- Преподавателю
- Иностранные языки
- Доклад «Из опыта работы использования педагогических технологий в процессе обучения»
Доклад «Из опыта работы использования педагогических технологий в процессе обучения»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Узбаев Б.Б. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Узбаев Бактияр Баймаханович, пос. Жалагаш, учитель физики сш № 31.
«Из опыта работы использования педагогических технологий в процессе обучения»
Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить учащихся набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Какие же практические знания должна давать физика?
Учителя на уроках сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся, нежеланием работать самостоятельно. Среди причин того, что ученики теряют интерес к знаниям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием примеров, методов и форм могут обеспечить эффективность. В современных условиях использование средств информационных технологий позволит повысить степень активности школьников и привлечь их внимание, усилить мотивацию к обучению.
Мой опыт работы заключается в создании системы уроков, разработке системы их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе. Все полученные навыки учащиеся применяют для создания проектов по различным темам физики с использованием исследовательской деятельности.
Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ - одна из главных задач учителя.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы.
Поэтому применение компьютерных технологий на уроках - это не дань моде, а необходимость.
Эти технологии позволяют решать следующие ЗАДАЧИ:
-
Гуманитарные, мировоззренческие: расширение кругозора; формирование понимания роли физики как дисциплины общекультурного характера, знания;
-
Познавательные, развивающие: развитие интереса к предмету и навыка самостоятельной работы при изучении нового материала; формирование навыков и умений при работе с информацией: подбор, сортировка, представление в виде презентаций;
-
Воспитательные, психологические: развитие навыков работы в микрогруппе, настойчивость, организованность, умение принимать коллективное решение, развитие толерантного отношения к взглядам одноклассников.
Информационные технологии позволяют создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся, у ребят возникает необходимость в самообразовании, саморазвитии.
1. Создание мультимедийных презентаций к урокам.
Свой индивидуальный методологический подход к организации урока я воплощаю в авторских презентациях. Это презентации к урокам по темам: «Тепловые двигатели» ( 8 кл.); « Монометры» (7 класс), «Архимедова сила» ( 7 кл.); «Свободное падение тел»( 9 кл.)
Мой опыт работы по созданию мультимедийных презентаций показал, что интерес учащихся к предмету повышается, возникает желание работать творчески, преподносить добываемую информацию в интересной для всех форме.
Вместе с учениками были созданы презентации:
- биографии великих физиков «М.Ломоносов», «Мария Склодовская и Пьер Кюри», «Г.Галилей», «Архимед», «Паскаль», «Э.Резерфорд», «К. Циолковский».
- исследование космоса («Человек - Земля- Вселенная», «Космический лифт»
-внеклассные мероприятия (КВН по физике «И в шутку и всерьез», «День космонавтики», «Человек и космос», «Такая неизвестная вода», «Физбой» интеллектуальная игра );
Презентации, созданные моими учениками, были представлены на районном конкурсе I тура республиканского научного проекта. В 2012 году Куракбай Айбек (10 А кл.) Диплом- 2 место «Эффективность использования газоразрядных ламп», участие в Международном конкурсе проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания», грамота 2013 г.
2013 год Ли Камила (9 кл) защита школьного проекта «Солнечная энергетика», 2013 г. школьный фестиваль проектов «Глобальное потепление»- Шынтас Ерасыл (8 кл)
Свой опыт создания презентаций, используемых мною на уроках, я представил на районном семинаре физиков «Тепловые двигатели» в 2012 г
2. Проектные методы обучения с использованием ИКТ.
Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.
-
Проект - это мощнейший фактор мотивации к учебе, к творческой активности, к инициативе учить его добывать эти знания самостоятельно.
-
Проект - это возможность для учащихся, не преуспевающих в учебе, найти свое место и оказаться нужным, а иной раз, даже незаменимым. Ведь в проектной группе нужен не только генератор идей, но и художник, компьютерщик, любитель работать со словарем, организатор группы.
-
Проект - это новое мышление. Это умение работать в новой среде.
Используя метод проектов в школьной программе, решаю следующие задачи:
Активизация познавательной деятельности;
Организация самостоятельной деятельности учащихся;
Педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся;
Формирование навыка самостоятельного планирования своей деятельности;
Формирование навыков работы в команде;
Привитие навыков работы с большими объемами информации, выделение главного;
Расширение кругозора учащихся при подборе материалов.
Проектную форму я применяю на уроках, в кружках, во внеклассной, учебно-исследовательской и домашней работе.
Мой опыт работы по созданию мультимедийных презентаций показал, что интерес учащихся к предмету повышается, возникает желание работать творчески, преподносить добываемую информацию в интересной для всех форме.
В своей педагогической практике я использую компьютер по трём направлениям:
- компьютер, как средство контроля знаний;
- средство самообразования;
- компьютер, как средство диагностики и результативности обучения.
Компьютер, как средство контроля знаний.
В нашей школе существует локальная компьютерная сеть, обучающие компьютерные программы, электронные учебники.
Использование тестов в обучении является одним из эффективных и рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Начиная с 7-го 8-го класса, такое понятие как самоконтроль и самооценка формируют у учащихся уверенность в своих знаниях.
