Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Метод проектов становится неотъемлимым помощником в повышении интереса учащихся к изучаемым проблемам и развивает наглядно-образное мышление.Использование различных ресурсов  помогает учащимуся получить более глубокие знания,сформировать свое собственное мнение,что будет способствовать улучшению усвоения материала. Метод проектов способствует успешной социализации школьника в среде,где он\она учатся,что приводит к формированию личности. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи,шко...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Щепина Ольга Ивановна

учитель английского языка

ГБОУ г. Москвы школа №1788

Проект как средство активизации познавательной деятельности.

В преподавании английского языка приоритетными часто оказывались образование и воспитание, просвещению отводилась более скромная роль. Понимая, что каждый ребёнок уникален, и черты его индивидуальности - это дополнительные ресурсы более качественного овладения иностранным языком. Выбранный метод проектов позволяет учителю делать это успешно.

В наше время часто говорят о проектном мышлении, которое становится всё более важным и даже необходимым для современного человека. И школа не остается в стороне от новых веяний. Вот только учебная деятельность имеет ряд важных отличий от взрослой жизни, поэтому и к учебному проекту следует подходить с другими мерками и требованиями, не забывая при этом об общих принципах и основах.

Обратимся к этимологии слова «проект» - оно переводится с латинского языка как «брошенный вперёд».

В «Педагогическим словаре» Г.М.Коджаспировой и А.Ю.Коджаспирова метод проектов определяется как «система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».

С позиции просвещения проект - цельное представление о комплексной, уникальной, ограниченной во времени деятельности, направленной на достижение определенных целей через осуществление изменений, а проектная деятельность - предвосхищенная деятельность, направленная на достижение определенных целей через осуществление изменений в условиях ограниченности во времени. Основными элементами проектирования являются следующие: определение цели и проблемы, исследование, выбор способа решения проблемы, формулирование задач и ожидаемых результатов, определение ресурсов, составление плана действий, выполнение плана, подведение итогов, оценка полученных результатов (соотнесение их с ожидаемыми), рефлексия (анализ действий в ходе проектной работы).

Первым шагом к проектной деятельности может стать анализ ситуации. С другой стороны, без постановки или, по крайней мере, внутреннего ощущения своей цели трудно провести анализ и выявить социальную проблему. Ключевым звеном первого этапа проектирования является выбор проблемы, и от этого зависит дальнейшая проектная деятельность.

Для иллюстрации сказанного возьмем такую распространенную форму работы по подготовке докладов учащихся, которую сегодня всё чаще называют проектом. При подготовке доклада у учащихся могут быть разные подходы - проектный, реферативный, исследовательский и др. Доклад может стать простым конспектированием одного или нескольких источников. В этом смысле он приближается к реферированию. И такой путь вполне оправдан для обучения - он учит выделять основное, структурировать имеющийся материал, находить внутреннюю логику.

Но при этом учащийся не задумывается над решением определённой проблемы, не определяет альтернативные способы, не планирует свою деятельность - результаты его работы целиком и полностью зависят от источников и не предполагают высокой степени творчества.

Исследовательский подход, скорее, посвящён вопросу, как решалась существующая проблема, и какие есть различные позиции, а не самостоятельному варианту решения. Здесь содержательная сторона является доминирующей. В проектной доклад не рассматривается как самоцель, а выдвигается как один из вариантов решения поставленной проблемы. От того, насколько точно и грамотно проблема будет поставлена, и зависит успех работы.

В овладении иностранным языком определение проблемы позволяет не только расширить словарный запас учащихся, но и овладеть лексикой языка на ином качественном уровне.

Принципиальное отличие проектирования заключается в том, что способов решения одной и той же проблемы может быть много и выбор одного из них делается сознательно и обоснованно.

Остаётся ряд сложных вопросов, на которые также хотелось бы обратить внимание:

Чем учебный проект отличается от других проектов?

Насколько широкой должна быть тема проекта, чтобы он не превратился в несколько проектов?

Насколько эффективна индивидуальная работа над проектом?

Каким образом должна проводиться презентация проекта?

Какова роль руководителя (учителя) в проекте?

Можно ли проектным способом изучать весь курс? Способствует ли это освоению полного объёма знаний?

Каково оптимальное соотношение имитации и реального в учебном проекте?

Как следует относиться к возможности совершения ошибок в учебном проекте?

Является ли урок проектом для учителя? Все ли так относятся к уроку?

Каковы критерии оценки подготовленных проектов?

Преподавание иностранного языка находится только на пороге серьёзного разговора о проектной деятельности. Обойтись без проектирования в современной жизни невозможно. Если мы хотим, чтобы новые ученики осознавали свою ответственность, были активными и инициативными, не боялись трудностей, верили в свои силы и видели пути к их рациональному применению, то в той или иной степени должны включать проектирование в учебный процесс.

© 2010-2022