• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Из опыта работы по реализации ФГОС общего образования в практике работы по адаптированным образовательным программам предмета «Английский язык» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Из опыта работы по реализации ФГОС общего образования в практике работы по адаптированным образовательным программам предмета «Английский язык» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Из опыта работы по реализации ФГОС общего образования в практике работы по адаптированным образовательным программам предмета «Английский язык» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

В данной работе ваше внимание будет обращено к понятиям «дети с ограниченными возможностями здоровья» и эффективным методам работы с ними.

Что такое ограничение возможностей здоровья, вы видите на слайде -это любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.

В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.

И здесь не стоит смешивать понятия дети с ОВЗ и дети-инвалиды.

Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья» или ОВЗ - более широкое и общее, включающее не только лиц, имеющих статус инвалида, но и граждан
с ограничениями, которые не всегда устанавливаются специалистами в области медицины.

Здесь стоит затронуть такое понятие как Дети с особыми образовательными потребностями - Это дети, которым для получения образования обязательно требуются особые дополнительные условия.

При изучении понятия - «дети с особыми образовательными потребностями» мы остановились на классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, которые к основным категориям таких детей относят следующие группы, которые вы видите на слайде:

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).

  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).

  • дети с нарушением речи (логопаты).

  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.

  • дети с умственной отсталостью.

  • дети с задержкой психического развития.

  • дети с нарушением поведения и общения.

  • дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА.

  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Данная классификация дает возможность выделить в характеристиках этих категорий детей особенности их нарушений в следующих сферах: сфера здоровья, общения, когнитивная и мотивационно-волевая, а также личностная сфера, где могут быть нарушены составляющие образа «Я», требующие коррекции и развития для их успешной адаптации в обществе.

В школе-интернат обеспечивается реализация инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Основную группу таких детей составляют дети с ЗПР.

Под термином задержка психического развития (ЗПР) понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет - как правило, при наличии этого специального подхода - обучаться в общеобразовательной школе.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.

Соответственно, для успешного обучения таких детей необходимо адаптировать образовательные программы по всем предметам.

Что собой представляет адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации").

Адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».

Для того, чтобы реализовать ФГОС общего образования при работе с детьми ОВЗ (в данном случае - детьми с ЗПР), учителю приходиться находить особые методы и приемы работы.

А сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые приемы и методы работы с детьми ОВЗ на примере 5 класса школы-интернат.

Для активизации деятельности учащихся я использую следующие активные методы и приемы обучения:

  1. Буквы на магнитах.

Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения заданий. Особенно при закреплении лексики.

Два ученика набирают одно и то же слово на своей половине доски, остальные проверяют и, если есть ошибка, исправляют её, заменяя ошибочную букву.

  1. Игра «Дешифровальщик»

Повторив написание лексических единиц по изученной теме, расшифровать загаданное слово, что записано следующим образом: первая цифра - номер слова, вторая цифра - буква в слове по счету. Задания такого типа побуждают детей работать с интересом и азартом, повышая их концентрацию на правильно выполненном задании.

  1. Сигнальные карточки + ИКТ.

Это могут быть карточки разного цвета, карточки со звуками, карточки с буквами. Их хорошо использовать при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в изученном материале.

Удобство и эффективность сигнальных карточек в том, что сразу видна работа каждого ребенка. А также каждый может сделать самооценку своих знаний лексических единиц (как пример)

  1. Карточки «сорбонки»

Она представляет собой карточку, где с одной стороны записывается английское слово, а с другой - перевод, или даже предложения. Сорбонки выполняются на бумажной основе, лучше картонной, которая нарезается на прямоугольники определенного размера. Размер каждый учитель может варьировать по своему усмотрению. В качестве достоинств выделяют:

  • концентрацию внимания на определенных элементах программного материала;

  • увеличение частоты повторения;

  • повышение заинтересованности и раскрепощение памяти, благодаря оригинальному оформлению и увлекательной игровой форме;

  • экономию времени на уроке, посвященному проверке пройденного материала;

  • формирование умений самоконтроля, самопроверки и взаимоконтроля.


  1. Использование презентаций и фрагментов презентаций по ходу занятия.

Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с учениками. На слайдах можно разместить картинный материала, фотографии, тексты, добавить голосовое и музыкальное сопровождение. При такой организации материала включаются 3 вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Что особенно важно при обучении детей с ОВЗ, а именно детей с ЗПР. Так как это позволяет сформировать устойчивые связи центральной нервной системы.

Использование ИКТ при:

  1. отработке лексики

  2. отработке грамматических конструкций

  3. введении новых грамматических явлений

Конечно, все эти методы требуют огромного усилия со стороны учителя в плане подготовки к уроку, а также заставляют проанализировать эффективность каждого применяемого метода.

Кроме этого, хотелось бы отметить следующее.

Один из педагогов, чьи материалы я изучала ранее, писал, что в классах. где учатся дети с ЗПР, необходимо ежеурочное систематическое возвращение к ранее изученному материалу сначала через короткие, а затем все более длительные промежутки времени, иначе, как бы хорошо ни усвоили учащиеся материал, через некоторое время они его забывают. К примеру, он предлагает систему повторения через 1,3,5,7,9 уроков.

© 2010-2022