Технология критического мышления на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языкаТехнология критического мышления на уроках английского языка

Название статьи: Технология критического мышления на уроках английского языка


Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней - источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.

Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, ее активного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Урок - это система социальная, которая может существовать только при взаимодействии учителя и учащихся. Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению новых знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие.

Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и главное для школьника совершается на уроке.

Обучение иностранным языкам в современной школе предполагалет обновление форм, методов и содержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода с максимальным учётом интересов учащихся и на основе использования современных технологий.

Мир становится более сложным. Жизнь ставит новые цели и задачи. Становится очевидным то, что учащиеся должны быть готовы решать трудные проблемы, подойти к ним критически, иметь свое мнение, принимать правильные решения. Способности мыслить критически надо научить и содействовать этому в процессе обучения.

Современному обществу необходим учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью. Учитель, осознающий необходимость и умеющий организовать специальную работу по созданию ситуаций, способствующих развитию способного к сопереживанию человека, который готов к свободному, гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному умственному усилию; самостоятельному компетентному действию в профессиональной, политической, экономической и культурной жизни; уважающего себя и остальных, толерантного к представителям иных культур и национальностей, независимого в убеждениях и открытого для иного мнения и неожиданной мысли.

Применяя в своей практике технологию развития критического мышления у учащихся среднего (начиная с 7 класса) и старшего звена при обучении чтению и при обобщении изученного материала. Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха обучения.

Цель учителя, заключается в том, чтобы научить ребёнка посредством языка находить общий язык и взаимопонимание с людьми всего мира. Вместе с тем, мы - учителя иностранного языка не должны забывать, что и на уроках иностранного языка мы, прежде всего, должны воспитывать патриотов своей Родины и гордость за свою страну, свой народ.

Поэтому педагогическая концепция базируется на технологии развития критического мышления.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Технология критического мышления дает ученику:
-повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом

Технология развития критического мышления включает несколько стадий.

  • Первая стадия - вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

  • Вторая стадия - осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.

  • Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу [1]- [2] .

Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы [3]. Их достаточно много. На уроках английского языка я использую следующие:

КЛАСТЕРЫ

Это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Например: At the Airport (10 класс)

delays

departures

flights

arrivals

passengers

Information Board

a queue

signs

sharp objects

Customs

At the Airport

Exit

passport

liquids

baggage

A Telephone Box

tickets

Cash Machine

an area code

Check-in Desk

cash

swallow

extra weight

scales

a country code

confirm button

PIN code

a boarding pass

visa





СИНКВЕЙН

Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Например: New York, New York (9 класс)

New York

Famous, architectural

Visit, walk around, dream

The largest city of skyscrapers in the USA

Worth seeing

ОТСРОЧЕННАЯ ДОГАДКА

Учащиеся высказывают предположения по названию темы. Но вопрос остается открытым почти до конца урока. Они должны самостоятельно дать на него ответ. Например:

Teacher: Today we're going to speak about healthy eating. What are your ideas about it? What is healthy eating to you? (Корзина идей). Good for you. Do you know any sayings or proverbs about eating? Look at the blackboard. Read and translate: Eat at pleasure, drink with measure. Live not in order to eat, but eat in order to live. An apple a day keeps the doctor away. What is food for one man is bitter poison to others. All these proverbs are connected with our lesson. But only one of them will be the theme of the lesson. Can you guess right now? Let's see it later.

КОРЗИНА ИДЕЙ. УЧЕБНО-МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Это приемы индивидуальной и групповой работы для актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, которые позволяют выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме.

Например, Healthy Farm (7 класс)

Vegetables

Технология критического мышления на уроках английского языка

fruit

grains

dairy products

taking multivitamins every day

less sugar and fat

forget chips

drinking juice

soda

drink water instead of lemonade

eating fish and meat have an apple instead of hot dogs

useful for skin or sight

go on a diet

tea instead of coffee

less salt

cutlets and macaroni

different cereals

not always delicious

good for us

pasta with liver

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Это прием обучающего письма. При чтении, аудировании, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую графу журнала, связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим опытом. Например, Healthy Farm (7 класс)

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Eat smaller portions

Don't skip meals, it's not good for one's stomach

Don't read or watch TV while eating

Put the fork and chew food slowly, you'll feel full sooner, concentrate on the food

