- Преподавателю
- Иностранные языки
- Эссе «Моя педагогическая философия»
Эссе «Моя педагогическая философия»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чуркина В.О. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Чуркина Виктория Олеговна
Учитель английского языка МБОУ СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля города Нижневартовска
Эссе «Моя педагогическая философия».
«А что в песне главное?»
Восходит лишь та заря, к которой мы пробудились сами.
Генри Торо.
Начать, пожалуй, следует с самого главного - выбора профессии. Самая трудная и порой самая неблагодарная профессия - учитель. Как бы это странно не звучало, но не каждый педагог может с уверенностью сказать, что его ежедневный труд доставляет ему удовольствие и на работу он ходит как на праздник. Помня о крыловской мудрости: «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец...», я свое будущее связала с профессией учителя, зная какие трудности предстоит преодолеть на этом нелегком пути.
Учитель, наставник... - эти понятия безо всякой натяжки могут быть отнесены к вечным и без сомнения - благородным. Сколько существовало и ещё будет существовать человечество, столько и будет жить понятие «учитель». Во все времена и у всех народов в этом слове был заключен некий таинственный смысл. Рассуждать об идеале можно бесконечно и каждый по-своему представляет себе этот совершенный образ учителя.
К профессии учителя всегда предъявлялись высокие требования, которые отражали не только профессиональные, но и нравственно-этические качества педагога. В образе учителя аккумулируются все традиции эпохи, которые должны быть переданы последующим поколениям. С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к личности учителя. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть постоянными, то есть не зависящими от времени, а какие - динамичными, «подвижными», то есть необходимыми педагогу в связи с современными требованиями. Говоря о последних, стоит отметить, что педагог должен обладать инновационным мышлением, уметь адаптироваться к социальным запросам общества, ориентироваться в бесконечном потоке информации сам и быть тем «вектором», который указывает ученикам правильное направление. Вечной миссией учителя, на мой взгляд, является способность формировать личность будущего члена общества, задавать ей нравственные ориентиры. Иными словами - служить обществу, в то же время, создавая его.
По утверждению Л.Н. Толстого, «не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию». Я считаю, что быть учителем трудно, но возможно. Главное, определиться для себя, каким именно быть человеком. Учитель может и должен быть счастливым! Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика.
Рассуждая о личностных качествах учителя, на первое место я бы поставила доброту, любовь к детям, понимание и оптимизм. Вернусь к размышлениям Л.Н. Толстого: «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Деятельность учителя хочу сравнить с песней: чему учить - это слова, как учить - это музыка, исполнитель - учитель. А что в песне главное - музыка, стихи или исполнитель? Главное в песне - слушатель, то есть - ученик. Каким он нас видит? Мы должны помнить, что являемся для наших детей примером, который должен стремиться к совершенству.
А может ли быть совершенным учитель, который ничему не учится у своих учеников? Ведь дети по-иному видят окружающий мир, рисуют его яркими красками. Мысли, которые высказывают порой ученики, как ни парадоксально это звучит, бывают более глубокими, чем те прописные истины, которыми часто говорим мы, взрослые. И мне кажется, что важно и полезно и нам самим учиться у детей.
Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательней к себе, научили бережнее относиться к детям. Для того чтобы научиться воспринимать лучшее в детях, учителю нужно постоянно самосовершенствоваться, потому что как писал Ушинский «только личность может воспитать личность»
Судьба... скажу ли я ей спасибо? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребенок вдруг восклицал: «Получилось!» - и обретал веру в себя. Победа ребенка становится и моей победой, его радость - моей радостью.