Игры на уроках английского языка в младшей школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игры на уроках английского языка в младшей школе.

I. Введение. Постановка цели исследования.

Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами английского языка. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в дидактических играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Эта особенность игры несет в себе большие возможности для управления процессом активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников. Игры полифункциональны. Они комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности.
Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках английского языка в начальной школе, огромно. Игры на уроках дают нам возможность:
- оправдать в действительности необоснованное для ребенка требование общаться с партнерами на английском языке;
- найти способы и показать значимость английских фраз, построенных по простейшим моделям;
- сделать эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
В практике обучения учителя используют дидактические игры с целью: развития лингвистической компетенции учащихся; развития и реализации познавательной активности ребенка.

После тщательного изучения большого количества игр, был сделан вывод, что, все они нуждаются в систематизации и классификации. В соответствии с педагогическими условиями формирования познавательной деятельности дидактические игры, используемые на уроках английского языка, можно разделить по определенному принципу. Прежде всего это игры, развивающие психические познавательные процессы; формирующие социокультурную компетенцию; формирующие картину предметного мира; развивающие эмоционально-эстетические переживания - это I классификация. Однако, наиболее удобной для работы с детьми, на мой взгляд, является II классификация - по учебным темам. В соответствии с данными классификациями были составлены каталоги игр, которые постоянно пополняются все новым и новым материалом.

II. Классификация игр по принципу активизации психических и познавательных процессов.

.Игры, формирующие психические познавательные процессы, способствуют развитию внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления.
Игра "Волшебное зеркало".
Цель: развитие внимания.
К зеркалу подходят звери-игрушки (по одному). В волшебном зеркале отражаются несколько зверей. Детям нужно сказать, кого они видят и в каком количестве:
I see a dog.
I see five dogs.
Игра "I can't see".
Цель: развитие внимания.
На столе стоят несколько игрушечных зверей. Дети закрывают глаза, а одна игрушка "убегает". Учащимся нужно ответить, какой из игрушек не хватает, и кто из зверушек остался:
I can see…
I can't see…
Игра "Simon says".
Цель: развитие познавательных интересов.
Дети встают рядом с учителем (или любым водящим). Задача ребят состоит в том, чтобы выполнять команды учителя (или водящего): Hands up! Sit down! Jump! Run! и т.д. только в том случае, если перед командой произносятся слова: "Simon says…"
В процессе проведения данной игры можно использовать лексический материал различных тем. Каждая из игр данной группы способствует развитию либо одного психического познавательного процесса, либо развивает несколько из них.
Игры, формирующие социокультурную компетенцию, моделируют ституации общения по тому или иному поводу, имитируют социальные отношения.
Игра "Toy Shop".
Цель: формирование социокультурной компетенции.
- What are you?
- I am a shop-assistant.
- Where do you work?
- I work in the toy-shop.
- What can you do?
- I can sell toys.
После этого дети "покупают" у продавца игрушки, которые выставлены на столе-прилавке:
- What would you like to buy?
- I'd like to buy a toy car.
- Here are you.
- Thank you.
- You are welcome.
Когда все дети "купят" игрушки, они вместе с продавцом поют песню:
I want to be a shop-assistant, assistant, assistant.
I want to be a shop-assistant.
I want to sell some toys.
Ситуации общения могут быть различными. Например, к детям приходит медвежонок. У него день рождения, а ему грустно. Почему? Как его утешить? Жестами? Словами? Поступками? Конечно, дети говорят по-английски (иначе медвежонок не поймет). Ребята утешают медвежонка, спрашивают, что случилось (используя знакомую фразу "Why do you cry, Willy?"), приносят подарки, говоря при этом: "Happy Birthday!". Медвежонку не верится. Он спрашивает: "Is it for me?" и благодарит: "Thank you."
Игры, формирующие картину предметного мира, способствуют развитию познавательных интересов об окружающем мире, что ведет к развитию познавательной активности.
Игра "Countries".
Цель: формирование картины окружающего мира.
Make the countries:
1) Work in groups of four. Decide which country each person will make.
2) Draw the countries.
3) Cut out the countries.
4) Make two circles for the map.
5) Put the countries on the map.
Аналогичные игры можно проводить по темам "My family", "My hobby", "Animals" и другим.
Игра "Seasons".
Цель: формирование картины окружающего мира.
На доске вывешиваются картинки, изображающие различные времена года. Детям предлагается угадать, о какой картинке идет речь (на магнитофонной ленте - запись коротких текстов о временах года с использование звукового фона: пением птиц, шумом дождя и т.д.).
Игры, развивающие эмоционально-эстетические переживания, как правило, соревновательные (это всевозможные кроссворды, "аукционы", настольно-печатные игры), выполнение команд, ритмо-музыкальные игры, тренинг поведения. Влияя на эмоционально-чувствительную сферу, такие игры способствуют развитию мотивации для познавательной активности.
Игра "My family".
Цель: развитие эмоциональных переживаний.
На пальчиках детей одеты куклы (их могут сделать учащиеся при изучении темы "Внешность"). Дети показывают пальчики и читают стихотворение:

