Статья Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Николенко О.В.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности - «разучить» думать самостоятельно».

А. Дистервег

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку1.

В последние годы технологии исследовательской деятельности становятся востребованы в практике школьного образования. Этой проблеме посвящаются педагогические конференции, проводятся разнообразные конкурсы и фестивали проектных и исследовательских работ школьные, муниципальные, региональные, всероссийские, международные. Это связано с тем, что реализация исследовательского обучения позволяет решать многие задачи современного образования: развитие исследовательской компетентности, творческого потенциала обучающихся и их учебной мотивации, профессионального самоопределения школьников и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования2 (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в Разделе III Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, пункте 18.2.1 в качестве одной из основный задач современного образования декларирует «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе и имеет ряд особенностей и специфических черт.

Социальная и личностная значимость исследовательского обучения состоит в инициировании внутренней потребности ученика в исследовании, в том, что проблема, которую он исследует, является субъективно интересной и значимой для него.

Об организации исследовательской деятельности в школе писали в своих работах М.В. Кларин, А.В. Леонтович, Л.Е. Осипенко, К.Д. Сечко, В.С. Юркевич и др.

В след за Леонтовичем А.В. под исследовательской деятельностью мы понимаем «деятельность учащихся, связанную с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере»3. К основным этапам относим: 1) постановку исследовательской проблемы; 2) изучение теоретической базы, посвященной данной проблематике; 3) выбор методов исследования и овладение ими; 4) сбор собственного материала для анализа; 5) интерпретацию и обобщение исследуемого материала; 6) собственные выводы по проблеме исследования.

Целью исследовательской деятельности школьника является построение субъективно нового знания.

Учебно-исследовательская деятельность

Исследовательские технологии позволяют представить процесс обучения как способ самостоятельного познания учениками окружающего мира, посредством изучения его объектов, процессов и явлений. По мнению М. В. Кларина, «это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем». При этом в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности.

В результате развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать, повышается мотивация, улучшается работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида4.

Таким образом, главным смыслом учебно-исследовательской деятельности является развитие личности школьника, приобретение им навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося), а не получение объективно нового знания как в «большой науке».

Проектная деятельность

В современном быстро развивающемся мире очень востребовано умение добывать и применять знания во всевозможных ситуациях. Научить школьников этому можно посредством проектно-исследовательской деятельности.

В пункте 1.2.3.3 Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Основная школа) сформулированы планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, в частности в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, а в пункте 1.3.3 особенности оценки индивидуального проекта.

Индивидуальному проекту, «представляющему собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимися»5 придается особое значение в решении задач развития универсальных учебных действий.

Дети от природы любопытны, поэтому исследование - как процесс поиска неизвестного, новых знаний вызывает в них живой интерес.

В ходе проектной работы ученик не только исследует окружающую действительность, но и проектирует, а затем создает некий продукт, реальный объект. Таким образом, проектирование всегда ориентировано на решение конкретной практической задачи.

С помощью исследования обучающийся выявляет то, что уже есть в объекте или процессе, а проектируя, он создаёт то, чего ещё нет.

Работа над проектом предполагает: 1) определение проблемы; 2) постановку цели и задач; 3) определение плана действий; 4) сбор информации и исследование проблемы; 5) создание проектного продукта; 6) представление результатов работы над проектом.

Руководство проектно-исследовательской деятельностью школьников - одно из важнейших направлений в работе современного учителя. Учитель не только осуществляет общее руководство процессом, но и участвует в нем, помогая учащимся преодолевать каждый этап работы над проектом. Формируется новый тип взаимоотношений участников образовательного процесса - сотрудничество.

Проектная и исследовательская деятельность в школе имеет свою специфику.

В первую очередь это связано с выбором тематики, характера и объема исследования, который ограничен возрастными особенностями детей школьного возраста, невысоким общим образовательным уровнем, несформированностью мировозрения, недостаточным уровнем способности к самостоятельному анализу.

