономии сырья и материалов, расчета затрачиваемого материала при изготовлении того или иного изделия, расчета заработной платы, способов сокращения потерь сырья и материалов, экономии материалов и т. д.

Наиболее целесообразным, можно считать, меж предметное задание, расчетно-графического характера, с экономическим обоснованием (калькуляция изделия).

Такое задание должно состоять из отдельных, взаимно дополняющих друг друга упражнений, связанных между собой единой целью проектирования, изготовления изделия и его востребованностью на потребительском рынке.

Содержание и порядок выполнения меж предметных комплексных заданий могут быть довольно разнообразными, однако общим должно быть следующее:

- исходным пунктом для таких заданий должны быть принципиальные схемы, технические рисунки, графики, информационные наглядные пособия;

- в результате выполнения комплексного задания должно произойти закрепление изученного материала, усвоение экономической терминологии;

- задание должно состоять из нескольких упражнений;

- по каждому упражнению, входящему в комплексное задание, должны быть разработаны краткие методические рекомендации и подобран
справочный материал, что позволит учащемуся выполнить задание с
наименьшей затратой времени; каждому учащемуся должен быть выдан индивидуальный вариант задания;

- основная цель меж предметного комплексного задания - это активизация и установление тесной связи в преподавании нескольких дисциплин, более глубокое усвоение и прочное закрепление знаний-
учащимися.

Реализуя, межпредметные связи, можно добиться единства обучения и воспитания, сформировать у учащихся новые взгляды, развить у них экономическое чутье, как того требует время.

© 2010-2022