Статья Повышение мотивации к изучению языка

В данной статье описывается опыт использования программы дополнительного образования для повышения уровня знаний у учащихс я, а также привлечение их к сдаче международных экзаменов по иностранному языку. Интегративный подход к обучению иностранными языками предполагает не только развитие умений иноязычного речевого общения, но и решение задач воспитательного, межкультурного и прагматического характера. Так введение курсов иностранного языка в пространство дополнительного образования представляет...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка путем реализации программы дополнительного образования



Левчук Наталья Викторовна

МОУ Лицей №3 г. Волгоград.

В современном мире все больше возрастает роль иностранных языков. Перестройка средней школы, значительное увеличение международных связей создают определенные предпосылки для улучшения обучения иностранным языкам. Ведь знание иностранного языка - свидетельство уровня культуры и образования.
Исключительно важным в процессе обучения иностранному языку является вопрос мотивации. Мотивация является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности, в том числе и познания. При этом примечательно, что на первом этапе изучения иностранного языка у школьников, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясниться на иностранном языке, читать, узнавать о других странах. Но в процессе овладения этой достаточно кропотливой деятельностью отношение учащихся меняется. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала»; преодоления трудностей, что отодвигает достижение целей. Мотивация уменьшается, пропадает встречная активность, ослабевает воля, снижается успеваемость, которая в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. Мотивация как бы лишается своей «подпитки».

В свете современных тенденций развития российского образования, обусловленных социально-экономическими и социально-политическими изменениями в России и мире, обновляются цели, задачи и содержание обучения иностранным языкам в школе.

Интегративный подход к обучению иностранным языкам предполагает не только развитие умений иноязычного речевого общения, но и решение задач воспитательного, межкультурного и прагматического характера. Возрастные особенности школьников обуславливают усиление принципов индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе.1 Эти процессы находят яркое отражение и в средней школе (10-11 классы). В связи с этим введение курсов иностранного языка в пространство дополнительного образования представляет сегодня особый интерес со стороны всех субъектов образовательного процесса.

В Статье 75 Нового Закона РФ «Об образовании» указано: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.»

Именно в интеграции урочной и внеурочной деятельности можно достичь образовательных результатов, отвечающих требованиям нового ФГОС: роста мотивации личностного развития, формированию культуры личностного и профессионального самоопределения, культуры проектирования личностного и профессионального развития. Эти аспекты являются определяющими для будущего выпускника современной российской школы.

Для реализации этих задач в МОУ Лицей №3 обеспечиваются благоприятные условия для устойчивого непрерывного развития языковой личности в форме факультативных или платных занятий.

С этой целью разработана программа «Cambridge to school», для проведения практических занятий , и подготовки учащихся к сдаче международных Кембриджских экзаменов по английскому языку.

Являясь продолжением основного курса английского языка вне рамок урока, данная программа служит дополнительным средством реализации всех целей обучения иностранному языку в основной и средней школе:

развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих (речевой, языковой, социокультурной межкультурной, компенсаторной, учебно-познавательной);

развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык», в частности, формирование у учащихся потребности в изучении иностранных языков и овладении ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтничном мире, развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка.

Таким образом, углубляя и систематизируя программные знания по английскому языку, расширяя возможности формирования и развития языковых навыков и речевых умений, программа обеспечивает языковое развитие личности в соответствии с современными требованиями и запросами значительной части учащихся и их родителей.

Помимо этого, данная программа способствует раскрытию предпочтений и личностных качеств обучающихся, формированию их личности, освоению образовательных, социальных и культурных ценностей в условиях диалогических, субъект-субъектных отношений с педагогом и другими учениками.

Программа построена с учётом возрастных особенностей учащихся. Каждое занятие носит практический характер.Тематика обсуждения базируется на аутентичных материалах, что формирует мотивацию к дальнейшему совершенствованию языковых навыков. Обобщение лексического материала тесно связано обрабатываемым грамматическим материалом, что способствует повторению и автоматизации навыков употребления ранее пройденных структур.

Отработка лексического и грамматического материала проводится в тесной связи с тематикой общения. Учащимся предлагается повторить и закрепить языковой материал, вызывающий наибольшие трудности (фразовые глаголы, устойчивые словосочетания, словообразование и другое.)

Каждый раздел программы включает общее описание раздела, типы текстов и заданий. Одна из характерных черт курса - связь с другими школьными предметами. Ученики получают возможность повторять пройденное и пополнять полученные знания новыми сведениями. Такое преподнесение известного материала может сформировать более широкий взгляд на проблемы природы, общества и жизни на Земле. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.

Отличительным признаком программы является индивидуальная профилизация учащегося, освоение языка по индивидуальному учебному плану, развитие способности и готовности старшеклассников к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в других областях знания; опыта проектно-исследовательской работы с использованием.

В программе активно используются информационные коммуникационные технологии, устные презентации к работам организуются с помощью презентационных программ, используются электронные программы для самостоятельной работы в компьютерном классе и CD-ROM учебникам.

