Доклад на тему Образовательный стандарт и требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года, является принципиально новым для отечественной школы документом. Это общественный договор между семьей, обществом и государством. В педагогическом сообществе существует ошибочное представление, что новый Стандарт - это набор программ по отдельным школьным дисциплинам. Но согласно седьмой статье закона "Об образовании",...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательный стандарт и требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года, является принципиально новым для отечественной школы документом. Это общественный договор между семьей, обществом и государством.

В педагогическом сообществе существует ошибочное представление, что новый Стандарт - это набор программ по отдельным школьным дисциплинам. Но согласно седьмой статье закона "Об образовании", Стандарт - это совокупность трех требований: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре этих программ и к условиям их реализации. В этом и есть принципиальное отличие нового Стандарта от старого: определяет требования фактически к системе образования и тем самым расширяется круг лиц, отвечающих за его исполнение, появляется возможность реализации подхода к нему как к общественному договору с распределением взаимных обязательств (прав и ответственности) между всеми участниками образовательного процесса: государством, социумом и семьей, т.е. новый Стандарт определяет прежде всего требования к системе образования, а не к ученику, как это было до сих пор.

На мой взгляд, важно, и то, что в основе Стандарта лежат два документа: Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России, и Фундаментальное ядро содержания общего образования, разработанные в ходе подготовки Стандарта.

Фундаментальное ядро - результат работы ученых Российской академии наук и Российской академии образования. Его основное назначение: «определить систему ведущих идей, … понятий, относящихся к области знаний … и состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования».

Методологическую основу стандарта составляет Программа формирования универсальных учебных действий, реализующая системно-деятельностный подход в обучении. Школа должна не только обеспечивать общекультурное, социальное и личностное развитие в процессе обучения ученика, но и обеспечить его личностное развитие в рамках учебного процесса, то есть это умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас и национальностей и т.д. Основной результат образования рассматривается в Стандарте как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных учебных действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Так, в иностранных языках это могут быть, например, различные приемы работы с текстом: прогнозирование содержания текста по заголовку, данным к тексту рисункам, умение списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.д.

Ведущим документом выступают «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ». Они содержат общую характеристику наиболее существенных результатов, достижения которых ждут от системы образования личность (ученики и их семьи), общество и государство. Иными словами, «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» - это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования, в соответствии с которым она должна строить свою деятельность и обеспечивать условия для ее реализации.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Личностные и метапредметные результаты освоения программы являются общими для всех образовательных областей, прописанных в Стандарте, а вот предметные результаты дифференцированы по учебным предметам.

Так, к личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся их готовность и способность к саморазвитию,

сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции учеников, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

К предметным результатам учебного предмета «Иностранный язык» относятся:

  1. приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

  2. освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

  3. сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Требования Стандарта являются основой для формирования системы государственного контроля и оценки качества образования.

Согласно Стандарту, предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. В настоящий момент разработана система оценивания достижения планируемых результатов образования по английскому языку, позволяющая через систему заданий выявить уровень освоения предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся («Планируемые результаты образования»). К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации учащихся и индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.



Организация мониторинга качества знаний по иностранному языку в начальной школе.

Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, они позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменения, которые следует внести в методику работы.

Проблемы мониторинга, контроля и оценивания перманентно являются актуальными как для педагогической теории, так и для повседневной педагогической практики, так как повышение качества преподавания и обучения напрямую связано с улучшением системы мониторинга и контроля. На современном этапе роль мониторинга и контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания.

Итоговая работа состоит из 3 разделов, включающих образцы заданий на базовом и повышенном уровнях. Задания, представленные в разделах «Коммуникативные умения. Аудирование», «Коммуникативные умения. Чтение», позволяют проверить умения выпускников начальной школы в аудировании, чтении. В разделе «Коммуникативные умения. Говорение» представлены задания на проверку умений учащихся в монологической и диалогической речи. Раздел «Языковые средства и навыки оперирования ими. Грамматическая сторона речи» проверяют языковые навыки учащихся. Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

В нашей школе, в 2010-2011 учебном году был проведен проверочный итоговый мониторинг в формате ЕГЭ в параллелях 4 классах, который включал выше названные разделы, кроме «Говорения». Наши учащийся показали такие результаты 4а-65%, 4б-66%,4в-54%,4г-50%. В итоге получилось 53%. Итоговые оценки были выше 73%. Причину видим в том, что для ребят это огромный стресс, да и для родителей тоже. С другой стороны, пусть привыкают к суровой школьной действительности уже сейчас, вырабатывают иммунитет на ГИА и ЕГЭ. Мониторинг в 4 классах так и называется мини ГИА. Вы можете увидеть на слайде анализ мониторинга( аудирование, чтение, лексико-грамматическое задание), На эти три раздела отводится 45 минут.

«Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования» представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Ответственность за выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования несут учредитель, руководитель (администратор) образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Конечно, реализация стандарта невозможна без новых УМК. В условиях современного информационного пространства учебник должен быть не самоучителем, а «навигатором» по всей системе учебно-методических комплектов. Его содержательную составляющую, разработанную с учетом государственного образовательного стандарта, необходимо дополнять другими информационными ресурсами. Только в этом случае ученик овладеет методами самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, научится отбирать и интерпретировать учебную информацию. Этот учебник должен иметь видео и электронное сопровождение (CD) и одновременно большой шлейф сопровождающей литературы на традиционных бумажных носителях. Однако необходимо отметить, что электронный носитель не является основной составляющей новой информационно-образовательной среды, а только ее важным дополнением. Электронная поддержка учебного процесса не должна сводиться к одному продукту, даже очень качественному.

Основная забота современного издателя - поиски новых возможностей, новых направлений электронной поддержки учебного процесса, рассчитанных как на ученика, так и на учителя. Учебник должен оказывать участникам учебного процесса непосредственную и эффективную помощь в «погружении» в современное море знаний, в том числе и расположенное в пространствах Сети.

Речь идет лишь о самых первых шагах на очень большом пути в будущее. Будущее учебников, как впрочем, и системы образования в целом, связано с развитием информационно-образовательной среды и формулированием новых целей и задач перед создателями учебной литературы. Электронное сопровождение учебников во всем его многообразии является одним из средств расширения информационно-образовательной среды и формирования навыков информационной культуры у подрастающего поколения. Поколения, которому предстоит жить и ориентироваться в новом, информационном мире, возникающем сегодня, у нас на глазах и - очень часто - нашими усилиями.

Главный вопрос, который волнует сегодня разработчиков Стандарта, - кто будет его реализовывать? На этапе внедрения стратегические задачи предстоит решать системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Учителям необходимо пройти повышение квалификации по целому ряду направлений, главное - педагоги должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Особенно это актуально для предмета «Иностранный язык», способствующего развитию национального самосознания, общекультурной и этнической идентичности, воспитанию качеств гражданина и патриота.

В этом педагогическому сообществу может помочь и дистанционное обучение. Так, издательство «Просвещение» открыло для этих целей «Виртуальный университет повышения квалификации работников образования «Просвещение» (prosv-ipk.ru), в который в настоящий момент идет набор слушателей.

Все материалы, связанные с новым Стандартом, публикуются издательством «Просвещение» (prosv.ru). В настоящий момент вышли основные методические пособия для начальной и основной школы, призванные помочь учителю иностранного языка ознакомиться со всеми документами, разработанными для данного учебного предмета.



© 2010-2022