- Преподавателю
- Иностранные языки
- Методические рекомендации Формирование и развитие мотивационной компетенции
Методические рекомендации Формирование и развитие мотивационной компетенции
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Пилипенко Л.А. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Управление образования администрации города Горловка
Горловский лицей №85 «Гармония»
Формирование и развитие
мотивационной компетенции
Подготовила учитель
английского языка
Горловского лицея № 85
«Гармония»
Пилипенко Людмила Алексеевна
Категория: высшая
Звание: «Старший учитель»
Формирование и развитие мотивационной
компетенции
Ученик, приходя в школу владеет достаточной информацией об окружающем его мире и, как правило, чувствует себя достаточно приспособленным к нему. В каком бы окружении не рос ребёнок, он с оптимизмом смотрит в будущее и идёт в школу с желанием учиться. И если ученика лишить ожидаемого завтрашнего успеха, если лишить веры в себя, тяжело будет надеяться на его светлое будущее.
Ожидание радости должно пронизывать всю жизнь ребёнка. Учитель на уроках создает ситуацию успеха. Успех в обучении- единственный источник внутренних сил ребёнка, который рождает энергию для преодоления трудностей.
Для формирования интеллекта каждый ученик объективно имеет потребность в условиях, которые способствуют его интеллектуальному росту за счёт максимально возможного обогащения ею ментального опыта. А для этого он должен быть заинтересован в самостоятельной работе над собой. Современная молодёжь должна быть мобильной, информированной, критически и творчески мыслить, а значит и больше мотивированной к самообучению и саморазвитию.
Формирование мотивации в учебной деятельности- один из важных вопросов. Эта проблема актуальна не только для учителей, психологов, родителей, но также она отражается на развитии самого ребёнка, его обучении и поведении. С какими же трудностями мы сталкиваемся? Низкая успеваемость, нежелание учиться, низкий уровень культуры, неумение общаться. Почему одни ученики охотно идут в школу, а другие отказываются учиться и прогуливают уроки?
Условием успешного обучения есть мотивация , которая побуждает ученика к определенной деятельности с целью расширения и углубления знаний, повышения уверенности и независимости от внешних факторах .
Что же такое мотивация ?
Мотив - (от латинского слова движение ) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен в виде специфических переживаний, характеризуется ли положительными эмоциями от ожидания успеха достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.
Формирование мотивации обучения у детей
Мотивационный
этап
Подход к учащимся, у которых доминирует правое полушарие
«ЛЕВШИ»
Подход к учащимся, у которых доминирует левое полушарие
«Правши»
Пространственная
организация
Рабочее полушарие - левое
Рабочее полушарие - правое
Цветовая организация
Светлая доска- тёмный мел
Тёмная доска и светлый мел
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности
Необходима опора на образы, на контекст; связь информации с реальностью, практикой. Необходимы творческие задания, эксперименты. Хорошо стимулирует работу лёгкий музыкальный фон, речевой и музыкальный ритм.
Необходима опора на схемы, придаётся большое значение технологии, деталям. Тяга к абстрагированию, линейному изложению информации, необходимо неоднократное повторение материала. Для работы нужна тишина.
Формирование мотивации
Необходимо поддержать стремление к лидерству, повышению престижности в коллективе. Хорошо работают в условиях интенсивных контактов, социально- значимой деятельности.
Дать возможности самостоятельной деятельности. Стремление к глубине в знаниях. Высокая потребность в умственной деятельности, получении новой информации, тяга всё время учиться.
МОТИВАЦИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ИГРА
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
САМООЦЕНКА
ПРАКТИЧНОСТЬ
СИТУАЦИЯ УСПЕХА
ОЦЕНКА
НОВИЗНА
СТИМУЛЫ
УЧЕНИК
УЧИТЕЛЬ
СЕМЬЯ
УВП
П
УСЛОВИЯ
Мотивация - динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющего его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Мотивация достижения - стремление человека к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом . Мы должны развивать интерес и познавательную мотивацию ребёнка.
Учеба во многих её составляющих привлекательна для ребёнка. В ней есть возможность для познания нового, проявления таланта, социального одобрения, установления эмоциональных отношений с другими. Мотивация - ключ к успеху в обучении.
Виды мотивации : позитивная мотивация, негативная мотивация и антимотивация.
Позитивная мотивация накапливает позитивные эмоции, и когда интенсивность становится значимой, то необходимо переходить к действию. Негативная мотивация заключается в том, что человек начинает создавать негативные картины будущих событий. Антимотивация - это ситуация, когда человек вообще отказывается от выполнения каких-либо действий.
Роль учителя - помочь ученику разработать алгоритм обучения, разделить его на этапы и систематически подчеркивать успехи ученика. Все это будет увеличивать веру ученика в свои силы.
Хотелось бы остановиться именно на определении «позитивной мотивации».
Ученик должен хорошо понимать цели и задачи урока, он должен захотеть изучать материал , т.е. иметь положительную или позитивную мотивацию к учению; поняв какими способами он действует для достижения поставленных целей; уметь проконтролировать правильность своих достижений. Внутренняя мотивация есть важным условием устного обучения.
Основные способы мотивации:
-показ практического значения знаний;
-иллюстрация интересных примеров;
-создание ситуаций успеха;
-сообщение теоретической значимости материала;
-поставка далёких и близких перспектив.
На уроках пытаюсь создать дружескую, доверительную атмосферу. Каждый может высказать своё мнение. Дети очень чувствуют настроение учителя, его доброжелательность, искренность и тогда платят тем же. Если учитель и ученик нашли взаимопонимание и на уроке «одно целое», то это уже положительная мотивация.
Как правило хороший урок насыщен многообразным различных ситуаций.
Нужно поддержать интерес уч-ся на протяжении всего урока.
Качество обучения зависит от внутренней мотивации, которую создаёт сам ученик, но которая в огромной мере зависит от учителя, об качества нашей работы.