• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Доклад на педчтения по теме «Развитие метапредметных коммуникативных УУД через организацию внеурочной деятельности учащихся средством английской песни»

Доклад на педчтения по теме «Развитие метапредметных коммуникативных УУД через организацию внеурочной деятельности учащихся средством английской песни»

Развитие метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий учащихся наряду с речевой, является главной составляющей развития иноязычной коммуникативной компетенции. Современные требования к организации внеурочной деятельности в школе делают актуальным поиск новых эффективных средств обучения. Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин...Тезисы на педчтения подготовленные к докладу по теме "Развитие метапредметных коммуникативных универсальных учебных дейс...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕЗИСЫ

«Развитие метапредметных коммуникативных

универсальных учебных действий через организацию

внеурочной деятельности учащихся средством английской песни»

Юлия Геннадьевна Заборцева,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»,

город Усть-Илимск, Иркутской области

учитель английского языка, 1КК


Развитие метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий учащихся наряду с речевой, является главной составляющей развития иноязычной коммуникативной компетенции. Современные требования к организации внеурочной деятельности в школе делают актуальным поиск новых эффективных средств обучения.

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с таким материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, так как правильно подобранные песни развивают образное мышление, формируют хороший вкус и являются хорошим фундаментом для развития коммуникативных УУД. Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.

При обучении иностранному языку учитель не только создает условия для приобретения знаний, но и, что самое важное, создает условия для развития метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий.

Я полагаю, что вопрос заслуживает должного внимания на всех ступенях обучения, начиная с начального, заканчивая старшим, т.к. песни и музыка сопровождают нас везде и на протяжении всей жизни.

Целью данной работы является развитие метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий через организацию внеурочной деятельности учащихся средством английской песни.

В условиях жёстких временных рамок учебного плана я ставлю перед собой задачу эффективно использовать учебное время таким образом, чтобы в максимальной степени достигнуть результатов ФГОС.

Следует отметить, что в сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами, которых являются тексты.

Среди коммуникативных УУД основными являются речевая деятельность и навыки сотрудничества, которые способствуют их развитию. Временных рамок урока недостаточно, чтобы проработать фонетические и грамматические явления, усвоить полное содержание песни, при подготовке к исполнению которой у ребенка формируются коммуникативные УУД. На мой взгляд, это представляет собой основную проблему.

Большое значение в применении песен во внеурочной деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции имеет методически правильный подбор песен и методика их использования. Любая песня - это слова, положенные на музыку. При этом следует учитывать то, что текст песни может быть более или менее осмысленным, значимым в смысловом отношении.

Кроме того есть песни, в которых текст несет большой информационный запас о культуре и истории страны и народа; дает богатую почву для дискуссий; является лиричным и ценным произведением, насыщенным интересной лексикой, разнообразными грамматическими структурами, стилистическими приемами.

Песня должна быть аутентичной, она должна соответствовать возрасту и интересам учащихся. Мои ученики самостоятельно выбирают песни. Они предлагают несколько вариантов, а затем мы вместе начинаем определять соответствие песни их уровню языка. Если песня соответствует данным принципам, то она является полезной. Подбор песен в каждом индивидуальном случае зависит от многих факторов. В основном, песни связаны с темой ежегодного фестиваля.

На протяжении трех лет проводится школьный фестиваль английской песни. На фестивалях звучат народные песни, песни британских и американских композиторов. Стилистика песен тоже разнообразна: поп, рок, хард-рок, рэп. Участниками школьных фестивалей являются учащиеся классов нормы и классов КРО. При подготовке к фестивалю разворачивается большая совместная деятельность учителя с каждым учеником, которая включает в себя поэтапную работу с текстом песни, фонетическим и грамматическим материалом, музыкой.

По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика количества участников школьного фестиваля: если в 2012-2013 году участвовали 8 человек, то в 2014-2015 году 11 человек приняли участие в фестивале. Количество желающих участвовать в городских фестивалях также увеличивается с каждым годом.

В 2014-2015 учебном году городской фестиваль английской песни, тема которого «Волшебный мир Диснея», состоится 30.01.2015 в ДК им. Наймушина.

При соблюдении определенной системы работы эффективность использования песни как средства развития метапредметных коммуникативных УУД достаточно высока.

В сентябре 2012 года мною был проведен мониторинг развития коммуникативных УУД. Результаты показали, что 25% учащихся имеют низкий уровень развития коммуникативных УУД, на достаточном уровне - 50%, и на высоком - 25%. Уровень развития коммуникативных УУД составляет 42%.

В сентябре 2014 года при проведении мониторинга было выявлено, что навыки общей коммуникации на низком уровне у 9,5% учащихся, с достаточным уровнем - 36%, высоким - 45%, оптимальным - 9,5%.

Работая в индивидуальном и групповом режиме по программе песенного фестиваля ученики учатся понимать друг друга, терпеливо выслушивать мнение окружающих, детям стало легче сориентировать себя в ситуациях общения с партнерами, стараются вникнуть в суть проблемы и выразить словами. Учащиеся учатся договариваться и аргументировать свои ответы, сохраняя доброжелательное отношение со сверстниками и учителем. Также повысился процент коммуникативного умения саморефлексии и умения получать необходимые сведения.

Можно сделать вывод, что процент развития коммуникативных УУД 2014 года значительно вырос до 64,2%, что на 22% больше, чем в 2012 году.

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с таким материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, так как правильно подобранные песни развивают образное мышление, формируют хороший вкус и являются хорошим фундаментом для развития коммуникативных УУД.

Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песне, как и любому другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т. е. передача заложенного ее автором содержания адресату.

Таким образом, с точки зрения методики песня на английском языке может рассматриваться, с одной стороны, как образец звучащей иноязычной речи, адекватно отражающий особенности жизни и культуры народа страны изучаемого языка. С другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня может формировать и духовную культуру учащегося, соединять в единое целое его разум и душу.

Работа с английскими песнями развивает метапредметные коммуникативные универсальные учебные действия через организацию внеурочной деятельности учащихся. Она обогащает духовный мир ребенка, расширяет его словарный запас, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, учит видеть красоту человеческой природы и чувств. Музыкальный материал дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.


© 2010-2022