This is my mother.
This is my father.
This is my brother Paul.
This is my aunt.
This is my uncle.
How I love them all.

Игра "Комплимент".
Цель: развитие эмоциональных переживаний.
Ученики берутся за руки, образуя круг. Встретясь взглядом с соседом, надо сказать ему несколько добрых слов, поблагодарить за что-то: "You are my friend", "You are very good", "Your eyes are kind" и т.д. Принимающий комплимент говорит: "Thank you".
Если ребенок затрудняется сказать добрые слова, учитель помогает ему или говорит комплимент сам.
Игра "В зоопарке".
Цель: формирование эмоционально-эстетических переживаний.
Детям предлагается поиграть в зверей. Учитель произносит название зверя, а ребята должны точно отразить движение и повадки животного. Эта игра может быть музыкальной, так как она вызывает у детей сильные положительные эмоции.

III. Классификация игр по учебным темам.

Тема «Приветствия».

1 Игра «Приветствия и жесты/Greeting poses».

Цель: выучить приветствия с помощью жестов.

Уточнив и изучив смысл и особенности употребления различных приветствий, расскажите ученикам о том, какой жест может сопровождать то или иное приветствие:

Hello! - Небольшой знак рукой.

Good morning! - Широко развести руки, улыбаясь.

Good afternoon! - Кивнуть головой.

Good evening! - Подавить зевоту.

Good night! - Закрыть глаза и положить голову на руки.

How do you do? - Протянуть руку, как бы навстречу собеседнику.

Адресуйте вставшим в круг ученикам различные приветствия на ваш выбор: в ответ на это они должны каждый раз принять соответствующую позу (не повторяя выражение). И наоборот, приветствуйте учащихся жестами, а они в ответ на это приветствуют вас словами.

2 Игра «Как дела?/How are you?».

Цель: запомнить фразы приветствия.

Вы присоединяетесь к ученикам, стоящим в круг. Сделайте несколько быстрых шагов по кругу, и, остановившись около одного из детей, произнесите, пожимая ему руку: How are you? How are you? Затем сразу разойдитесь в противоположные стороны по направлению круга. Встречая вас на середине пути, ученик должен ответить, пожимая вам руку: Fine, thank you. Fine, thank you. Вы продолжаете идти и как можно быстрее занимаете свое место. Если ребенок занимает свое место последним, он, в свою очередь, начинает упражнение первым и т.д.

Тема «Рассказ о себе».

1 Игра «Новые имена/New identities».

Цель: отработка в устной речи умения представляться.

Вы можете придумать имена различных персонажей: инопланетян, шпионов (например, XCH или 006), которые послужат для тренировки определенных звуков, букв алфавита или числительных, если учащиеся уже с ними знакомы.

Ученики придумывают этим героям возраст и пишут его на листочках бумаги, В зависимости от количества известных числительных, он может варьироваться от 1 до 20 или от 1 до 199. Дети также должны придумать место проживания персонажей.