Forget about chips and soda

Make your own sandwiches with vegetables

Wonder pills to make you thin

Can cause high blood pressure, etc

A strict diet for losing weight

You'll look and feel week and miserable, anorexia

Burning calories

Smiling, talking, reading not enough

КРУГИ ПО ВОДЕ

Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме. Например, ENVIRONMENT (11 класс)

E - earth - ecologically good

N - nature - nasty

V - vegetation - various

I - ice-house -ideal

R - rubbish - racy

O - oceans - oppressive

N - nests - natural

M - mountains - murderous

E - ecology - everyday

N - nation - neutral

T - trees - tolerable

РАССЫПАННЫЙ ТЕКСТ

Учащиеся составляют вариант сообщения по теме в группах, используя предложения как опору. Предложения даны вразброс. Затем варианты обсуждаются и учащиеся приходят к единому образцу для сообщения. Например, Manyn happy returns (8 класс)

At 12 we gave gifts. We decorate a beautiful Christmas tree and buy many gifts. I like the party very much! We send many greeting cards to our friends. We sing songs, dance to music and play games. I like Christmas. My mother makes a huge cake. We invite our friends and have a merry party.

Я также использую «чтение с остановками», «тонкие и толстые» вопросы, загадки к темам, интеллектуальную разминку, ролевую игру, подготовленную театрализацию, диаграмму "Венна" и некоторые другие [4]. Работая по технологии развития критического мышления в течение 2 лет, я накопил определенный "багаж" приемов педагогической техники: что-то узнал из методической литературы, "подсмотрел" у коллег, скомбинировал. Разумеется, не все приемы могут быть использованы в повседневной работе, но, вооружившись даже несколькими из них, превратив их в "изюминки" урока, учитель может повысить результативность учебного процесса, его эмоционально-мотивационный уровень.

Заключение

Необходимость использования технологии в современной школе

В ХХI веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно. Исходя из всего этого, меняются цели и задачи образования [5].

Могу сделать вывод, что ТКРМ действительно позволяет повысить учебную мотивацию, качество образовательного процесса, способствует навыкам работы с информацией любого типа и повышает социальную компетенцию.

Список литературы


  1. Психология критического мышления

2. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка. ИЯШ 20087 №8, стр.18-2

3. Материалы из google.kz

4. Иностранные языки в школе 2011 год

Приложение 1

Технология развития критического мышления - стадии и методические приемы

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания (realizationofmeaning):

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Приложение 2

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,
оценка процесса)

В чем же инновационность представленной модели? Нам представляется, что эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Начало урока

Объяснение нового материала

Закрепление

Повторение

Рефлексия

Домашнее задание

Кластер

Инсерт

Загадка

Кластер

Кластер

Загадка

Мозговой штурм

Чтение с остановками

Мозговой штурм

Загадка

Интеллектуальная разминка

Кластер

Интеллектуальная разминка

Круги по воде

Круги по воде

Оживи картинку

Синквейн

Инсерт

загадка

Дерево предсказаний

Ролевая игра

Круги по воде

Диаграмма Венна

Оживи картинку

Метод контрольных вопросов

Приложение 3



Приложение 4

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ», «МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ»,

«МЕТОД АССОЦИАЦИЙ»,«СИНКВЕЙН», «ЭКСПЕРТИЗА»,

«ЛОВИ ОШИБКУ»

«ЗАГАДКА», ИГРА «КАК ВЫДУМАЕТЕ»,

«ИНСЕРТ», «КЛАСТЕР», «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»,

«ОЖИВИ КАРТИНУ», «ЗИГЗАГ», «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»,

«ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»,

«КРУГИ ПО ВОДЕ», «ВЕРНО - НЕ ВЕРНО».





Приложение 5

Старые цели и задачи

Новые цели и задачи

УЧАЩИЙСЯ

приобретает знания и навык;

приобретает их как можно в большем объеме;

ориентация на объем материала;

отсутствие возможности выбора;

принятие целей образования и жизни в готовом виде;

стремление избежать контроля.

саморазвитие и самосовершенствование;

знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;

наличие возможности выбора программ и даже предметов;

постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения;

стремление к своевременному и объективному контролю.

ПРОЦЕСС

передача опыта и знаний;

обучение на основе устоявшихся знаний;

использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;

жесткость учебных и образовательных программ.

индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование;

обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;

обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;

гибкость учебных и образовательных программ.

РЕЗУЛЬТАТ

подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;

редкие нововведения сверху.

создание условий для комфортной "жизни" сейчас в данной школе, в данном коллективе;

формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;

постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.









© 2010-2022