К новой деятельности с использованием Интернет-ресурсов я подготавливаю учеников:
- предоставляю весомые доводы использования Интернет для учёбы;
-демонстрирую технологию поэтапного ознакомления и применения Интернет-ресурсов (поиск, сбор, анализ информации);
- предварительно составляю список сайтов, с которыми им можно познакомиться.
Дистанционной консультации.
С помощью Интернет я имею возможность оказывать помощь в подготовке к уроку на расстоянии. Такие консультации необходимы и ученику, и учителю. На помощь приходит программа виртуального общения SKYPE и личный
e-mail, когда ученик может задать любой интересующий его вопрос, не имея личного контакта с учителем.
Компьютер, как средство диагностики и результативности обучения.
Одной из основных характеристик педагогического мастерства учителя является качество знаний и действий учащихся. Учитель, и ученик, являясь субъектами образовательного процесса, взаимно влияют на процесс обучения и его качественные показатели.
При проведении анализа контроля особенно важным считаю накапливание информации о динамике качества знаний, выработку мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. В процессе отслеживания веду для каждого класса отдельную диагностическую карту, проанализировав которую, можно получить ответы на различные вопросы: доступно ли был дан учебный материал, интересен ли он был для учащихся. Проанализировав результаты можно сделать выводы о собственных ошибках, скорректировать деятельность детей, направить её.
Личная карта ученика 7 «А» класса.
Ф.И.ученика
сент
окт
ноя
дек
янв
Манбай Шахназар
5
5
5
5
5
ВЫВОДЫ:
Одна из задач приоритетного проекта «Образование» - сделать доступным качественное образование для каждого ребёнка. К решению этой задачи я подхожу с позиции реализации личностно-ориентированной системы обучения через внедрение в практику новых педагогических технологий:
- метода проектов;
- информационно-коммуникационных технологий.
Свою задачу вижу в том, чтобы дать всем своим учащимся качественные знания, развивать всестороннюю личность, способную совершенствовать своё образование после окончания школы, способствовать развитию самостоятельности, умению работать в коллективе. Считаю, что материал бывает легче, если ученику психологически комфортно на уроке, если он чувствует доброжелательное отношение учителя, готового всегда прийти на помощь в нужный момент без шума и упрёка.
Использую в своей педагогической деятельности элементы современных педагогических технологий: педагогические технологии
- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение),
- на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
а) технология программного обучения,
б) технология проектной деятельности,
в) групповые технологии ( интегрированные уроки, групповой опрос, уроки - путешествия, нетрадиционные уроки).
Я использую различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (диктант, самостоятельные работы, многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (творческие задания, проектные работы, нетрадиционные уроки).
Особое внимание уделяю на своих уроках дифференцированной самостоятельной работе учащихся. Для этого использую различные виды самостоятельных работ. Эффективным методом при дифференцированном обучении считаю работу в группе.
Хочется вспомнить слова «Существует лишь то, что можно измерить.» (Макс Планк)
Повышать интерес учащихся к предмету, мне помогают творческие домашние задания и исследования учащихся. Мои дети составляют задачи с иллюстрациями, кроссворды, загадки и сказки. Эти задачи и кроссворды мы решаем на следующем уроке. Некоторые работы в последствии используются при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
Все мои ученики участвуют в подготовке и проведении недели физики в школе.
Целью моего опыта является активизация интереса у учащихся. В своей работе я стараюсь придерживаться высказывания Яна Амос Каменского:
«Следует найти такой метод обучения, при котором учителя меньше бы учили, а ученики меньше бы учились».
В своей работе использую следующие методы и приёмы, позволяющие повысить качество обучения:
-
проектная деятельность;
-
дидактические игры;
-
тестовый контроль знаний;
-
лабораторно-практические работы;
Ключевые задачи совершенствования педагогической деятельности.
Осознавая важность своей профессии и своего предмета, в работе ставлю следующие ключевые задачи совершенствования педагогической деятельности:
-
выработка у учащихся познавательно-практических умений;
-
развитие способности применять ранее усвоенные знания;
-
освоение учащимися системы взаимоотношений на основе принципов сотрудничества;
-
чёткость и настойчивость в труде;
-
стремление к познанию;
-
формирование у учащихся прочных знаний.
Достижения в обучении отмечены следующими почетными грамотами:
-
2013 г.- «За многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм в работе» - грамота;
-
2011 г.- «За профессионализм в работе, добросовестное выполнение своих обязанностей и неоценимый вклад в воспитание подрастающего поколения»- грамота областного комитета профсоюза образования;
-
2013 г.- «За высокий профессионализм и творческий подход к работе, за подготовку серебряных медалистов» - грамота и ценный подарок Акима района.
За участие в различных конкурсах, фестивалях и конференциях награжден дипломами и сертификатами:
-
Диплом за руководство учениками, представившими работы на школьный Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся (2011-2013 г.г.);
-
Сертификат участника областного семинара - тренинга «Методы решения экспериментальных задач по физике» (2013 г.);