Дайте каждому ученику вытянуть три листочка, содержащих имя, возраст и место проживания того или иного героя. Таким образом, ученики могут представиться: My name is Cleopatra. I'm 3 and I live on Jupiter!

2 Игра «Паспорт/The passport».

Цель: отработка умений писать основную информацию о себе.

Предложите ученикам изготовить себе «паспорт» по упрощенной модели взрослого паспорта. Как обычно, они могут использовать свое настоящее имя или имя вымышленного персонажа.

Тема «Семья».

1 Игра «Знаменитая бабушка».

Цель: введение лексики по теме «Семья».

Покажите детям портреты знаменитостей и скажите серьезно: This is my grandmother! This is my grandfather! Некоторые дети вам не поверят, другие позавидуют, но все сразу поймут, что в этом задании задействуется фантазия.

Продолжайте представлять «семью», показывая различные портреты. Введите 6-8 новых слов. Прикрепите портреты к доске и пронумеруйте их.

Вызовите к доске 1-2 учеников и попросите их в ответ на вопрос: Who is my father? Показать соответствующий портрет. Выполните это же упражнение с остальными «членами семьи».

Прикрепите на доске в свободном порядке «визитные карточки» вашей «семьи» с именами ее членов (Brother Charlie) и попросите учеников прикрепить их под соответствующими портретами.

2 Игра «Семейный портрет/Family portrait».

Цель: закрепление лексики по теме «Семья».

Раздайте портреты каждому ученику, говоря при этом:Would you like to be my grandfather? Или просто: You are my uncle, O.K.? и т.д. Прикрепите портрет к одежде ученика.

Спросите, как его зовут: What's your name? Проделайте то же самое с остальными учениками, которых вы выбрали в «члены семьи».

Затем изобразите приступ амнезии, вопрошая каждого: But, who are you? Ученики отвечают: I'm Maggy, your grandmother! или I'm Bonnie, your aunt! и т.д.

Тема «Числительные от 0 до 20. Время».

1 Игра «Точки соприкосновения/Places of contact».

Цель: отработка числительных в движении.

Стоя на одной ноге и опираясь двумя пальцами правой руки об пол, подсчитайте вслух, сколькими точками вы соприкасаетесь с землей: два пальца руки, нога. Таким образом, вы насчитаете три точки ( one, two, three..).

Пусть ученики по очереди выполнят упражнение (It's your turn!), подсчитывая точки соприкосновения своего тела с полом или со стеной. Сидя на полу, вытянув ноги, опираясь локтем и тремя пальцами, ученик может насчитать 7 точек соприкосновения.

Работа в паре: ученик А «показывает» число количеством точек соприкосновения своего тела с полом или стеной, но не считает их вслух. Его товарищ должен понять, о каком числе идет речь, и подсчитать точки соприкосновения для подтверждения своей гипотезы. Если он прав, он зарабатывает балл. Затем наступает очередь ученика Б «показывать» число и т.д.

2 Игра «Пустой стул/Number 3, come and sit by me».

Цель: закрепление числительных.

Выберите себе номер, запишите его на листочек и прикрепите к одежде. Пусть каждый ученик выберет себе номер и прикрепит к одежде. Записывайте номера по мере поступления. Через несколько мгновений проверьте, насколько усвоен материал: Number 9, where are you? Указанный ученик должен ответить: Here (I am)!

Ученики садятся в круг. Один стул остается пустым: сядьте так, чтобы он находился с правой стороны от вас. Показывая на пустое место рядом с вами, скажите: There is a free seat on my right. Number 14, come and seat by me! Ученик №14 садится, таким образом, справа от вас, освобождая свое место. Его сосед говорит: There is a free seat on my right. Number 11, come and seat by me! и т.д.

3 Игра «Живые часы/The animated clock».

Сдвиньте столы так, чтобы в классе было свободное пространство. Нарисуйте на полу часы. Встаньте на них и произнесите: I'm 6 o'clock.

