АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ширинова Н. В.

учитель английского языка

МБОУ лицей «Технико-экономический»

г. Новороссийска Краснодарского края

активные и интерактивные методы обучения английскому языку как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Одно из ключевых требований к обучению иностранному языку с введением ФГОС - способность к коммуникативному партнёрству. К основным определениям общения можно отнести следующие:

  1. Общение - совокупность мотивированных и целенаправленных процессов, позволяющих человеку социально взаимодействовать с другими людьми.

  2. Общение - не просто обмен информацией, а активное взаимодействие участников этого процесса, цель которого чаще имеет «неязыкоывой» характер.

  3. Процесс речевого общения должен отличаться взаимовлиянием и взаимопониманием, чему могут препятствовать социальные, психологические и культурные барьеры.

  4. Достижение основной цели обучения иностранному языку возможно лишь при понимании общения во всех трёх аспектах.

Одним из важнейших принципов коммуникативно-ориентированного обучения является ситуативность: непрерывный ряд ситуаций оказывается единицами организации процесса обучения иноязычному общению. Учащийся должен уметь вести беседу в правильной и интересной форме, излагая факты и собственное мнение. Важно уметь владеть техникой речи: начать и завершить беседу, задать вопросы и дать ответы, побудить к действию, дискутировать, спонтанно реагировать на изменения речевого поведения собеседника. При оценивании устных ответов отмечаются также лексико-грамматическая правильность речи, её коммуникативная целесообразность и фонетическое оформление.

Опыт показывает, что высокую результативность даёт использование на уроке технологий активного обучения - такой организации учебного процесса, при которой в познавательном процессе задействован каждый, либо имея определённое ролевое задание, в котором должен публично отчитаться, либо своей работой отвечая за качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Активное обучение ориентировано на методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие всех участников в мыслительную и поведенческую деятельность.

Этим принципам соответствует аутентичное общение, возможное на уроке при обсуждении интересных и актуальных для учеников вопросов, решении реальных задач. Другим продуктивным типом общения на уроке является подражательное общение. Его особенностью является создаваемая ситуация, напоминающая естественную (чаще проблемного характера). В данном случае школьник сам организует свое речевое поведение в зависимости от коммуникативной ситуации и задач. В процессе обучения происходит обсуждение и моделирование ситуаций, построенных на основе взаимоотношений преподаватель - ученик, ученик - ученик, что делает процесс изучения иностранного языка максимально естественным и приближенным к условиям реального общения. Важно уделять внимание овладению учащимися невербальными средствами общения (жесты, мимика, поза, дистанция), что является дополнительным фактором при запоминании изучаемого материала.

В связи с направленностью на решение коммуникативных задач наиболее востребованными формами работы на уроке становятся групповые и коллективные, в которых каждый учащийся имеет возможность проявить себя как участник определённой деятельности. Такое «многостороннее» общение на уроке имеет сложную структуру взаимосвязей между участниками образовательного процесса. Наиболее полно реализуется в проектной деятельности и заданиях, имеющих интерактивный, то есть направленный на взаимодействие школьников, характер.

В проектной деятельности речевое общение органично входит в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности, позволяет расширить классную работу до различных практических видов деятельности. Процесс обучения иностранному языку приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте. Цель проекта всегда носит практический характер: язык употребляется в коммуникативных целях, позволяющих узнать новое, на первый план выходит совместная деятельность, при этом каждый выражает свои идеи и делится опытом.

Деятельность является интерактивной, если обладает рядом признаков: многоголосие, то есть возможность каждого участника на собственное мнение, диалогичность, организация педагогом самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а не трансляция готовых знаний, смыслотворчество - выражение индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни, свобода выбора, ситуация успеха и рефлексия.

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Интерактивные упражнения - это продуктивный процесс обучения, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, но при этом все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. В процессе выполнения интерактивных упражнений происходит взаимообучение, сотрудничество, где ученик и учитель равнозначные объекты обучения. Функция учителя заключается в организации и стимулировании учебного процесса, направленного на развитие личности ученика. Однако интерактивные методы обучения следует вводить поэтапно, сначала это работа в парах или малых группах, где каждый получает возможность участвовать в работе, развивать навыки сотрудничества и общения. Учитель разрабатывает план урока на основе интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Примерами интерактивных упражнений могут служить следующие:

- на первом этапе дети выполняют мини-проект на тему «Книги, которые мы читаем» в виде анкеты-таблицы с колонками: Я читаю: охотно, неохотно, охотнее всего; Мой друг читает: охотно, неохотно, охотнее всего». В строках перечислены типы текстов/ книг (сказки, комиксы, стихотворения, учебник по иностранному языку, словарь, книги о животных и пр.). Лексика даётся на изучаемом языке, может быть задана учителем или находиться учениками самостоятельно. После такой работы с анкетами в парах учащиеся делают сообщения о читательских приоритетах - своих и друга.

- интерактивная игра «Детективы». Участники получают карточки, на которых написаны роли. Задача каждого участника - задавать вопросы, чтобы выяснить, кто есть кто. Эта игра с успехом используется для актуализации знаний по темам: «Животные», «Овощи и фрукты», «Вопросительные предложения» (в различных грамматических временах глагола).

- интерактивное упражнение «Восстанови рассказ». Текст делится на столько частей, сколько мини - групп; каждая часть текста делится на предложения. Задача групп - восстановить свой отрывок, а затем группы восстанавливают весь текст.

Интерактивные упражнения обычно оказываются центральной частью урока. При их выполнении, особенно на начальном этапе, важно соблюдение определённой последовательности:

  1. инструктирование: учитель рассказывает про цели, правила, последовательность действий упражнения;

  2. объединение в группы / распределение ролей;

  3. выполнение задания (учитель выступает как организатор, помощник);

  4. презентация результатов выполнения упражнения;

  5. подведение итогов, оценивание результатов (рефлексия).

Интерактивные методы обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, способствуют развитию креативности и фантазии, коммуникабельности, выработке активной жизненной позиции и командного духа, основанного на осознании ценности индивидуальности, свободе самовыражения, взаимоуважении и демократичности. Получение нового знания не только развивает познавательную деятельность, но и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Всё более значимую роль в процессе изучения иностранного языка в школе играют интерактивные учебники - сайты, на которые обучающиеся заходят со своим логином и паролем и находят все необходимое, для того чтобы освоить иностранный язык на определённом уровне: материалы по фонетике, лексике, грамматике; тексты, аудио- и видеозаписи, мультимедийные тренировочные упражнения. Интерактивный учебник включает в себя несколько разговорных тем, состоящих из уроков. Урок - это комплекс нового материала (слова, правила, тексты) и упражнений, при выполнении которых формируются лексические и грамматические навыки, совершенствуете умения аудирования, говорения, чтения и письма. Примечательно, что мультимедийные упражнения контролируются компьютером автоматически, что даёт возможность мгновенно получать информацию о допущенных ошибках.

Литература:

1. Жук А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Минск, 2004.

2. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Минск, 2005. - 176 с.

3. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе в ОУ / Пособие для учителей и студентов педвузов. - М., 1998. - 232с.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М., 2005.

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку: базовый курс лекций / Пособие для студентов педвузов и учителей. - М., 2002. - 239с.



© 2010-2022