- Преподавателю
- Иностранные языки
- Методические рекомендации для преподавателей
Методические рекомендации для преподавателей
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Храмеева Г.М. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов
подготовила: Храмеева Г. М.
преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО ЛТК КК
Введение
Самостоятельная работа студентов - это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия преподавателей. Самостоятельная работа студента должна быть конкретной по своей предметной направленности и сопровождаться эффективным контролем и оценкой ее результатов.
Предметно и содержательно самостоятельная работа студента определяется государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами по образовательным программам различных форм обучения, рабочими программами учебных дисциплин, средствами обеспечения самостоятельная работа студента: учебниками, учебными пособиями и методическими руководствами, учебно-программными комплексами и т.д.
Для реализации самостоятельной работы каждому студенту должно быть предусмотрено обеспечение:
-
рабочими методами при выполнении теоретических и практических работ;
-
информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);
-
методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.);
-
контролирующими материалами (экзаменационные билеты, тесты и т. д.);
-
материальными ресурсами (измерительное и технологическое оборудование и др.);
-
временными ресурсами;
-
консультациями (преподаватели);
- возможностью публичного обсуждения теоретических или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы).
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
-
самоконтроль и самооценка студента;
-
контроль и оценка со стороны преподавателей.
В ходе самостоятельной работы, планируемой по каждой учебной дисциплине, студент может:
- освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (освоение лекционного курса, а также освоение отдельных тем, отдельных вопросов тем, отдельных положений и т.д.);
- закрепить знание теоретического материала практическим путем, (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
- применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения, (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, «кейс стади», письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);
- применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной, дипломной работы, научно-исследовательской работы студента).
Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на базовую и дополнительную.
Базовая самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля.
Базовая самостоятельная работа студента может включать следующие виды работ:
- работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;
- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
- выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и т.п. и выдаваемых на практических занятиях;
- перевод текстов с иностранных языков;
- изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку;
- практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения;
- подготовка к лабораторным работам и к практическим и семинарским занятиям;
- подготовка к контрольной работе;
- подготовка к зачету и аттестациям;
- написание реферата (эссе) по заданной проблеме.
Дополнительная самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. ДСР может включать следующие виды работ:
- подготовка к экзамену;
- исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;
- анализ научной публикации по заранее определенной преподавателем теме;
- анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов.
Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо всех видах самостоятельной работы по курсу с выделением базовой самостоятельной работы и дополнительной самостоятельной работы , в том числе по выбору. Объем и виды самостоятельной работы устанавливаются в учебном плане, а также в рабочих программах дисциплин.
Примерные виды самостоятельной работы студентов
- Проработка конспекта лекций;
- Проработка учебников (учебных пособий);
- Проработка учебно-методических пособий при подготовке к практическим занятиям, семинарам и т.д.;
- Выполнение домашнего задания, домашней контрольной
работы;
- Написание реферата;
- Перевод текста с иностранного языка на русский;
- Самостоятельное изучение темы.
Технологическая организация самостоятельной работы студентов может включать в себя следующие составляющие:
1.Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.
Цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.
2.Технология отбора содержания самостоятельной работы студентов. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).
3.Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
4.Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.
Виды заданий для самостоятельной работы.
Видами заданий для самостоятельной работы могут быть:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники, Интернет и др.;
-для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; тестирование и др.;
-для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов учебной деятельности.
Темы самостоятельной работы студентов необходимо включить в тематический план с конкретным указанием часов на каждую тему.
Организация и руководство самостоятельной работой студентов.
При выдаче заданий на самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:
-уровень освоения студентом учебного материала;
-умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
-сформированность общеучебных умений;
-обоснованность и четкость изложения ответа;
-оформление материала в соответствии с требованиями.
Программа действий преподавателя по организации самостоятельной работы студентов.
Программа действий преподавателя по созданию необходимых и достаточных условий для самостоятельной деятельности студентов может содержать:
-анализ учебного плана, Государственного образовательного стандарта;
-подготовка перечня умений, которые должны быть сформированы у студентов после изучения дисциплины;
-подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля;
-определение качественно-количественных критериев выполнения задания;
-определение периодичности контроля;
-разработка вариантов контрольных работ;
-выработка системы информирования студентов об их достижениях;
-создание необходимого информационно-методического обеспечения;
-определение системы индивидуальной работы;
-внедрение модульной системы обучения с рейтинговой оценкой учебной деятельности студентов.
Вовлекая студентов в самостоятельную деятельность, необходимо учитывать психологические особенности каждого студента и создавать учебно-методические комплексы, содержащие:
-методические рекомендации для самостоятельной работы студентов (пояснить, как составить аннотацию, сценарий, как выполнить требования к записи лекций преподавателя и т.д.);
-учебную и методическую литературу;
-учебные пособия и программы дисциплин;
-тематические словари;
-лекции;
-консультации (текст, фонозапись, видеозапись);
-планы семинарских занятий;
-творческие работы студентов;
-видеофильмы и ТСО;
-тестовые задания, контрольные вопросы для проверки знаний студентов.
Условия эффективности самостоятельной работы студентов.
Для эффективности самостоятельной работы студента необходимо выполнить ряд условий:
1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы.
2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.
3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
4. Контроль над организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Это условие в той или иной форме с необходимостью должно присутствовать в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность самостоятельной работы студента в целом.
Первое условие состоит в необходимости оптимального структурирования учебного плана не только в смысле последовательности изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы.
Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, других заданий. Составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой.
Второе условие - это методически рациональная организация работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент
с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. За таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя, информация о «рейтинге студента» по выполняемым заданиям и т.п.).
Третье условие - это обеспечение студента соответствующей учебно-методической литературой. Сложившаяся ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы, следует рекомендовать переход на электронные издания лекционных материалов преподавателей. Кроме того, в университете имеется мощный информационный источник - Internet.
Заключение
Самостоятельная деятельность студентов - задача, которую решает преподавательский коллектив. Задача сложная, интересная, не новая, но с новыми проблемами:
-воспитание культуры самостоятельной деятельности студентов;
-развитие профессиональной деятельности преподавателя.
Здесь важно уяснить, что самостоятельная деятельность студентов опосредована профессионализмом преподавателей. Поэтому, говоря о высоком профессионализме выпускников, необходимо одновременно решать задачи по научно-профессиональному самосовершенствованию преподавателей:
-постоянно обновлять терминологический словарь изучаемых дисциплин, осмысливать и осваивать терминологический аппарат и профессиональный язык общения со студентами;
-накапливать и обобщать индивидуальный опыт по руководству самостоятельной деятельностью студентов; вести методическую работу и методический обмен с коллегами;
-заниматься научно-педагогическим самообразованием (читать научную литературу, монографии, диссертации);
-использовать педагогику сотрудничества со студентами, вдумчиво и бережно относиться к их потребностям и созданию условий для их самостоятельной деятельности.
Список используемой литературы:
-
Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.;
2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 2001. № 4
3. Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению //Иностранные языки в школе. 2001. № 3
4. Егорченкова Е.Я., Завьялова А.Г., Кравченко А.В. Формирование самообразовательной компетенции у студентов неязыкового вуза// Иностранные языки в школе. 2003. №3