Скажите одному ученику: You are 3 o'clock. Покажите жестом, что он должен занять свое место на «часах». Потом обратитесь к следующему: You are 9 o'clock.

После того как «часы» будут созданы, покиньте ваше место (пусть вас заменит ученик) и возьмите в правую руку линейку, которая будет изображать большую стрелку. Левая рука будет маленькой стрелкой. Встаньте в центр «циферблата», вытянув руки, и покажите время, например: It's 4 o'clock!

Пусть время по очереди покажут ученики: It's your turn!

Тема «Школа».

1 Игра «Kim's game».

Цель: введение и закрепление лексики по теме «Школьные принадлежности».

Выложите на стол предметы из вашего пенала(rubber, pencil, pen, sharpener и т.д.), называя их и заставляя учеников повторять слова за вами. Потом скомандуйте: Close your eyes! Уберите один из предметов. Потом снова скомандуйте: Open your eyes! What's missing? Продолжайте так, пока не исчезнет последний предмет на столе (можно, наоборот, докладывать на стол предметы, а не убирать их).

2. Игра «The magic school bag/Волшебный портфель».

Цель: закрепление лексики по теме школьные предметы

После того, как ученики изучили содержимое своих пеналов и портфелей и нашли там множество предметов английского или американского происхождения, исследуйте вместе с ними содержимое собственного портфеля (What have I got in my school bag?), называя предметы, которые вы положили туда специально (I've got two books, a pencil, a ruler and an exercise book.) Положите все предметы на видное место на вашем столе, потом уберите в портфель. Дайте ученику «волшебную палочку» (the Magic Wand). Подойдет любая черная или блестящая палочка. Попросите его извлечь при помощи палочки какой-либо предмет из вашего портфеля, называя его вслух (pull an object out of the bag and name it!). Например, ученик предложит: You've got two books.Вы вынимаете две книги из портфеля. Потом передайте палочку другому ученику и т.д., пока не будут названы все имеющиеся предметы.

Тема «Еда».

1. Игра «Фрукты, ягоды и овощи/Fruits, Berries and Vegetables».

Цель: ввести названия фруктов, ягод и овощей.

Реквизит: карточки с изображением фруктов, овощей и ягод.

Карточки раздаются детям (по одной, две или три) в зависимости от количества изучаемых слов и детей. Далее игра идет по цепочке. Учитель держит карточку с изображением, например, абрикоса и говорит:

T: I'm an apricot. Do you like apricots?

P1: Yes, I do. I like apricots. (Берет свою карточку) And I'm an orange. Do you like oranges?

P2: Yes, I do. I like oranges. And I'm a raspberry. Do you like raspberries? И т.д.

Возможен ответ: No, I don't. I'm sorry but I don't like …

2. Игра «Избалованный кролик/A spoilt rabbit».

Цель: запомнить как можно больше названий фруктов и овощей, отработать употребление артикля перед исчисляемыми (an orange, a peach) и неисчисляемыми существительными (orange juice, peach juice), закрепить уже изученные глаголы на самые разные темы, ввести и запомнить выражения: I'm hungry, I'm thirsty, I'm bored; отработать структуры: I want/I don't want/Do you want?.

Реквизит: карточки с изображением фруктов и овощей.

При проведении игры сначала роль избалованного кролика исполняет учитель, затем - дети (один или несколько).

T: Dear sisters, dear brothers! I'm hungry! I'm very hungry!

P1: Do you want (would you like) an apple?

T: No, I don't. I don't want (wouldn't like) an apple.

P2: Do you want a plum?

T: No, I don't. I don't want a plum. И т.д., пока дети не назовут как можно больше фруктов и овощей. Дети перебирают все фрукты и овощи. Отчаявшись, они спрашивают все вместе: What do you want?

Ps: Oh! Here you are! (изображают, что дают учителю конфетку)

T: Thank you.

Ps: You are welcome.

T: Dear sisters, dear brothers! I'm thirsty! I'm very thirsty!

P1: Do you want apple juice?

T: No, I don't. I don't want apple juice и т.д.

