- Преподавателю
- Иностранные языки
- Программа элективного курса по психологии для обучающихся 9-х классов
Программа элективного курса по психологии для обучающихся 9-х классов
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Беспрозванная Т.В. |
Дата | 15.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержание разделов дисциплины для 9 класса Программа ориентирована на изучение личностных Особенностей, интересов и склонностей подростков. Педагог - психолог МБОУ «Средняя школа № 6» г. Обнинска Беспрозванная Т. В. 02.09.2014 г. Программа элективного курса по психологии « ПОЗНАЙ СЕБЯ И ДРУГИХ» |
|
|
|
|
|
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 » г. ОБНИНСКА
___________________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ Зам. директора по УВР на заседании МО « Средняя школа № 6»
_____________________ ______________________ протокол №_______
«___» ______________ 2014 г. «___» ______________ 2014 г. от «___» ______________ 2014 г.
Рабочая программа
по психологии ( элективный курс)__
в__9__ классе
на 2014 - 2015 учебный год
Педагог- психолог Беспрозванная Т.В.
Количество часов:
всего 17 часов;
в неделю 1 час.
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для овладения учащимися 9 классов необходимыми теоретическими знаниями, содействия социально-психологической адаптации подростков и носит профориентационный характер.
Известно, что в 9 классах происходит дальнейшее развитие общения, самопознания и рефлексии. Основное внимание подростков сфокусировано на сфере общения и самопознания личных особенностей, способностей, возможностей, потребностей.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, призванное учесть интересы, склонности и способности учащихся и создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями благодаря особой структуре, содержанию и организации образовательного процесса. Профильное обучение требует реализации личностно - ориентированного подхода в учебном процессе, при котором каждый старшеклассник может «выстроить индивидуальную образовательную траекторию».
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное.
Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и
профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев
повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки
должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать: продолжить обучение в школе, пойти в
училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в
собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о
требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.
Программа курса «Познай себя и других » направлена на повышение социально-психологической
компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в
выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.
Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-
психологическую компетентность учащихся для грамотного поиска профессии, образовательного
маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о
профессиях.
Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не
являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет
использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.
Цель курса:
- формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и
принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей;
- способствовать изучению личностных особенностей, интересов и склонностей подростков;
- формирование умения самостоятельно выбирать учащимися дальнейшего образовательного маршрута на основе профильно-профессиональных намерений и с учетом полученных знаний о себе, своих интересах;
- формирование ценностно-мотивационной сферы и создание позитивного отношения к профильному обучению и профессиональному самоопределению;
- создание для подростка актуального информационного поля.
Задачи курса:
- психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда;
получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по
Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
- психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и
профессиональных предпочтений учащихся;
- моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса;
- саморазвитие личностных возможностей;
- формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессиональным условиям;
- развитие навыков саморегуляции, самоанализа, рефлексии;
- дать учащимся конкретные знания о себе и научить их освоить методы и приемы психологического познания себя и другого человека;
- расширить кругозор учащихся;
- повышение социально-психологической компетентности учащихся;
- повышение информированности учащихся в вопросах межличностных взаимоотношений.
Основные принципы курса:
- принцип гуманизации - приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;
- принцип индивидуализации - учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
- принцип социализации - содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.
При реализации данного курса планируются следующие результаты:
- расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда;
- участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить;
- учащиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.
Структура курса.
Программа рассчитана на 17 академических часов, по 1 часу в неделю.
В программе 3 блока:
1.Введение в мир профессий- 3 часа:
1) Знакомство с курсом «Твое профессиональное призвание». Факторы, влияющие на выбор профессии.
Данное занятие проходит в виде семинара-практикума.
Цели:
1.Ввести в проблему профессионального самоопределения.
2.Познакомить с правилами ведения элективных часов.
3.Формировать умения по анализу необходимой информации.
2) Типы профессий по предмету труда- семинар с элементами лекции.
Цели:
1. Дать общее представление об основных компонентах профессиональной деятельности, о предмете труда.
