Пояснительная записка к методическому семинару

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Доржу-оол А.Ю.,

МБОУ СОШ №1 г.Кызыла


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Слайд 1: Дорогие коллеги, здравствуйте. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о проблеме, которая мне представляется актуальной, я с ней столкнулась во время изучения обмена между тувинскими и американскими школами.

Слайд 2: Исходя из моего мировоззрения об иностранных школах и опыта моих коллег, которые побывали за границей и преподавали американским детям: Таргын Шончалай Хуреповна, Ондар Хургулек Конгар уруу, Удера Чойгана Александровна, я пришла к выводу, что выполнение совместного гимназического проекта «Диалог культур» российскими и американскими школьниками, во время которого учащиеся работали в группах смешанного состава, наблюдается неспособность наших ребят, даже хорошо говорящих по-английски, полноценно взаимодействовать, организовать работу внутри русско-английской группы, уметь договориться и найти общее решение. Это снижало результативность работы, не позволяло создать условия для непосредственного общения.

Слайд 3: Размышляя над увиденным (видеоуроки), я осознала, насколько при обучении важно формирование коммуникативных навыков, а не только изучение грамматической и лексической составляющей языка. Решение этой проблемы я нашла в использовании новых технологий, в частности кооперативного обучения, которое дает возможность всем ученикам принять на себя активную роль, включиться в познавательную деятельность в ходе урока, научиться организовывать работу внутри группы, а учителю организовать полноценную образовательную деятельность. Только при таком условии возможно сформировать навыки коммуникации.

Слайд 4: Тема моего методического семинара - «Три шага в кооперативное обучение - эффективные приемы формирования коммуникативных навыков».

Слайд 5: После просмотра презентации, уважаемые коллеги, Вы будете иметь представление, что означает кооперативное обучение, познакомитесь с некоторыми приемами, которые позволят Вам преодолеть пассивность отдельных учеников, включив их в учебную деятельность, тем самым, опираясь на предметное содержание, организовать работу по достижению метапредметных результатов.

Слайд 6: Озвученные мной проблемы нашли отражение в новых образовательных стандартах, которые наряду с предметными результатами подчеркивают актуальность и значимость метапредметных и личностных результатов, ставят перед учителем задачу овладения приемами формирования коммуникативных универсальных учебных действий, а именно:

  • умение при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • осуществлять действия, направленные на учет позиции партнера по деятельности.

Слайд 7: Ответы на свои вопросы, а именно, КАКИЕ приемы помогут мне построить урок так, чтобы организовать эффективную учебную деятельность, КАК научить ребят работать в команде, я получил во время участия в методических семинарах. изучая литературу по теме, а так же при использовании технологии кооперативного обучения на своих занятиях. Охотно поделюсь с Вами своим опытом.

Слайд 8: Но сначала задумайтесь на несколько секунд, уважаемые коллеги, что означает для Вас понятие «кооперативное обучение»? И давайте вместе ответим на вопрос. В методической литературе мы находим следующее определение: Кооперативное обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися. Это технология обучения в малых группах, в которых каждый из учащихся работает над своим заданием, с последующим его обсуждением в группе и представлением общего результата работы всей группы. Таким образом, кооперативное обучение означает, что учащиеся работают совместно. Точка. Но это также означает, что они работают самостоятельно. Приемы кооперативного обучения могут быть эффективны на разных этапах урока, для организации разных форм и видов деятельности: например, когда Вы, уважаемые коллеги, делаете доклад, показываете фильм или проводите эксперимент. Кооперативное обучение помогает организовать групповую работу, максимально включив детей в самостоятельную учебную деятельность.

Слайд 9. Идея кооперативного обучения не нова: опытные коллеги узнают здесь основы педагогики сотрудничества и увидят элементы системно-деятельностного подхода. Истоки становления кооперативного обучения заложены в трудах Я. Коменского, который отмечает, что обучать - это значит, все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому, желающему слушать. Особую значимость приобретают идеи Л. Выготского о том, что кооперативные методы обучения, понимание и решение проблем учащимися являются необходимым фактором для конструирования знания, когда отдельные личности работают над достижением общих целей. Разработкой современных идей кооперативного обучения занимаются такие исследователи как Роджер и Дэвид Джонсон (Roger и David Johnson).

Мое знакомство с технологией кооперативного обучения произошло на семинаре для учителей, которые будут преподавать русский язык в американском лагере. Именно там, изучив концепт кооперативного обучения, я осознала, что решить проблему слабой сформированности коммуникативных УУД у школьников можно с помощью приемов данной технологии. Это было новым для меня и мне захотелось использовать эти приемы в своей работе.