Чрезмерный объем работы и ее специализация могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа.

Типология учебных исследований и проектов

Учебные исследования/проекты школьников можно дифференцировать по различным основаниям: целям, объекту, используемым методам, времени и месту проведения, продолжительности, количеству участников и др.

По целям исследования можно дифференцировать на инновационные (предполагающие получение объективно новых научных результатов) и репродуктивные (результаты ранее были кем-то получены). Учебные исследования не предполагают обнаружение принципиального нового научного знания, исследования школьника в первую очередь направлены на приобретение исследовательских умений.

По содержанию исследования можно разделить, с одной стороны, на экспериментальные (предполагают проведение учащимися собственных наблюдений и экспериментов) и теоретические (ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках).

Учебные исследования можно разделить также на монопредметные (учащиеся ограничиваются рамками одного учебного предмета и направлены на его изучение), межпредметные (требуют привлечения для решения проблемы знаний из различных предметов) и надпредметные (выходят за рамки предметов учебного плана общеобразовательного учреждения)

По времени и месту проведения исследования могут быть урочными и внеклассными (внешкольными).

По продолжительности исследования могут быть краткосрочными (занимать, например, урок или его часть); среднесрочными (несколько дней или недель), долговременными (месяцы или годы).

Исследования могут выполняться отдельными учащимися, в парной или групповой деятельности.

Этапы работы

1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему или предложить свою.

2.Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.

3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.

4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.

5.На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.

6.Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи.

Английский язык предлагает большой выбор направлений и тем для исследования; все зависит от того, в какую область знания ученик намеревается углубиться. Фразеология, лексикология, стилистика, грамматика - вот небольшой перечень дисциплин, связанных с английским языком, которые могут быть интересны школьникам.

Учащиеся с увлечением ищут необходимый материал, погружаясь в увлекательный и новый для них мир научного исследования.

Исследовательская работа по английскому языку поможет углубить знания по грамматике; увеличить словарный запас ученика; узнать много нового из истории Великобритании в целом и Англии в частности; лучше понять культуру и литературу стран изучаемого языка.

Во время исследования учащиеся тесно соприкасаются и с другими науками: историей, литературой, географией, лингвистикой, русским (родным) языком. Это вызывает интерес у учеников, так как в одной работе они могут соединить разные (как им казалось ранее, не связанные между собой) предметы. Все зависит от темы исследования.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Посредством организации исследовательской деятельности учащихся повышается учебная мотивация у школьников, развивается интерес к познанию и повышаются их культурный и языковой уровни.

Литература

1. Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов/М. А. Арцев// Завуч. - 2005, №6.

2. Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация [Электронный ресурс] Режим доступа: alsak.ru/item/1349-4.html

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей) [Электронный ресурс] Режим доступа: researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.html

4. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.

Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Прометей, 2006.

5. Пикалова Е. П. Исследовательская деятельность учащихся - один из способов повышения учебной мотивации // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 138-140.

6. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Электронный ресурс] Режим доступа: raketa166.at.ua/publ/savenkov_a_i_malenkij_issledovatel/1-1-0-11

7. Сычугова Е. Научно-исследовательская работа как фактор повышения мотивации учащихся к изучению английского языка [Электронный ресурс] Режим доступа: iyazyki.ru/2015/07/research-work/#more-23042

8. Юркевич В.С. Исследовательская работа школьников: противоречия, ограничения, перспективы. В сб. Исследовательская деятельность учащихся в современном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к.пс.н. А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

1 Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Электронный ресурс] Режим доступа: raketa166.at.ua/publ/savenkov_a_i_malenkij_issledovatel/1-1-0-11

2минобрнауки.рф/documents/543

3 Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей) [Электронный ресурс] Режим доступа: researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.html

4 Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация [Электронный ресурс] Режим доступа: alsak.ru/item/1349-4.html

5 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Основная школа), с. 129

© 2010-2022