Эссе Работа с одаренными детьми

До недавнего времени я как-то не придавала большого значения разнице в понятиях «талантливые» и «одаренные» дети. Но вот пример с детьми, которые принимали участие в олимпиаде (конференции?)… Только часть их слушала внимательно, задавала вопросы по теме, а остальная часть просто сидела, уткнувшись в свои гаджеты, не проявляя такого явного интереса к теме, хотя они, по-видимому, являлись победителями по данному предмету… Пришлось засесть за компьютер, найти более-менее четкие определения понятий ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Грачева Наталья Петровна, учитель немецкого языка Приобской средней общеобразовательной школы, ХМАО-Югра.

Работа с одаренными детьми на уроках немецкого языка.

До недавнего времени я как-то не придавала большого значения разнице в понятиях «талантливые» и «одаренные» дети. Но вот пример с детьми, которые принимали участие в олимпиаде (конференции?)… Только часть их слушала внимательно, задавала вопросы по теме, а остальная часть просто сидела, уткнувшись в свои гаджеты, не проявляя такого явного интереса к теме, хотя они, по-видимому, являлись победителями по данному предмету…

Пришлось засесть за компьютер, найти более-менее четкие определения понятий «талантливые» и «одаренные» дети. Кое с чем соглашаюсь, что-то не очень принимаю, хотя все вроде бы обосновано теоретически и практически.

Понятно одно: неталантливых детей нет. Каждый обучающийся может проявить себя в какой-то определенной области.

А вот одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Мой учебный предмет - немецкий язык, обладает довольно большим потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде реализуются межпредметные связи. Я считаю, что одарённый ученик одарён очень во многом, это в свою очередь помогает ему глубже понять свою будущую специальность, быть эрудитом и интересной личностью.

Как правило, ребята, имеющие способности к языкам, легко усваивают материал.

Во втором классе уже после первого полугодия, давая разноуровневые задания, можно выявлять способных детей. А уже в конце 4-го класса в глаза бросается явная разница между понятием «способный» и «одаренный». Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают дополнительные вопросы, на которые необходим немедленный и подробный ответ (учитель должен обладать обширными знаниями по своему предмету!), они склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Работа с одаренными детьми требует постоянного самообразования и саморазвития педагога.

Определив таких ребят, учитель должен научить их думать, предпринимать все возможное для развития их одаренности. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. На уроках такого ребенка можно загружать заданиями повышенной сложности. Но большая часть работы идет через систему индивидуальных занятий, занятий в группах, где учитываются индивидуальные творческие способности. Я стараюсь развивать и прослеживать творческие способности одаренного ребенка.

Очень эффективной формой работы с одаренными детьми является участие обучающихся в школьных, муниципальных, российских олимпиадах по языку, участие в олимпиадах УРФО. Конечно, победы на таких интеллектуальных марафонах являются для детей большим стимулом. И педагог чувствует удовлетворение от хорошо выполненной работы.

При организации учебного процесса можно предлагать обучающимся индивидуализированные задания трех видов:

-альтернативные, т.е. выборочные;

-для добровольного выполнения;

-задания, темы которых формулируют сами ученики.

В последнее время выясняется, что особое повышение интереса к изучаемому материалу вызывает использование выборочных заданий. Психологически это объясняется тем, что ученик при выборе исходит из своих интересов, симпатий, кругозора. Все это повышает мотивацию выполнения задания. Самое важное, что ребенок может познать и почувствовать свободу выбора.

А еще на уроках иностранного языка необходимо вводить страноведческий и лингвострановедческий компоненты.

Также одной из наиболее приемлемых форм работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка является художественный поэтический перевод. Дети не только учатся переводить с иностранного языка на родной язык, но и знакомятся с творчеством переводимых поэтов, с многообразием поэтических жанров и литературных направлений. Бывают очень интересные и необычные работы.

Конечно, одаренные дети имеют лучшие предпосылки к выполнению заданий почти по всем предметам, т.к. они обладают разносторонними интересами. Поэтому все спешат дать им дополнительные задания. Следует считать правильным, что одаренные дети пользуются преимущественным правом выполнять дополнительные задания, прежде всего по любимому предмету.

В моей практике был такой опыт работы: дали дополнительный час немецкого языка, группа в 10-11 классе была небольшая и для каждого обучающегося был разработан отдельный образовательный маршрут. Это было счастье! В итоге 3 девочки из группы поступили в ВУЗы на факультеты, связанные с иностранным языком на специальности: теория и методика преподавания немецкого языка, лингвистика, романо-германский факультет перевода и переводоведения.

2

© 2010-2022