Слайд 10: Л. Брюнинг и Т. Заум в своей деятельности ставят задачу редукции пассивности отдельных школьников на уроке и привлечении в работу каждого ученика. Новизна моего подхода заключается в использовании на уроке любого предмета методических приемов, основанных на идеях корпоративного обучения, помогающих сформировать некоторые виды коммуникативных учебных действий, помочь учащимся осознать способы деятельности, ведущие к решению учебной задачи и научить их рефлексировать по этому поводу, что поможет достичь требуемые новым стандартом метапредметные результаты. Результативность применения приемов кооперативного обучения сложно оценить, поскольку здесь главное - коммуникативная составляющая. Тем не менее, как учитель, работающий в школе 6 месяцев и применяющий на своих уроках технологию кооперативного обучения, могу с уверенностью сказать, что изменилась деятельность ребят на уроке - они научились договариваться, учитывать мнения друг друга и согласовывать свои действия при решении учебной задачи; изменилась качественная составляющая школьных обменов: при выполнении совместных проектов ребята научились безконфликтно работать со своими партнерами. Все это приносит положительные метапредметные результаты и в конечном итоге успешно формирует личностные и коммуникативные УУД.

Слайд 11: Как можно организовать процесс обучения, чтобы все учащиеся принимали активное участие в работе? Для этого у них должна быть личная цель. Прием 1 - «Три круга целеполагания» - поможет учащимся определить свое отношение к уроку или даже целому курсу. Освоив этот способ, учащиеся смогут формулировать свои личные цели на уроке и определять общность целей для всех участников группы/класса.

Слайд 12: Прием 2. «Три шага»: Подумай - Поделись с партнером - Представь классу. Этот прием - основа кооперативного обучения. Шаг первый: Подумай! В этой фазе все ученики работают самостоятельно, получают индивидуальные задания. Второй шаг - это обсуждение результатов индивидуальной работы в парах или мини-группах, добавления, исправления, т.е. углубление собственных знаний по вопросу. И только на 3 этапе результаты пары или группы будут представлены всему классу.

Таким образом, используя данный прием на разных уроках, мы учим ребят кооперироваться друг с другом на разных уровнях, на разных предметах, что, безусловно, более успешно формирует коммуникативные УУД.

Слайд 13: Прием 3. Другой прием кооперативного обучения - может быть так же использован на любом предмете и обеспечивает формирование коммуникативных учебных действий, связанных с умением учитывать позицию собеседника, договариваться, приходить к общему решению. Суть его такова: сначала обучающимся, разделенным на четверки, дается время на размышление над каким-либо вопросом (Шаг 1 - Подумай!) и записи выводов в свою часть листа. Далее все вчетвером обсуждают проблему и записывают общий вывод в середину листа (Шаг 2 - Поделись!) Затем группа представляет свой результат всему классу. (Шаг 3 - Представь!)

Конечно, нельзя утверждать, то кооперативное обучение - панацея от всех учебных проблем. Очень может быть, что некоторые ученики неохотно будут сотрудничать, даже если они достаточно мотивированы и нацелены на результат. Почему? Они боятся, что их внезапно спросят. Страх блокирует мыслительную деятельность. При кооперативном обучении все учащиеся будут знать, что у них будет время подумать. (Шаг 1), а потом еще сравнить свой ответ, убедиться в его правильности с партнером. (Шаг 2). Таким образом, это принцип поддерживает и дает уверенность ученику слабому или нерешительному, заставляет его активно мыслить и помогает принять участие в обсуждении. Безопасность и редукция страха - одно из условий успешного кооперативного обучения. Среди других таких условий можно выделить: Слайд 14: 1. Работа в маленьких группах. (Группа не должна превышать 4х человек. Только максимально в таком составе можно работать, не мешая другим группам и результативно инвестировать свой опыт в работу группы).

  1. Саморегуляция и личная ответственность. (Все учащиеся должны быть готовы представить результаты работы группы и способны активизировать собственную мыслительную деятельность, т.к. каждый должен высказаться при обсуждении внутри группы).

  2. Рефлексия способов индивидуальной и групповой работы. (Если члены группы оценивают так или иначе рабочий процесс, работа в группе будет прогрессировать и учащиеся будут шаг за шагом формировать свои универсальные учебные навыки.)

Слайд 15: Я убеждена, что приемы кооперативного обучения представляют собой новый формат организации учебного процесса и эффективны для формирования коммуникативных УУД. Уважаемые коллеги, если Вам захотелось применять технологии кооперативного обучения на своих уроках, не меняйте сразу полностью структуру своих обычных уроков. Попробуйте применить сначала один понравившейся Вам прием, чтобы разнообразить свой методический репертуар. При планировании урока нужно учитывать, что может понадобиться больше времени для каждой фазы работы учащихся, чем нам кажется. Когда Ваши учащиеся приобретут необходимый опыт, Вы сможете легко использовать приемы кооперативного обучения на разных этапах урока без больших затрат времени, а сами уроки станут более интересными и динамичными.

Слайд 16: Уважаемые коллеги! Подумайте, пожалуйста, и дополните предложение:


© 2010-2022