Межкультурные компетенции в изучении иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Азизян Е.Г преподаватель английского языка

межкультурные компетенции в изучении иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в последние годы приобретает особую роль в реализации принципа культурного многообразия (плюрализма), на котором строится межнациональное общение во всех сферах жизни, включая профессиональную. В связи с этим, подготовка преподавателя должна соответствовать требованиям новых реалий и включать, наряду с прочими, межкультурную компетенцию. Как и другие виды компетенции, межкультурная компетенция должна постоянно совершенствоваться. Для этого существуют следующие причины:

1. изменение культурной среды в сфере профессионального общения;

2. изменение и развитие профессиональных потребностей обучаемых;

3. расхождение между реальной подготовкой преподавателя и той подготовкой, которой он должен обладать в данный момент.

При изучении иностранного языка исходным пунктом сопоставления различных культур является их равноценность, а к обучающим целям межкультурого воспитания относятся терпимость к разнообразию и готовность подвергать сомнению собственные нормы. Бытовой опыт и универсальные жизненные потребности человека, такие как еда, жилище, любовь, спор-конфликт, должны служить мостом между «чужим» и «своим». Уча щиеся должны находить путь в жизненный мир другой (не такой уж чуждой) культуры, опираясь на собственный жизненный опыт.

Межкультурная компетентность это знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки; индивидуальных мотиваций, форм поведения, невербальных компонентов (жесты, мимика), национально - культурных традиций, системы ценностей.

Межкультурная компетенция - это способность успешно общаться с людьми других культур, в узком смысле способность к успешному двустороннему общению с людьми из других культур. Эта способность может появиться с молодых лет или может быть развита. Основой для успешной межкультурной коммуникации является эмоциональная компетенция и межкультурная восприимчивость.

Межкультурно компетентной является личность, которая охватывает и понимает специфические программы восприятия, мышления и действия людей из чуждых ей культур. Ранее приобретённые опыты расширяются.

Таким образом

Межкультурная компетенция представляет собой сложное образование, включающие следующие компоненты: особенности мышления, отношения, знания, и умения, все из которых относятся как к родной, так и к изучаемой культуре. (см. рис.1)

Особенности мышления включают


  • понимание связи между языком, мышлением и культурой;

  • осуществление познания на грани родной и изучаемой культур;

  • понимание равнозначности и многообразия культур и культурных смыслов;

  • критический взгляд на собственную и изучаемую культуру.

Отношения включают открытость, любопытство, готовность отказаться от предубеждений, приятие культуры.

Знания состоят из следующих компонентов:

  • знание языка;

  • знание фактов о родной и изучаемой культуре;

  • знание норм социального и личностного взаимодействия;

  • знание паралингвистических средств общения;

  • знание культурных ценностей, присущих своей и изучаемой культурам.

Межкультурные компетенции в изучении иностранного языка

Рис. 1. Компоненты межкультурной компетенции

Умения включают:

  • интерпретацию культурных фактов;

  • соотнесение событий в родной и изучаемой культуре;

  • извлечение и усвоение новых знаний о культуре;

  • применение знаний в практических ситуациях общения;

  • критическую оценку своей и иной культур.

Только при гармоничном сочетании этих компонентов можно говорить о сформированности межкультурной компетенции личности.

Актуальным представляется изучение способов формирования межкультурной компетенции, а также методов оценки и измерения уровня её сформированности. Эти задачи представляют собой перспективные области дальнейших исследований в плане изучения межкультурной компетенции.

В этой связи, я считаю для обучения межкультурному общению необходимо расширить содержание обучения за счет включения в курс иностранного языка компонентов, нацеленных на развитие межкультурной компетенции -социокультурных, сoциолингвистических, лингвострановедческих (например страноведение).

На занятиях английского языка по специальности «технология общественного питания» мы непосредственно сталкиваемся с изучением культуры изучаемого языка. Одним из ключевых составляющих в рабочей программе является тема кухни народов мира. На занятиях изучаются специфика питания и приготовления блюд, связанных с той или иной культурой традицией, географией. Изучая блюда национальной кухни, непосредственно сталкиваешься с историей страны и даже и узнаешь по какой причине, отмечаются национальные праздники.

Например.

Один из самых любимых праздников Америки: - день Благодарения , связан с первыми американскими переселенцами которым индейцы в знак дружбы преподнесли дикую индейку. В первый год выдался великолепный урожай. С тех пор американцы отмечают этот праздник, (надо заметить, что в начале у переселенцев складывались прекрасные отношения с коренным населением)

Другая тема культура чаепития в Англии. Эта традиции берущая истоки в 17 веке. Сегодня это ритуал, который должен соблюдать каждый, кто приезжает в эту страну.

Составляя карты меню зарубежной кухни студенты также могут сравнить особенности питания в той или иной стране .(мы знаем что культура питания непосредственно связана с культурой народа.)

Особой строкой необходимо отметить раздел страноведение. Этот раздел поможет студентам вне зависимости от того где он получает образование чувствовать себя уверенно в любой стране. Знание истории страны помогает выработать терпимость к непохожести носителей иноязычной культуры, позитивное к ним отношение вследствие чего строятся взаимопонимание между носителями разных культур.







© 2010-2022