2. Расширить кругозор ребят о мире профессий.
3. Воспитывать интерес к миру современных профессий.
3) Психологическая игра «Выбор профессии».
Цели:
1. Определить наиболее подходящие для подростка профессий на основе выбора соответствующих характеристик трудовой деятельности.
2.Воспитывать уважение к профессиям, связанным с физическим трудом.
3.Развивать наблюдательность.
2.Основы профессионального выбора - 12 часов.
1) Способности. Склонности и интересы - практическая работа ( методика «Карта интересов» и методика «Анаграммы»).
2) Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней - практическая работа (определение уровня самооценки).
3) Мышление и развитие мышления - практическая работа (методика Равена).
4) Секреты выбора профессии «Хочу-Могу-Надо»- семинар с элементами лекции.
Цели:
1. Познакомить учащихся с тремя факторами выбора профессии.
2. Развивать у учащихся мышление.
3. Формировать культуру общения.
5) Память и внимание. Их развитие.- практическая работа ( «Корректурная проба Бурдона», метод Джекобса).
6) Воображение и его роль в профессиональной деятельности.
Цель : 1. Виды воображения.
2. Психологические механизмы воображения .
7) Темперамент и его виды - практическая работа (Темперамент и профессия).
8) Характер - практическая работа ( методика диагностики акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека).
9)Общение - основа человеческого бытия. Невербальное общение.- семинар с элементами лекции, таблица жестов.
10) Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. Стили реагирования в конфликтных ситуациях.- семинар-лекция и упражнения на стили реагирования.
11) Воля. Эмоции и чувства.- практическая работа ( методика определения силы воли, САН).
12) Роль жизненных ценностей при выборе профессий- ступени выбора профессии( актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий).
3.Планирование профессионального пути - 2 часа.
1) Развитие умений по принятию решений - практическая работа (решение проблемных задач).
2) Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решений о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией выбора профессии.
Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая - развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.
По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.
В силу вышеизложенного, представляется целесообразным введение специального элективного курса по психологии для учащихся 9 классов «Познай себя и других».
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Учащихся, изучивший дисциплину должен:
Знать:
- особенности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление);
- основные вопросы психологии личности (способности, темперамент, характер);
- понятие об общении, виды общения;
- свои личностные особенности, интересы и склонности..
Уметь:
- соотносить полученные теоретические знания с практическими навыками;
- адекватно оценивать свои личностные особенности;
- проводить самоанализ, рефлексию собственного поведения, поступков, эмоциональных реакций.
Учебно- методический комплекс:
-
Психология -Р.С. Немов.- Москва. ВЛАДОС. ИМПЭ им. А. С. Грибоедова- 2001.
-
Психология - И. В. Дубровина, А. М. Прихожан.- Москва. Изд. центр «Академия»-2007.
-
Теории личности - Л. Хъелл, Д. Зиглер- Санкт -Петербург-Москва- Харьков-Минск.-2002.
-
Психология группы - Е. И. Рогов- Москва . ВЛАДОС-2001.
-
Психология познания - Е. И. Рогов- Москва . ВЛАДОС-2001.
-
Психологический тренинг с подростками- Людмила Анн- Питер-2007.
-
Психологические тесты - Н. Ф. Гребень - Минск: Современная школа.-2008.
-
Выбор профессии - Джимм Барретт - Москва. Астрель-2006.
-
Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.-272с.
-
Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
-
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.
-
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.:Речь,2005.-224с.
-
Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1995.-239с.
-
Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.
-
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.-М.: Генезис, 2007-140 с.
-
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис,2006.-208с.
-
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002-80 с.
-
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.:Генезис,2004.-125с.
-
Самоукина Н.В. Карьера без стресса.- СПб.: Изд-во «Питер», 2003.-251с.
-
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.:Речь,2008.-208с.
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ Зам. директора по УВР на заседании МО « Средняя школа № 6»
_____________________ ______________________ протокол №_______
Тарасова Н. А.
«___» ______________ 2014 г. «___» ______________ 2014 г. от «___» ______________ 2014 г.
