- Преподавателю
- Иностранные языки
- Межкультурные компетенции в изучении иностранного языка
Межкультурные компетенции в изучении иностранного языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Азизян Е.Г. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Азизян Е.Г преподаватель английского языка
межкультурные компетенции в изучении иностранного языка.
Преподавание иностранного языка в последние годы приобретает особую роль в реализации принципа культурного многообразия (плюрализма), на котором строится межнациональное общение во всех сферах жизни, включая профессиональную. В связи с этим, подготовка преподавателя должна соответствовать требованиям новых реалий и включать, наряду с прочими, межкультурную компетенцию. Как и другие виды компетенции, межкультурная компетенция должна постоянно совершенствоваться. Для этого существуют следующие причины:
1. изменение культурной среды в сфере профессионального общения;
2. изменение и развитие профессиональных потребностей обучаемых;
3. расхождение между реальной подготовкой преподавателя и той подготовкой, которой он должен обладать в данный момент.
При изучении иностранного языка исходным пунктом сопоставления различных культур является их равноценность, а к обучающим целям межкультурого воспитания относятся терпимость к разнообразию и готовность подвергать сомнению собственные нормы. Бытовой опыт и универсальные жизненные потребности человека, такие как еда, жилище, любовь, спор-конфликт, должны служить мостом между «чужим» и «своим». Уча щиеся должны находить путь в жизненный мир другой (не такой уж чуждой) культуры, опираясь на собственный жизненный опыт.
Межкультурная компетентность это знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; индивидуальных мотиваций, форм поведения, невербальных компонентов (жесты, мимика), национально - культурных традиций, системы ценностей.
Межкультурная компетенция - это способность успешно общаться с людьми других культур, в узком смысле способность к успешному двустороннему общению с людьми из других культур. Эта способность может появиться с молодых лет или может быть развита. Основой для успешной межкультурной коммуникации является эмоциональная компетенция и межкультурная восприимчивость.
Межкультурно компетентной является личность, которая охватывает и понимает специфические программы восприятия, мышления и действия людей из чуждых ей культур. Ранее приобретённые опыты расширяются.
Таким образом
Межкультурная компетенция представляет собой сложное образование, включающие следующие компоненты: особенности мышления, отношения, знания, и умения, все из которых относятся как к родной, так и к изучаемой культуре. (см. рис.1)
Особенности мышления включают
-
понимание связи между языком, мышлением и культурой;
-
осуществление познания на грани родной и изучаемой культур;
-
понимание равнозначности и многообразия культур и культурных смыслов;
-
критический взгляд на собственную и изучаемую культуру.
Отношения включают открытость, любопытство, готовность отказаться от предубеждений, приятие культуры.
Знания состоят из следующих компонентов:
-
знание языка;
-
знание фактов о родной и изучаемой культуре;
-
знание норм социального и личностного взаимодействия;
-
знание паралингвистических средств общения;
-
знание культурных ценностей, присущих своей и изучаемой культурам.
Рис. 1. Компоненты межкультурной компетенции
Умения включают:
-
интерпретацию культурных фактов;
-
соотнесение событий в родной и изучаемой культуре;
-
извлечение и усвоение новых знаний о культуре;
-
применение знаний в практических ситуациях общения;
-
критическую оценку своей и иной культур.
Только при гармоничном сочетании этих компонентов можно говорить о сформированности межкультурной компетенции личности.
Актуальным представляется изучение способов формирования межкультурной компетенции, а также методов оценки и измерения уровня её сформированности. Эти задачи представляют собой перспективные области дальнейших исследований в плане изучения межкультурной компетенции.
В этой связи, я считаю для обучения межкультурному общению необходимо расширить содержание обучения за счет включения в курс иностранного языка компонентов, нацеленных на развитие межкультурной компетенции -социокультурных, сoциолингвистических, лингвострановедческих (например страноведение).
На занятиях английского языка по специальности «технология общественного питания» мы непосредственно сталкиваемся с изучением культуры изучаемого языка. Одним из ключевых составляющих в рабочей программе является тема кухни народов мира. На занятиях изучаются специфика питания и приготовления блюд, связанных с той или иной культурой традицией, географией. Изучая блюда национальной кухни, непосредственно сталкиваешься с историей страны и даже и узнаешь по какой причине, отмечаются национальные праздники.
Например.
Один из самых любимых праздников Америки: - день Благодарения , связан с первыми американскими переселенцами которым индейцы в знак дружбы преподнесли дикую индейку. В первый год выдался великолепный урожай. С тех пор американцы отмечают этот праздник, (надо заметить, что в начале у переселенцев складывались прекрасные отношения с коренным населением)
Другая тема культура чаепития в Англии. Эта традиции берущая истоки в 17 веке. Сегодня это ритуал, который должен соблюдать каждый, кто приезжает в эту страну.
Составляя карты меню зарубежной кухни студенты также могут сравнить особенности питания в той или иной стране .(мы знаем что культура питания непосредственно связана с культурой народа.)
Особой строкой необходимо отметить раздел страноведение. Этот раздел поможет студентам вне зависимости от того где он получает образование чувствовать себя уверенно в любой стране. Знание истории страны помогает выработать терпимость к непохожести носителей иноязычной культуры, позитивное к ним отношение вследствие чего строятся взаимопонимание между носителями разных культур.