Доклад на тему Использование интерактивной доски на уроках немецкого языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование интерактивной доски

на уроках немецкого языка


Мы живем в век информационных технологий. Все сферы обслуживания оснащены новейшими техническими средствами. И в последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышают эффективность усвоения материала учащимися. Компьютерные программы успешно используются при изучении различных предметов и дисциплин, в том числе и иностранного языка.

За последнее время в школы поступает инновационное оборудование: компьютеры, интерактивные доски, проекторы, различные адаптеры, электронные микроскопы и многое другое. Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсивности процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.

Уже общепринято, что мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку. Но в отличие от мультимедийного проектора интерактивная доска не просто позволяет отобразить мобильную информацию, является не только средством визуального сопровождения урока, но и дает возможность включить учащихся в диалоговый режим обучения. Интерактивная доска дает возможность перемещать объекты, менять их свойства (увеличивать, уменьшать, разворачивать, перемещать и др.).

Возможность игровых элементов на уроках с применением интерактивной доски делает уроки ярче, значительно повышает уровень мотивации учащихся, их заинтересованность в предмете. Опыт показывает, что такие уроки производят необычайно яркое впечатление на учащихся. Но самое главное - уроки вызывают восторг у всех возрастных групп школьников, позволяют создать творческую атмосферу на занятии.

Преимущества работы с интерактивными досками.

Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся.

Являясь учителем немецкого языка, мне хочется рассказать о преимуществах работы с интерактивной доской на уроках немецкого языка. Какие же преимущества работы с интерактивными досками?

Электронная доска позволяет осуществлять:

  1. Активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

  2. Полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;

  3. Набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

4. Не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;

5. Сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF- формате. Ценной представляется и программа SMART VIDEO, позволяющая просматривать видеоматериалы, которые, как известно, значительно расширяют объём воспринимаемой информации, без обращения к прикладным программам.

6. Совместимость с программами для всех лет обучения.

7. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.

8. Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов.

Преимущества для преподавателей

•Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;

•Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;

•Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощает проверку усвоенного материала;

•Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

•Удобна при работе в большой аудитории;

•Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся

•Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

•Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

•Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;

•Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

•Обсуждения в классе;

•Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов.

Каждый урок немецкого языка должен быть направлен на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности, т.е., определенного уровня языковых, страноведческих знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение.

На уроках немецкого языка интерактивная доска может применяется на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности: во время фонетической и речевой зарядки, введения и отработки лексики и речевых образцов, активизации грамматического материала, обучению правописанию и восприятию иноязычной речи на слух.

Хотелось бы поделиться методами работы с интерактивной доской при обучении различным видам речевой деятельности на уроках немецкого языка.

Начнем с развития навыков чтения. После того как учащиеся прочитают текст, можно выполнить следующие упражнения (такие же упражнения можно применять при обучении аудированию);

  • «Текст с пропусками» - на доске написаны предложения из текста с
    пропущенными словами, слова можно записать ниже, учащимся нужно при
    помощи электронного пера поставить подходящее слово в предложение.

  • «Восстанови порядок» - на доске расположены предложения, задача
    учащихся расставить предложения по порядку появления их в тексте.

  • «Найди слова» - на доске изображен буквенный ряд, в котором учащиеся должны найти и зачеркнуть слова из текста.

  • «Найди соответствия» - на доске представлены предложения на русском и немецком языках, учащиеся находят перевод предложения и ставят предложения друг против друга.

При обучении говорению на экран можно вывести картинку, которую учащиеся должны описать. Так мы описываем природу, человека, картину и т.д.

При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как:

  • «Убери лишнее» - на доске написан логический ряд слов, либо
    изображены какие-либо предметы (учащиеся сначала называют их по-
    немецки), затем нажимают на лишнее слово, и выходит ответ,
    правильно ли они выбрали слово.

  • «Распределение на группы» даны слова по теме, которые нужно разделить на две группы по каким-либо признакам.

  • «Заполнение пробелов» - на доске предложения с пропущенными словами из
    словарных слов, ниже предложены слова для вставки, учащиеся при
    помощи карандаша передвигают слова в нужные предложения.

  • «Сопоставление» - сопоставить слово и картинку, соответствующую
    данному слово (можно применять при изучении любой темы).

  • Составление слов из букв или слогов.

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Например: составление устного высказывания по заданной теме. Привычная для работы ассоциограмма, но яркие цвета делают работу с ней интереснее и живее. Яркие картинки помогают вспомнить лексику.

При отработке грамматического материала можно использовать следующие приемы:

  • «Восстанови порядок» - на доске перемешаны разные формы глагола, надо
    распределить их по лицам и числам.

  • «Составление предложений» - в немецком языке устойчивый порядок слов.
    Из набора слов учащимся нужно составить предложения грамматически
    верно.

  • Подстановочные упражнения - при изучении многих грамматических тем
    применим данный способ упражнений. Вместо пропусков учащимся нужно вставить правильный глагол/частицу/предлог.

При обучении грамматике и развитии грамматических навыков интерактивная доска дает возможность также подставлять пропущенную временную форму глагола в предложении, подчеркивать главные члены предложения.

Возможность вынести ключи решения на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить наследующий слайд. В данном ниже примере ответы спрятаны за табличку-напоминание со спряжением вспомогательных глаголов. Сдвигать ее можно как в процессе работы, проверяя каждый конкретный глагол, так и в конце, для завершающей проверки.

Функция «затемнение экрана» позволяет при выполнении грамматических заданий проводить самоконтроль подставленных в задание слов. Задание может проводиться как индивидуально, так и фронтально для всего класса.

Такой вид речевой деятельности как письмо, можно использовать посредством виртуальной клавиатуры для написания любого текста. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать. Полученный результат сохраняется, и работа с картой может быть продолжена дальше на следующем уроке. Первоначальный вариант слайда также сохраняется и может быть использован с иной целью или в параллельном классе.

Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определенным признакам. Позволяет работать с написанным текстом, экономя время. Например: работая с ассоциограммами по теме «Продукты питания», не нужно терять время на написание слова, достаточно «перетянуть» его в нужную группу.

Делая выводы из всего выше сказанного, можно сказать, что интерактивные доски являются компромиссом между привычными для преподавателя методами и требованиями прогресса. Рост увлеченности учащихся классной работой (особенно это касается учеников с внешней мотивацией) приводит, в свою очередь, к общему улучшению посещаемости. Электронные интерактивные доски достаточно привлекательны, чтобы выдержать конкуренцию с популярными среди учеников электронными устройствами (например, карманными играми, мобильными телефонами и MP3- плеерами). Они сосредотачивают учащегося на решении задачи, вызывая энтузиазм и создавая дополнительную мотивацию для посещения уроков. Электронные интерактивные доски более успешно, чем любое другое отвлекающее устройство или игра популяризируют среди учеников навыки работы с компьютерами, столь необходимые в XXI веке. Дети быстро привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Ученики могут делать записи на доске маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения.

Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко, детям

становится интересно учиться. Преподаватели замечают, что благодаря появлению в классе интерактивной доски меняются даже самые проблемные ученики. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, направляет свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения.



Список литературы

1. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // "ИЯШ",2002. - №3. - с 39.

2. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие/ Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько и др. - Мн.: Высш. шк., 2006. -522с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др.; под редакцией Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 272 с.

4. Цветкова А. Я Возможности и пути включения Интернет в школьное образовательное пространство // Вопросы Интернет - образования. 2008. -№23.

5. Электронные интерактивные доски Smart Board - новые технологии в образовании / smartboard.ru/.


© 2010-2022