Тема «Части лица и тела».

1. Игра «Портрет/The portrait»

Цель: введение и первичное закрепление лексики по теме «Части лица».

Посадите детей парами друг напротив друга. Скажите, что ученик А должен будет нарисовать портрет ученика Б, выполняя ваши указания, и что портрет должен как можно больше походить на оригинал. Потом ученик Б нарисует портрет ученика А.

Раздав листы бумаги формата А4, скажите детям, чтобы они выполняли ваши инструкции, следя за тем, какую часть тела они должны рисовать: Draw the head - Draw the left eye - Draw the right eye - Draw the eyebrows - Draw the nose - Draw the mouth - Draw the ears - Draw the hair (+glasses, earrings). Лист должен быть заполнен целиком (рисунки не должны быть слишком маленькими).

Попросите «художников» подписать «шедевры» и соберите работы. Потом продемонстрируйте первый рисунок: Who is this? Ученики пытаются узнать того, кто изображен (Можно использовать эту ситуацию, чтобы ввести выражение Whose portrait is it?). Чтобы напомнить ученикам названия частей тела, комментируйте рисунки (но лишь положительно): Beautiful eyes! Nice hair!

2.Игра «Двигайтесь!/Move!»

Цель: отработка лексики по теме «Части лица и тела».

После того как дети встанут круг, дайте им следующие указания, показывая часть тела, которую вы называете: Move your eyebrows - Move your eyes - your nose - your cheeks - your mouth - your ears - your head - your neck - your shoulders - your elbows - your hands - your fingers - your arms - your hips - move one leg - move the other leg - your knees - move one foot - move the other foot, move the whole body!

Пусть ученики сами попробуют быть «ведущими» и давать инструкции своим товарищам.

3. Игра «Прикоснись быстрее!/Touch Faster».

Цель: выучить части тела и лица.

Учитель просит детей встать, затем быстро командует:

Touch your eyes! Touch your nose! Touch your ears! Touch your ears! Touch your feet! И т.д. Или просто: Eyes, nose, ears, feet и т.д.

Выбывает ученик, либо не выполнивший команду, либо выполнивший ее неверно или

последним. Игра заканчивается, когда выбыли все, кроме одного ученика. Он становится

победителем.

Тема «Одежда/Clothes».

1. Игра «Хвастунишки/Boasters».

Цель: отработка структур I have got (a) и вопроса What colour is it/are they? Закрепление темы «Одежда».

Дети хвастаются своей или выдуманной одеждой. При этом названия нарядов не должны повторяться.

P1: I have got a very beautiful skirt!

P2: What colour is it?

P1: It is yellow (with white spots).

P2: Oh, it's great! (И поворачиваясь к следующему ученику) And I have got beautiful tights!.....

2. Игра «Надень-Сними/ Put on -Take off».

Цель: отработка глаголов put on, take off и повторение темы «Одежда».

Реквизит: мяч.

Учитель произносит одну из трех фраз: I'm cold. I'm hot. I'm warm. И бросает мяч ученику.

В зависимости от фразы, произнесенной учителем, ученик отвечает соответственно:

Put on your sweater (jumper, coat …). Take off your coat (scarf, hat …). It's fine. И бросает мяч учителю. Учитель вновь произносит одну из трех фраз и бросает мяч следующему ученику и т.д. (при этом названия одежды не должны повторяться).

Впоследствии игру могут вести по очереди ученики.

Тема «Цвета».

1. Игра «Давай нарисуем радугу!/Let's draw a rainbow!».

Цель: выучить цвета.

Реквизит: цветные карандаши и картинка с изображением радуги.

Сначала учитель закрепляет картинку с радугой на доске. Дети должны положить на стол 7 цветных карандашей.

T: This is a rainbow. I can see red colour (), orange colour, yellow colour, blue colour, dark blue colour, violet colour. The rainbow is colourful. It's beautiful. Let's draw a rainbow!

Теперь учитель дает детям минуту на то, чтобы они запомнили цвета и их порядок, и затем снимает картинку с доски.

