Методические рекомендации для преподавателей

методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов. самостоятельная работа студентов - это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия преподавателя. самостоятельная работа студента должна быть конкретной по своей предметной направленности и сопровождаться эффективным контролем и оценкой ее результатов.предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется госуд...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

























МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов



подготовила: Храмеева Г. М.

преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО ЛТК КК













Введение

Самостоятельная работа студентов ­- это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия преподавателей. Самостоятельная работа студента должна быть конкретной по своей предметной направленности и сопровождаться эффективным контролем и оценкой ее результатов.

Предметно и содержательно самостоятельная работа студента определяется государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами по образовательным программам различных форм обучения, рабочими программами учебных дисциплин, средствами обеспечения самостоятельная работа студента: учебниками, учебными пособиями и методическими руководствами, учебно-программными комплексами и т.д.

Для реализации самостоятельной работы каждому студенту должно быть предусмотрено обеспечение:

  • рабочими методами при выполнении теоретических и практических работ;

  • информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);

  • методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.);

  • контролирующими материалами (экзаменационные билеты, тесты и т. д.);

  • материальными ресурсами (измерительное и технологическое оборудование и др.);

  • временными ресурсами;

  • консультациями (преподаватели);

- возможностью публичного обсуждения теоретических или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы).

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:

  • самоконтроль и самооценка студента;

  • контроль и оценка со стороны преподавателей.

В ходе самостоятельной работы, планируемой по каждой учебной дисциплине, студент может:

- освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (освоение лекционного курса, а также освоение отдельных тем, отдельных вопросов тем, отдельных положений и т.д.);

- закрепить знание теоретического материала практическим путем, (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);

- применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения, (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, «кейс стади», письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);

- применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной, дипломной работы, научно-исследовательской работы студента).

Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на базовую и дополнительную.

Базовая самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля.

Базовая самостоятельная работа студента может включать следующие виды работ:

- работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;

- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;

- выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и т.п. и выдаваемых на практических занятиях;

- перевод текстов с иностранных языков;

- изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

- практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения;

- подготовка к лабораторным работам и к практическим и семинарским занятиям;

- подготовка к контрольной работе;

- подготовка к зачету и аттестациям;

- написание реферата (эссе) по заданной проблеме.

Дополнительная самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. ДСР может включать следующие виды работ:

- подготовка к экзамену;

- исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;

- анализ научной публикации по заранее определенной преподавателем теме;

- анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов.

Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо всех видах самостоятельной работы по курсу с выделением базовой самостоятельной работы и дополнительной самостоятельной работы , в том числе по выбору. Объем и виды самостоятельной работы устанавливаются в учебном плане, а также в рабочих программах дисциплин.

Примерные виды самостоятельной работы студентов

- Проработка конспекта лекций;

- Проработка учебников (учебных пособий);

- Проработка учебно-методических пособий при подготовке к практическим занятиям, семинарам и т.д.;

- Выполнение домашнего задания, домашней контрольной

работы;

- Написание реферата;

- Перевод текста с иностранного языка на русский;

- Самостоятельное изучение темы.

Технологическая организация самостоятельной работы студентов может включать в себя следующие составляющие:

1.Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.

Цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.

2.Технология отбора содержания самостоятельной работы студентов. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).

3.Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

4.Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.

Виды заданий для самостоятельной работы.

Видами заданий для самостоятельной работы могут быть:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники, Интернет и др.;

-для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; тестирование и др.;

-для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов учебной деятельности.

Темы самостоятельной работы студентов необходимо включить в тематический план с конкретным указанием часов на каждую тему.

Организация и руководство самостоятельной работой студентов.

При выдаче заданий на самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:

-уровень освоения студентом учебного материала;

-умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

-сформированность общеучебных умений;

-обоснованность и четкость изложения ответа;

-оформление материала в соответствии с требованиями.

Программа действий преподавателя по организации самостоятельной работы студентов.

Программа действий преподавателя по созданию необходимых и достаточных условий для самостоятельной деятельности студентов может содержать:

-анализ учебного плана, Государственного образовательного стандарта;

-подготовка перечня умений, которые должны быть сформированы у студентов после изучения дисциплины;

-подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля;

-определение качественно-количественных критериев выполнения задания;

-определение периодичности контроля;

-разработка вариантов контрольных работ;

-выработка системы информирования студентов об их достижениях;

-создание необходимого информационно-методического обеспечения;

-определение системы индивидуальной работы;

-внедрение модульной системы обучения с рейтинговой оценкой учебной деятельности студентов.

Вовлекая студентов в самостоятельную деятельность, необходимо учитывать психологические особенности каждого студента и создавать учебно-методические комплексы, содержащие:

-методические рекомендации для самостоятельной работы студентов (пояснить, как составить аннотацию, сценарий, как выполнить требования к записи лекций преподавателя и т.д.);

-учебную и методическую литературу;

-учебные пособия и программы дисциплин;

-тематические словари;

-лекции;

-консультации (текст, фонозапись, видеозапись);

-планы семинарских занятий;

-творческие работы студентов;

-видеофильмы и ТСО;

-тестовые задания, контрольные вопросы для проверки знаний студентов.

Условия эффективности самостоятельной работы студентов.

Для эффективности самостоятельной работы студента необходимо выполнить ряд условий:

1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы.

2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.

3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4. Контроль над организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Это условие в той или иной форме с необходимостью должно присутствовать в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность самостоятельной работы студента в целом.

Первое условие состоит в необходимости оптимального структурирования учебного плана не только в смысле последовательности изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы.

Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, других заданий. Составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой.

Второе условие - это методически рациональная организация работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент

с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. За таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя, информация о «рейтинге студента» по выполняемым заданиям и т.п.).

Третье условие - это обеспечение студента соответствующей учебно-методической литературой. Сложившаяся ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы, следует рекомендовать переход на электронные издания лекционных материалов преподавателей. Кроме того, в университете имеется мощный информационный источник - Internet.

Заключение

Самостоятельная деятельность студентов - задача, которую решает преподавательский коллектив. Задача сложная, интересная, не новая, но с новыми проблемами:

-воспитание культуры самостоятельной деятельности студентов;

-развитие профессиональной деятельности преподавателя.

Здесь важно уяснить, что самостоятельная деятельность студентов опосредована профессионализмом преподавателей. Поэтому, говоря о высоком профессионализме выпускников, необходимо одновременно решать задачи по научно-профессиональному самосовершенствованию преподавателей:

-постоянно обновлять терминологический словарь изучаемых дисциплин, осмысливать и осваивать терминологический аппарат и профессиональный язык общения со студентами;

-накапливать и обобщать индивидуальный опыт по руководству самостоятельной деятельностью студентов; вести методическую работу и методический обмен с коллегами;

-заниматься научно-педагогическим самообразованием (читать научную литературу, монографии, диссертации);

-использовать педагогику сотрудничества со студентами, вдумчиво и бережно относиться к их потребностям и созданию условий для их самостоятельной деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.;

2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе.  2001.  № 4

3. Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению //Иностранные языки в школе. 2001.  № 3

4. Егорченкова Е.Я., Завьялова А.Г., Кравченко А.В. Формирование самообразовательной компетенции у студентов неязыкового вуза// Иностранные языки в школе. 2003. №3





© 2010-2022