Календарно - тематическое планирование
по___ психологии (элективный курс) __
«ПОЗНАЙ СЕБЯ И ДРУГИХ»
в _9___ классе на 2014 -2015 учебный год
Педагог- психолог: Беспрозванная Т. В.
(ФИО)
___высшая__________
(наличие категории)
Количество часов на _2014-2015 учебный год
Количество часов __1__ в неделю
Количество часов на _________ 1 четверть
Количество часов на _________ 2 четверть
Количество часов на _________ 3 четверть
Количество часов на _________ 4 четверть
Календарно-тематическое планирование
Класс -9
Предмет - Психология
-
№ п/п
Дата
план
Дата
факт
Тема
занятия
Кол-во
часов
Вид занятия
Вид
деятельности
Практические
работы
I. Введение в мир профессий.
3
1.
Знакомство с курсом «Твое профессиональное призвание». Факторы, влияющие на выбор профессии.
1
Семинар-практикум.
Ступени алгоритма выбора профессии.
2.
Типы профессий по предмету труда.
1
Семинар с элементами лекции.
Список предметов по предмету труда.
3.
Психологическая игра «Выбор профессии».
1
Психологическая игра.
Ступени выбора профессии (для подростков).
II. Основы профессионального выбора.
12
4.
Способности.
Склонности и интересы.
1
Практическая работа.
Тестирование.
Перечень своих способностей.
«Карта интересов».
Методика «Карта интересов», методика «Анаграммы»
5.
Роль самооценки в выборе профессии. Определение самооценки методом тестирования и работа над ней.
1
Практическая работа. Тестирование.
Рекомендации по формированию положительной и адекватной самооценки.
Определение уровня самооценки.
6.
Мышление и развитие мышления.
1
Семинар-практикум.
Рекомендации по развитию мышления.
Методика Равенна.
7.
Секреты выбора профессии («Хочу» - «Могу» - «Надо»).
Психологическая суть жизненного профессионального самоопределения.
1
Семинар с элементами лекции.
Диспут.
Таблица « Три фактора».
Ступени выбора профессий.
8.
Память и внимание, их развитие.
1
Семинар-практикум.
Рекомендации по улучшению памяти и внимания.
«Корректурная проба Бурдона», метод Джекобса.
9.
Воображение и его роль в профессиональной деятельности.
1
Семинар-практикум.
Рекомендации по развитию воображения.
10.
Темперамент и его виды.
1
Семинар с элементами лекции.
Тестирование.
Таблица определения типа темперамента, рекомендации по учету особенностей темперамента.
«Темперамент и профессия»
11.
Характер.
1
Семинар-практикум.
Рекомендации по формированию характера.
Методика диагностики акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека.
12.
Общение - основа человеческого бытия.
Невербальное общение.
1
Семинар с элементами лекции, тренинг.
Семинар-практикум.
Мини-сочинение «Легко ли со мной общаться?».
Таблица жестов.
13.
Конфликты. Стратегии поведения в конфликте.
Правила поведения в конфликте.
1
Семинар-практикум
Рекомендации по профилактике и решению конфликтов.
Мини-сочинение «Как я решаю конфликтные ситуации».
Практические упражнения на стили реагирования в конфликтах.
14.
Воля.
Эмоции и чувства.
1
Семинар-практикум.
Рекомендации по развитию воли, как управлять собой.
Алгоритм работы с отрицательной эмоцией.
Методика определения силы воли, САН.
15.
Роль жизненных ценностей при выборе профессии.
1
Семинар-практикум
Ступени выбора профессий (актуализация ценностей, определение личных ценностей при выборе профессий).
III.Планирование профессионального пути.
2
16.
Развитие умений по принятию решений
Планирование профессионального пути
1
Семинар-практикум.
Решение проблемных задач.
Алгоритм принятия решений. Ступени выбора профессий (схема профессионального развития)
Список наиболее подходящих профессий
17.
Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии, самоотчет участников группы, анализ проблем, связанных с ситуацией профессионального выбора.
1
Урок-смотр знаний.
Профессиограмма.
ИТОГО
17