T: Take a red pencil and draw a line, please. Put the pencil back и т.д.

Когда радуга нарисована, учитель достает картинку и дети сравнивают свои рисунки с оригиналом. На следующем этапе задача усложняется: дети кладут на стол коробку с карандашами самых разных цветов. Учитель еще раз называет цвета, показывая их на картинке, дети повторяют за ним, не поднимая карандаши. Далее все как в первом случае. Когда картинки будут нарисованы и сверены, учитель спрашивает, указывая на цвета радуги: What colour is it? Дети отвечают на его вопросы.

2. Игра «Кто самый внимательный?/Who is the most attentive?».

Цель игры: запомнить цвета.

Реквизит: катушки с нитками или карандаши разных цветов (каждый цвет встречается только один раз).

Учитель раздает ученикам катушки (карандаши). У каждого ученика - свой цвет, например, у Паши - зеленый, у Маши - белый и т.д. Учитель в беспорядке и быстро называет цвета по-английски. Ученик, который держит катушку (карандаш) названного цвета, должен поднять ее (его) вверх. Если он этого не сделал, то выбывает из игры. Выбывает также тот, кто поднял катушку (карандаш) не того цвета. Выбывшие отдают учителю свои катушки (карандаши). Победитель - тот, кто последним останется с катушкой (карандашом). После этого можно повторить игру так, чтобы у Паши был не желтый цвет, у Маши - не зеленый и т.д.

Тема «Животные».

1. Игра «Следы/Footprints».

Цель: ознакомление и первичное закрепление лексики по теме «Животные».

Реквизит: карточки с названиями животных.

Повесить на доску 5-6 карточек, изображающих животных, чьи названия нужно ввести. Пронумеровать их.

Пусть ученики станут вкруг: Please, get in a circle. Now, turn to the right. You're going to draw on the person's back in front of you! Задача будет начертить следы или изобразить шаги животных, которых дети видят на картинках на доске.

The cat: слегка похлопать ребенка по спине по направлению снизу вверх, как если бы кот «проходил» по спине человека перед вами;

The hen: «поклевать» спину двумя пальцами;

The mouse: слегка пощекотать спину;

The dog: похлопать по спине сильнее, чем «кот»;

The frog: слегка «пощипать» спину двумя руками, изображая «прыжки».

Чертите «след» животного на спине ребенка, громко проговаривая его название. Не заставляйте ученика сразу же повторить слово, но, изображая шаги животного, произнесите несколько раз так, чтобы ребенок «воспринял» его спиной.

Стоя позади ученика. Попросите его догадаться, чей «след» вы рисуете на его спине. После двух или трех примеров, пусть остальные попробуют изображать «шаги» животного.

IV. Заключение.

Список игр, конечно огромен и постоянно пополняется.
А приведенная выше классификация игр помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов учащихся младших классов на уроках английского языка. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий. Однако, нужно отметить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры. Иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Таким образом, данную копилку систематизированных учебных игр, учитель предполагает в дальнейшем использовать на своих уроках, а также пополнять ее новыми играми.

V. Список литературы.

1.Игры на уроках английского языка: Метод. пособие / Ю.Я. Пучкова. - М.; ООО «Издательство АСТ», 2005.

2. 333 совета по обучению английскому языку в школе / Колетт Самсон. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

3. Книга для учителя «Exellent! - Starter» / Carol Skinner. - издательство Longman, 2005.

4. Книга для учителя «Exellent! - 1» / Melanie Williams. - издательство Longman, 2005.

5. Книга для учителя «Exellent! - 2» / Susannah Reed. - издательство Longman, 2005.

6. Электронные источники.

7. Волшебное зеркало / Т. Назарова. - Журнал «Учитель» №1, Январь-Февраль 2003.









Приведенная выше классификация игр помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов учащихся младших классов на уроках английского языка. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры. Иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Необходимо заметить при этом, что игры на уроках английского языка должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная учебно-познавательная деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения иностранным языком

© 2010-2022