Статья на тему: Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Ванина Ольга Олеговна

Учитель английского языка МОУ гимназия №44,

г. Люберцы.

В программе по иностранным языкам отмечается, что "основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности". При этом особая роль отводится социокультурному компоненту содержания обучения, как фактору, во многом определяющему использование языка в конкретных ситуациях, тем самым влияющему на иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся. Предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».

При формировании социокультурной компетенции содержания обучения предполагает:

  1. Формирование знаний о своей стране и странах изучаемого языка (географическое положение стран, их столицы, достопримечательности, политическое устройство, традиции, культурное наследие стран изучаемого языка, менталитет, стиль и ритм жизни людей определённой культуры или страны, факторы, предопределяющие развитие и становление культуры, искусства, истории стран).



  1. Развитие умений соотносить свою собственную и иноязычную культуру, воспринимая различия как норму сосуществования культур в современном поликультурном мире; гибко использовать различные стратегии для установления контакта с представителями других культур; представлять свою страну и ее культуру,



  1. Воспитание готовности к общению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде, культурной непредвзятости, толерантности, речевого и социокультурного такта и вежливости.

Современные УМК предоставляют широкий спектр деятельности в плане реализации социокультурного подхода к преподаванию иностранного языка. В современных УМК по английскому языку содержится достаточно материалов страноведческого характера, в частности, сведений из истории, культуры, географии стран изучаемого языка. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьника говорить на английском языке о том, что его окружает, что ему дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации.

Посредством страноведческих, культуроведческих и социолингвистических материалов школьники приобщаются к культуре и реалиям стран, говорящих на английском языке, расширяется их кругозор, обогащается их коммуникативный и жизненный опыт, развивается способность и готовность использовать английский язык в реальном общении; целенаправленно формируются умения представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения. Обучению придается современное звучание, ориентированное на взаимопонимание, терпимость к различиям между людьми, совместное решение важных общечеловеческих проблем, сотрудничество и взаимодействие, в том числе и средствами английского языка. Современная цель обучения иностранному языку и культуре может быть сформулирована как подготовка к реальной межкультурной коммуникации. Ряд авторов трактуют межкультурную коммуникацию как адекватное взаимопонимание участников коммуникации, принадлежащих к разным национальным культурам. [1,131] Именно такая постановка обучения соответствует потребностям, предъявляемым к иностранным языкам на современном этапе развития общества.

Важным фактором формирования социокультурной компетенции является применение новых технологий обучения. Технология критического мышления, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве и игровые технологии, технология развивающего обучения развивают интерес к иноязычному общению, расширяют его предметное содержание. При формировании социокультурной компетенции очень актуально также использование информационно-коммуникационных технологий.

Но что такое теория без практического ее применения?! В данной статье, я хотела бы поделиться с вами именно тем, как на практике можно применить представленный выше теоретический материал и представить несколько фотографий.

При знакомстве в 4 классе с флагами англоговорящих стран, мы выполняли проект «Нарисуй и представь свой любимый флаг». Обучающимся очень понравился данный вид работ, они отнеслись к заданию ответственно и с большим энтузиазмом.Статья на тему:Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка

Что касается географического компонента. Одной из любимых тем обучающихся, а так же составителей учебников является обсуждение того или иного города. И проходя такие темы в 4, 5 и 6 классах можно выполнять различного рода проекты, целью которых является представить наиболее понравившийся город из пройденных. Материал касается англоговорящих стран, но так же нельзя обойти стороной и нашу родную страну и уже в 6 классе темой проекта была: « Путешествие по России ». Так же наряду с английским языком мы улучшили свои знания не только в области географии, но и немного в области истории и литературы. В 5 классе, проходя тему Древних городов (Египет и Инки) мы решили исследовать русские древние города и обучающиеся сделали по ним доклады. А что касается литературы, то в 6 классе мы представляли мифы и сказки собственного сочинения. Статья на тему:Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языкаСтатья на тему:Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка

Важной темой при формировании социокультурной компетенции является знакомство с традициями, обычаями и очень плодотворной темой для работы послужили праздники. Продуктивен метод сравнения, позволяющий сопоставить факт родной культуры и культуры изучаемого языка, а также провести параллель сравнения традиций, обычаев, манер, праздников и достижений. Хотелось бы привести некоторые примеры: на «День матери» обучающиеся подготовили прекрасные открытки, поздравления и сочинения для своих мам. На Новый год так же обучающиеся делали открытки, писали письма Дедушке Морозу. Статья на тему:Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка

И на День влюбленных обучающиеся приготовили прекрасные доклады, открытки и презентации. С большим интересом к этому празднику отнеслись старшеклассники, они подготовили материал о зарождении этого праздника, о праздновании его в разных странах и, конечно же, в России. Статья на тему:Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка

Хотелось бы поделиться еще одной интересной, на мой взгляд, традицией, которая имеет место быть на моих уроках. По завершению каждого юнита мною проводится « КВН». Обучающимся очень нравится данное мероприятие, они с нетерпением ждут его. «КВН» проводится в форме игры, класс делится на 2 команды (у нас это обычно мальчики против девочек) и обучающиеся выполняют различные задания. Приведу примеры из последнего проведенного мной относительно недавно «КВНа»: конкурс «Волшебный цветок» («Magic flower») каждая команда поочередно отрывает лепестки, на которых написаны вопросы и отвечает на них, вопросы соответственно я составляю по пройденному материалу. Или конкурс «Секретное послание» («A secret letter») : каждой команде дается свиток с зашифрованными на нем предложениями ( слова стоят не по порядку) и нужно составить грамматически правильное предложение. Интерактивное взаимодействие учащихся в группах обеспечивает практическое использование языка в ситуациях, моделирующих реальную действительность.

К наиболее действенным методам формирования социокультурной компетенции можно также отнести сравнительно-сопоставительный метод, включающий различного рода дискуссии (на занятиях обсуждаются традиции, обычаи, которые в значительной мере отличаются от родной культуры); метод «критических инцидентов», нацеленный на выявление различий в вербальном и невербальном общении (ученикам предлагается описание инцидента в общении, в результате которого взаимодействие представителей различных культур было затруднено по причине культурных различий и недопонимания ситуации одним из партнеров); метод «культурных капсул», акцентирующий одно из различий в культурах, например, различие между покупателями в Англии и России; метод «аудио-мотора» (по типу детской игры «Simon says»). [2]

В заключении, хотелось бы добавить, что обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из базовых принципов обучения предмету. Приобщение к культуре другого народа не только делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся, но и способствует полноценной коммуникации, более точному и адекватному пониманию носителей данной культуры, способствует формированию умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения. Социокультурный компонент в содержании обучения иностранному языку играет существенную роль в развитии личности обучающегося, так как дает возможность не только ознакомиться с наследием культуры страны изучаемого языка, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры учащегося. Данный компонент призван расширить общий, социальный, культурный кругозор обучающихся, стимулировать их познавательные и интеллектуальные процессы.

Литература:

  1. Верещагина, И.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для V классов школ с углубленным изучением английского языка/ И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. - М.: Просвещение, 2001. - 94с.

  2. Knapp-Ptohoff, A. Instead of Introduction: Conceptual issues in Analizing Intercultural Communication/ A. Knapp-Ptohoff, K. Knapp, W. Enniger// Analizing intercultural communication: Studies in anthropological linguistics. - Berlin; New York; Amsterdam: Mouton der Gruyter, 1987. - P. 1 - 14.



© 2010-2022