- Преподавателю
- Иностранные языки
- Доклад на тему: Формы и методы интерактивного обучения учащихся на уроках английского языка
Доклад на тему: Формы и методы интерактивного обучения учащихся на уроках английского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хальметова Т.Д. |
Дата | 06.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формы и методы интерактивного обучения на уроках английского языка
В настоящее время в условиях введения стандартов второго поколения к современному уроку предъявляются совершенно другие требования.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию. Повышению наглядности на уроках и степени межпредметной интеграции, и, как следствие, повышению качества образования.
Поэтому уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учащихся.
В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных нововведений стало активное использование обучающих компьютерных программ как средства повышения интенсификации процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.
Использование таких программ является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся.
Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации. Рассеянные ученики лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Школьники работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся. Ученик становится живым участником образовательного процесса.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.
В некоторых школах коп активно используются уже не первый год. В нашей школе это стало возможно только с прошлого года, когда кабинет оборудовали компьютером и проектором. Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком. В своей практике в начальной школе я пользуюсь ОКП М.З. Биболетовой так как мы работаем по учебникам этого автора.
Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием УМК. Считаю, что данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными. Внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.
С помощью мультимедийных обучающих программ по английскому языку в практике работы использую различные методические приёмы, позволяющие в активной форме проводить ознакомление, тренировку и закрепление знаний и умений учащихся.
Разнообразные виды заданий, предлагаемые на таких уроках, построены с учетом современных требований к учебному процессу.
Вот, например, работа над стихотворением "Whale" в 4 классе. Если раньше мы читали стихотворение по учебнику, отрабатывали произношение и работали над лексикой, а сейчас с помощью этой программы на экране появляется яркая картина соответствующая содержанию стихотворения, где мальчик рассказывает, что он поймал кита, анимации и звукосопровождение оживляют картину, мы слышим шум воды, звуки плавающего кита, кричащего мальчика. Создается реальная картина, которая вызывает живой интерес у учащихся.
Этапы работы над стихjотворением такие: сначала слушают, читают, повторяют за диктором. На 2 этапе ученики выполняют разные задания, типа: поставь строчки по порядку, напечатай пропущенное слово, тут же происходит отработка навыков письма, скажи пропущенную строчку и т.д. Дети работают по группам, обсуждают, советуются, спорят, подсказывают, исправляют друг друга. Благодаря такой работе дети запоминают стихотворение уже на уроке.
Очень важно, что детей исправляет не учитель, а компьютер. Это стимулирует учеников, они хотят найти свою ошибку и обязательно исправить ее. И если упражнение сделано правильно компьютер обязательно детей похвалит, и у них появляется чувство удовлетворения и победы. Неравнодушных детей обычно в классе не бывает, каждому хочется попробовать, показать, что он не хуже других, а если сразу не получается попробовать еще и еще раз пока задание не будет сделано правильно.
Очень удобно использовать ОКП при введении и отработке тематической лексики. Например, лексики по теме «Семья». Этапы работы следующие: демонстрация, закрепление и контроль. На 1 этапе на экране появляется яркая фотография большой семьи, под картинами надписи членов семьи и их действия. Ученики смотрят, слушают, читают, повторяют. На 2 этапе идет работа по отработке произношения и закрепления лексики. Ученики выполняют разные интересные упражнения. Работа групповая. На 3 этапе идет контроль тематической лексики можно осуществлять, используя раздаточный материал - карточки. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям ОКП.
Все ОКП так или иначе предусматривают отработку определенных грамматических структуры. Грамматика всегда скучна, а для того чтобы такой урок стал интересным и увлекательным на уроке тоже использую интерактивные задания. В 4 классе мы проходим Past Simple-правильные и неправильные глаголы. Чтобы ученики хорошо запомнили эти глаголы, автор программы предлагает игру в виде цветов. На лепестках написаны 1и 2 формы глаголов, надо их соотнести, для этого мышкой наводишь на правильный лепесток, если задание сделано правильно - лепестки начинают шевелиться и выпадают. Другое задание собираем лепестки цветов-1 цветок - правильные глаголы, 2 цветок - неправильные глаголы. Если правильно выполнено задание- цветок оживает, начинает двигаться. В такой увлекательной форме дети легко запоминают скучные глаголы.
Так же я использую ОКП при работе нал развитием умений аудирования. Вот, например, работа над диалогом в 4 классе. Если раньше дети слушали речь, которая происходит где-то, то ОКП дает возможность слушать и видеть где происходит действие. При помощи анимации действующие лица разговаривают, двигаются, шумят, создается реальная картина, и разговор воспринимается легче. Задания после текста выполняются с удовольствием и легко.
На своих уроках я также использую и другие формы интерактивного обучения, например метод проектов. Проектная идея включает внедрение в учебный процесс выше перечисленных технологий, способствующих развивать межкультурную компетенцию учащихся. В начальной школе я обычно использую мини - проекты, на подготовку которых отводится 1 или 2 урока.
Для повышения эффективности урока можно планировать учебную деятельность по группам и станциям. Такой урок мы называем" English train". Например, 1-я группа в течение 10 минут выполняет лексические упражнения, 2-я группа в эти же 10 минут занимается грамматикой, 3-я группа отчитывает текст или сразу выполняет задания по нему. Через 10 минут каждая группа переходит на другую станцию - т.е. переходит к другому столу, где лежат задания по другому аспекту урока. За урок все учащиеся побывают и поработают на всех станциях, выполнят тот же объем работы, который планируется для традиционного урока, но в малой группе работа выполняется более эффективно и результативно. Последним этапом урока может быть беседа по данной теме, интервью или игра, мультимедийная презентация.
Таким образом, интерактивные задания предоставляют больше возможностей для активного участия в учебном процессе, облегчают понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления.
7