ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ В КОМПЕТЕНТНОСТНО - КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости.на современном этапе развития образования особую значимость приобретают технологии  обучения, построенные на здоровьесберегающих, здоровьеразвива...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ АСПЕКТ

В КОМПЕТЕНТНОСТНО - КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Чеснова Н.А.,

учитель английского языка

Россия, Самарская обл., с. Приволжье,

ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье

муниципального района Приволжский

Самарской области

e- mail: [email protected]


Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделай его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо


Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости.

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников. Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В то же время в современных российских школах с жесткой унификацией и стандартизацией образовательного процесса состояние здоровья учащихся учитывается статочно. В большинстве из них работа по сохранению и укреплению здоровья носит стихийный, эпизодический характер. Учителя недостаточно применяют здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. У учащихся не сформировано ценностное отношение к собственному здоровью, большинство из них имеют низкий уровень знаний по проблеме здоровьесбережения, не владеет элементарными умениями и навыками по сохранению собственного здоровья.

Школа на современном этапе должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего населения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Здоровье подрастающего человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен не только уметь сохранять свое здоровье, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Одним из направлений перехода к инновационному типу развития является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Это в свою очередь требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций внутри самой системы образования. Таких инноваций, которые обеспечили бы достижение качественно новых результатов при сохранении здоровья учащихся: компетенций, метапредметных умений, способности к личностному и профессиональному самоопределению. Федеральные государственные стандарты нового поколения именно требуют внедрения новых современных технологий обучения, которые имели бы тенденцию к снижению нагрузок на здоровье учащихся. Предусматривали бы обучение с большим интересом к процессу, который исключал бы не столько физическое, а нервно - психическое и переутомление.

Таким образом, на современном этапе развития образования особую значимость приобретают технологии обучения, построенные на здоровьесберегающих, здоровьеразвивающих принципах. В рамках такой технологии строится компетентностно - контекстная модель обучения и воспитания, разрабатываемая и внедряемая в нашей школе в рамках эксперимента. Данная модель имеет комплексный подход к обучению, позволяет реализовать достижение как образовательных, так и личностных, репрезентативных или социальных результатов обучения с наименьшими потерями для здоровья обучающихся. Физическая составляющая здоровья мало поддается коррекции в процессе аудиторного обучения. А вот психическая и социальная составляющие могут быть скорректированы именно применением наиболее щадящей и в то же время более прогрессивной системой обучения.

В данной модели единицей образовательного процесса является не урок, а учебная тема. Тема делится на этапы:

  1. Осознание структуры изучаемого явления - 20% изучения темы.

  2. Осознание генезиса способов деятельности - 10%.

  3. Самореализация в коллективной деятельности - примерно 60% изучения темы

  4. Рефлексия - 10%.

Проанализирую деятельность учащихся на каждом этапе. На первом этапе дети следят за построением чужой мысли, предвосхищают ход мысли, записывают. Основываясь на обобщенном алгоритме деятельности, предлагают варианты решения ключевых задач, диктуют учителю поэтапно решение и записывают его. Осуществляют рефлексию в процессе понимания чужой мысли. Здесь учитель постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышает устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

На втором этапе учащиеся участвуют в процессе осознания генезиса способов деятельности: объясняют механизм работы обобщенных способов деятельности в предлагаемых заданиях, записывают решение, проговаривая вслух, задают вопросы. Дети не боятся выяснить свои сомнения. Они не уйдут с урока с чувством непонимания. Еще раз подчеркну, что это приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся.

На третьем этапе, учитель выступает в качестве тьютора. Учащиеся, самостоятельно работают в коллективной деятельности над выполнением предложенных заданий «от простого к сложному»: вступают во взаимодействие по вопросам принципов выполнения заданий. Определяются с уровнем планируемых достижений, самостоятельно рассчитывают время их достижения. Анализируют причины ошибок, обращаются к структуре явления для разрешения проблемных ситуаций. Дети чувствуют себя комфортно, спокойно. Ведут себя свободно, так как могут вставать и передвигаться по классу. Подходить к учителю или к однокласснику сверить решение. Они не скованны в движении, а значит, развивается опорно-двигательная система.

На последнем этапе выполняют проверочную работу (возможна само- или взаимопроверка по ключу). Анализируют ошибки, подбирают тренировочные задачи. Выполняют итоговую работу. Анализируют результат и эффективность собственной деятельности по его достижению. На уроке создается благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха.

Несомненно, компетентностно - контекстная модель обучения и воспитания положительно влияет не только на здоровьесбережение, но и на здоровьеразвитие. И если все учителя будут использовать эту модель, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье - самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.


Литература

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

2. Рыбакина, Н.А. Формирование метапредметных результатов образования в условиях компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса / Н. А. Рыбакина // Образование и саморазвитие. - 2012. - №1(29).





© 2010-2022