Статья Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка.

Денисова Елена Александровна, учитель английского языка

МБОУ «СОШ №31 им.А.М.Ломакина» г. Курск

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Целью оценивания метапредметных результатов является необходимость проверить уровень сформированности метапредметных умений учащихся для выявления детей с низким и средним уровнем метапредметных умений и для дальнейшего их усовершенствования у этих учащихся.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится на тематическом понятии текстового материала. На уроках английского языка работа с текстовым материалом отрабатывается как нельзя лучше, ведь текст рассматривается как значимая смысловая величина и предмет художественного изображения и восприятия.

Выполняя такие виды классной деятельности, как ознакомительное, изучающее и поисковое чтение, художественный перевод, сжатый пересказ, школьники учатся выделять основную мысль текста, суммировать и систематизировать информацию, отделять существенную информацию от второстепенной, учитывать цель высказывания и его коммуникативную направленность (т.е. когда, кем, для кого и в каких условиях оно было сделано). Учащимися осуществляются логические операции анализа, обобщения и сравнения. Определённый, привычный алгоритм выполнения данных заданий стимулирует учащихся к упорядочению своей учебной деятельности.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации из различных источников формируется при выполнении таких заданий, как подготовка устных и письменных сообщений, в том числе на культурологические темы, например: «Подготовьте рассказ о достопримечательностях Лондона», «Сравните российскую и британскую системы образования», «Напишите заметку в школьную газету о своём любимом писателе», «Составьте листовку о правилах экологической безопасности» и т.п.

Одним из метапредметных результатов является умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение:

1.Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.

2.Составь план прочитанного произведения.

3.Расставь пункты плана в логической последовательности.

Формы и способы оценивания учащихся при составлении плана:

Степень выполнения задания.

Уровень умения планировать.

План охватывает все стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 5 пунктов.

Высокий.

В плане не учтены некоторые стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 4 пунктов.

Средний.

План охватывает лишь некоторые аспекты рассказа, состоит из 2-3 пунктов, логическую последовательность проследить сложно.

Низкий.

Другим метапредметным результатом является развитие коммуникативных способностей школьников, умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей школьника. Для отработки этого умения на уроках английского языка используются инсценировки и имитации различных речевых ситуаций, включающих монологическую и диалогическую речь.

Примеры заданий на формирование монологической речи:

  1. Расскажи о себе и своей семье.

  2. Напиши электронное письмо.

  3. Расскажи о твоем однокласснике, друге.

  4. Опиши своё домашнее животное.

Примеры заданий на формирования диалогической речи:

  1. Познакомься с новым учеником в твоем классе.

  2. Прими участие в телефонной беседе.

  3. Обсудите свои планы на каникулы.

  4. Представьте, что вы в магазине.

Формы и способы оценивания сформированности коммуникативных способностей учащихся:

Степень выполнения коммуникативных заданий.

Уровень сформированности

диалогической речи.

Задание выполнено полностью: ошибки отсутствуют, коммуникация осуществлена полностью.

Высокий.

Задание выполнено частично: небольшие ошибки не препятствуют коммуникации.

Средний.

Задание выполнено с многочисленными ошибками, которые затрудняют осуществление коммуникации.

Низкий.

Ещё одним метапредметным результатом является использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

На уроках английского языка при изучении различных грамматических явлений часто используются подстановочные таблицы, в которых различные члены предложения, части речи, словообразовательные элементы изображаются в виде знаков и символов.

Формы и способы оценивания сформированности умений использоватьзнаково-символические средства представления информации

Степень выполнения задания

Уровень сформированности умения использовать знаково-символические средства представления информации

Предложение составлено грамматически правильно. К каждому символу подобрано соответствующее языковое явление.

Высокий

При составлении предложений допущена 1-2 ошибки (например,порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы).

Средний

При составлении предложений допущена 3-4 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы, отсутствие или неверная постановка знака препинания в предложении).

Низкий

В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач.

© 2010-2022