Реализация программы осуществляется в условиях внеурочной системы обучения.Основное содержание курса 68 часов. УМК "Complete First Certificate" by Guy Brook-Hart Cambridge University Press, 2008, (2 раза в неделю).

В процессе обучения используются следующие технологии:

  • технология развития критического мышления;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • ИКТ,

  • обучение в сотрудничестве

  • метод проектов

  • тестовая методика экзаменационного типа

  • технология развивающего обучения;

Тематика Кембриджских экзаменационных материалов, FCE тесно связана с основными содержательными линиями, предметным содержанием речи, содержанием и объемом коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, навыков пользования языковыми средствами в программах основного и среднего общего образования по иностранному языку. Это обеспечивает взаимосвязь и преемственность занятий по программе Cambridge English с уроками английского языка по основной программе.

В процессе занятий учащиеся систематически овладевают следующими общеучебными умениями и навыками, в соответствии с программными требованиями:

  • работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, заполнение таблиц;

  • работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной/запрашиваемой/полной и точной информации;

  • работать с разными источниками на английском языке: словарями, справочниками, Интернет-ресурсами;

  • самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в школе и дома.

Учебный материал и методический аппарат курса обеспечивают постоянное совершенствование у учащихся следующих специальных умений:

  • находить ключевые слова при работе с текстом;

  • семантизировать слова на основе языковой догадки;

  • осуществлять словообразовательный анализ;

  • пользоваться толковым и другими словарями на английском языке.

Будучи соотнесенными с Общеевропейской шкалой уровней языковой компетенции (Common European Framework of Reference), Кембриджские экзамены, как и большинство современных учебных курсов для основной и средней школы, построены на владении базовыми языковыми средствами и навыками их использования в речи в соответствии с действующими школьными программами. Это касается как развития лексико-грамматических навыков, так и освоения фонетической и лексической стороны речи, а также орфографии.

Таким образом, занятия в рамках данной программы не связаны с перегрузкой и интенсивным опережающим обучением по отношению к основному курсу, а направлены на организацию практической деятельности школьников по освоению уже известных структур в речи и использованию их в новых ситуациях общения, что соответствует государственной политике здоровьесбережения обучающихся.

В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности, учащиеся получают стимул для общего речевого развития. Развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры, вырабатывается дружелюбное отношение к людям других стран и культур.

Обеспечивается целенаправленная работа на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов изучения английского языка в основной и средней школе, обозначенных ФГОС2.

Личностными результатами изучения английского языка в рамках данного курса являются:

- формирование мотивации к изучению иностранного языка и стремление к самосовершенствованию в области изучения иностранного языка;

- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие, дисциплинированность;

- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

- осознание себя гражданином своей страны и мира.

Метапредметными результами изучения данного курса являются:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;

- развитие умений смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные;

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

В условиях перехода к новой государственной системе аттестации (ГИА, ЕГЭ), подготовка к Кембриджским экзаменам в становится значимым условием формирования прочной языковой базы.

Соотносясь с Общеевропейской шкалой уровней языковой компетенции (Common European Framework of Reference), Кембриджские экзамены на уровне FCE соответствуют уровню B2 - уровню ГИА и нижней планке требований ЕГЭ. Вместе с этим, практика сдачи Кембриджских экзаменов формирует психологическую готовность детей к независимой экспертизе уровня их языковой подготовки. Помимо этого, регулярное выполнение тестов, промежуточных работ в экзаменационном формате является частью мониторинга образовательной деятельности учащихся, инструментом управления качеством образования по английскому языку.

С другой стороны, необходимая для системы дополнительного образования практическая деятельность обеспечивается выполнением разнообразных речевых заданий, в том числе в ситуациях межличностного общения, дидактической, языковой, коммуникативной и ролевой игр, викторин, выполнением проектных и творческих работ. Это помогает раскрытию личностных качеств учащихся, способствует формированию морально-нравственных ценностей и повышению мотивации к изучению иностранного языка.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).

  2. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1998

  3. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС // Вестник образования, № 8. - 2011.

  4. Ирисханова К.М. Европейский языковой портфель для России.-Московский государственный лингвистический университет2002

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

  6. Городецкая Л.А., Кожевникова Л.А., Полякова И.В., Скугарова Ю.В.

  7. Cambridge English: вариативные программы дополнительного образования по английскому языку (Cambridge English: Sample Programmes for Additional Education in English). Методическое пособие. М.: ООО «Британия-Холдинг», 2011.

8. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад А.В.Хуторского на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23апреля 2002г.-М: Центр:" Эйдос".

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С.

Полат.-Москва, 2001г.

10. Титкова М. С. "Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ", Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", 2008

11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя. // Под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения)

12. Фишман И.С.Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетенций учащихся. Методист.-2007-2,3

13. First Certificate in English, Handbook for teachers: Level B1 Common European Framework of Reference. - University of Cambridge ESOL Examinations.

14. Сambridge English: Teaching and Learning materials (Каталог учебно-методической литературы). - Cambridge University Press, 2011.






1

2

© 2010-2022