- Преподавателю
- Иностранные языки
- Из опыта работы по реализации ФГОС общего образования в практике работы по адаптированным образовательным программам предмета «Английский язык» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Из опыта работы по реализации ФГОС общего образования в практике работы по адаптированным образовательным программам предмета «Английский язык» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пономарева С.А. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Из опыта работы по реализации ФГОС общего образования в практике работы по адаптированным образовательным программам предмета «Английский язык» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
В данной работе ваше внимание будет обращено к понятиям «дети с ограниченными возможностями здоровья» и эффективным методам работы с ними.
Что такое ограничение возможностей здоровья, вы видите на слайде -это любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.
В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
И здесь не стоит смешивать понятия дети с ОВЗ и дети-инвалиды.
Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» или ОВЗ - более широкое и общее, включающее не только лиц, имеющих статус инвалида, но и граждан
с ограничениями, которые не всегда устанавливаются специалистами в области медицины.
Здесь стоит затронуть такое понятие как Дети с особыми образовательными потребностями - Это дети, которым для получения образования обязательно требуются особые дополнительные условия.
При изучении понятия - «дети с особыми образовательными потребностями» мы остановились на классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, которые к основным категориям таких детей относят следующие группы, которые вы видите на слайде:
-
дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
-
дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).
-
дети с нарушением речи (логопаты).
-
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
-
дети с умственной отсталостью.
-
дети с задержкой психического развития.
-
дети с нарушением поведения и общения.
-
дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА.
-
дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Данная классификация дает возможность выделить в характеристиках этих категорий детей особенности их нарушений в следующих сферах: сфера здоровья, общения, когнитивная и мотивационно-волевая, а также личностная сфера, где могут быть нарушены составляющие образа «Я», требующие коррекции и развития для их успешной адаптации в обществе.
В школе-интернат обеспечивается реализация инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Основную группу таких детей составляют дети с ЗПР.
Под термином задержка психического развития (ЗПР) понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет - как правило, при наличии этого специального подхода - обучаться в общеобразовательной школе.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.
Соответственно, для успешного обучения таких детей необходимо адаптировать образовательные программы по всем предметам.
Что собой представляет адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации").
Адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».
Для того, чтобы реализовать ФГОС общего образования при работе с детьми ОВЗ (в данном случае - детьми с ЗПР), учителю приходиться находить особые методы и приемы работы.
А сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые приемы и методы работы с детьми ОВЗ на примере 5 класса школы-интернат.
Для активизации деятельности учащихся я использую следующие активные методы и приемы обучения:
-
Буквы на магнитах.
Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения заданий. Особенно при закреплении лексики.
Два ученика набирают одно и то же слово на своей половине доски, остальные проверяют и, если есть ошибка, исправляют её, заменяя ошибочную букву.
-
Игра «Дешифровальщик»
Повторив написание лексических единиц по изученной теме, расшифровать загаданное слово, что записано следующим образом: первая цифра - номер слова, вторая цифра - буква в слове по счету. Задания такого типа побуждают детей работать с интересом и азартом, повышая их концентрацию на правильно выполненном задании.
-
Сигнальные карточки + ИКТ.
Это могут быть карточки разного цвета, карточки со звуками, карточки с буквами. Их хорошо использовать при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в изученном материале.
Удобство и эффективность сигнальных карточек в том, что сразу видна работа каждого ребенка. А также каждый может сделать самооценку своих знаний лексических единиц (как пример)
-
Карточки «сорбонки»
Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается английское слово, а с другой - перевод, или даже предложения. Сорбонки выполняются на бумажной основе, лучше картонной, которая нарезается на прямоугольники определенного размера. Размер каждый учитель может варьировать по своему усмотрению. В качестве достоинств выделяют:
-
концентрацию внимания на определенных элементах программного материала;
-
увеличение частоты повторения;
-
повышение заинтересованности и раскрепощение памяти, благодаря оригинальному оформлению и увлекательной игровой форме;
-
экономию времени на уроке, посвященному проверке пройденного материала;
-
формирование умений самоконтроля, самопроверки и взаимоконтроля.
-
Использование презентаций и фрагментов презентаций по ходу занятия.
Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с учениками. На слайдах можно разместить картинный материала, фотографии, тексты, добавить голосовое и музыкальное сопровождение. При такой организации материала включаются 3 вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Что особенно важно при обучении детей с ОВЗ, а именно детей с ЗПР. Так как это позволяет сформировать устойчивые связи центральной нервной системы.
Использование ИКТ при:
-
отработке лексики
-
отработке грамматических конструкций
-
введении новых грамматических явлений
Конечно, все эти методы требуют огромного усилия со стороны учителя в плане подготовки к уроку, а также заставляют проанализировать эффективность каждого применяемого метода.
Кроме этого, хотелось бы отметить следующее.
Один из педагогов, чьи материалы я изучала ранее, писал, что в классах. где учатся дети с ЗПР, необходимо ежеурочное систематическое возвращение к ранее изученному материалу сначала через короткие, а затем все более длительные промежутки времени, иначе, как бы хорошо ни усвоили учащиеся материал, через некоторое время они его забывают. К примеру, он предлагает систему повторения через 1,3,5,7,9 уроков.