Урок по теме: Кыпчакское ханство

Урок истории Казахстана в 10 «Б» классе на тему: «Кыпчакское Ханство» Цель: повторить и обобщить   материал о процессе формирования Кыпчакского ханства: территории, этнический составе, общественном строе, политическом положении и хозяйстве.  Задачи: - Развитие памяти, мышления, речи, коммуникативных навыков, умения работы с текстом учебника, интернетом и презентациями PowerPoint. -  Интернациональное воспитание, формирование у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.   Тип урока: урок ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории Казахстана в 10 «Б» классе

на тему: «Кыпчакское Ханство»

Цель: повторить и обобщить материал о процессе формирования Кыпчакского ханства: территории, этнический составе, общественном строе, политическом положении и хозяйстве.

Задачи:

- Развитие памяти, мышления, речи, коммуникативных навыков, умения работы с текстом учебника, интернетом и презентациями PowerPoint.

- Интернациональное воспитание, формирование у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения урока: применение ИКТ, применение приема критического мышления«Кластер»

Основные понятия и термины: Дешт и Кыпчак, половцы, ельборили.

Оборудование урока:

  • Мультимедийная презентация к уроку;

  • Интерактивная доска;

  • Раздаточный материал: ватман, маркеры.

  • Ноутбуки с доступом к сети интернет(минимум один на группу).

Структура урока:

  1. Организационное начало. (Психологический настрой).

  2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу. Сообщение темы урока, постановка целей урока.

  3. Усвоение новых знаний и способов действия.

  4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний.

  5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.

  6. Подведение итогов урока.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

1. Организационное начало. Мотивация.

Приветствие. Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем с вами совершать виртуальные путешествия в средневековье. Поэтому, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу хорошей работы на уроке.

2. Подготовка к основному этапу.

2.1. класс делится на три равные по силе группы.

2.2. Сообщение и запись темы урока.

Тема нашего урока -«Кыпчакское Ханство»

2.3. Постановка целей урока делается совместно с учащимися, учитель задает вопрос: исходя из сегодняшней темы попытаетесь определить цели нашего сегодняшнего урока. -Учащиеся высказывают свое мнение.

3.Усвоение новых знаний и способов действия.

Каждая группа выполняет отдельное задание:

1 группа -используя материал учебника, дополнительный материал (загруженный предварительно на ноутбуки, для удобства материал представлен в виде презентацииPowerPoint) учащиеся составляют постер на ватмане по теме: «Политическая история Кыпчакского ханства», при работе с терминами используют ресурсы интернет (Википедию).

2 группа -используя материал учебника, дополнительный материал (загруженный предварительно на ноутбуки, для удобства материал представлен в виде презентации PowerPoint) учащиеся составляют постер на ватмане по теме: «Этнически состав, общественный строи и хозяйство», при работе с терминами используют ресурсы интернет (Википедию).

3 группа используя материал учебника, дополнительный материал (загруженный предварительно на ноутбуки, для удобства материал представлен в виде презентации PowerPoint) учащиеся составляют постер на ватмане по теме: «Культура и наука», при работе с терминами используют ресурсы интернет (Википедию).

Далее группы выбирают спикеров которые презентуют материал другим группам.

4. Закрепление знаний.

Игра быстрый миллионер

5. Рефлексия.

- легко ли было изучать новую тему?

- что понравилось на этом уроке?

6.Домашнее задание.

Записываем домашнее задание: параграф 8

Ответить на вопросы в конце параграфа устно.

Оценки за урок и комментарии учителя.

Урок окончен, спасибо за работу.











Тема Кыпчакское ханство (первая половина XI- начало XIIIвв).

Цель:
1.Сформировать знания у учащихся о процессе формирования Кыпчакского ханства: территория, этнический состав, общественный строй, политическое положение и хозяйство.
2. Развивать навыки самостоятельной работы, умение выбирать главное.
3.Воспитывать внимание
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Комбинированный
Оборудование : Учебник 13, атлас, энциклопедия.
Проверка домашнего задания.(фронтальный опрос)
1. Кто такие каракитаи?(потомки киданьских племен)
2. В каком году племена киданей создали гос-во Ляо? (924г)
3. Какую территорию занимало гос-во Ляо? (от Тихого океана до Алтая)
4. В каком году Елюй Даши захватил центральные районы Жетысу и г Баласагун? (1125г)
5. Была ли сохранена наследственнаявласть у каракитаев ? (ДА)
6. Обладали ли женщины правом наследования власти? (да)
7. Назовите основные занятия каракитаев. (кочевое и полукочевое скотоводство и земледелие)
8. Как назывался земельный налог, который платили правители крупных городов гурхану?(харадж)
План урока.
1.Расселение кыпчаков.
2. Этнический состав.
3.Общественный строй.
4. Политическое положение.
5. Хозяйство.
Учитель, знакомя учеников с одной из важных частей отечественной истории- истории кыпчаков, сохраняет единство содержания темы, удерживает внимание и постоянный интерес учеников к развитию событий. Культура и история кыпчаков, должна подаваться таким образом, чтобы развивать знания, воспитывать в них любовь к истории своего народа. Материал должен быть органически связан с предыдущими темами.
В ходе рассказа учителя ученики заполняют таблицу.
Кыпчаки древние тюркские племена, которые послужили основой формирования казахского народа и других тюркоязычных народов. Крупное политическое объединение, населявшие в средние века территорию Центральной Азии и Восточной Европы. В мусульманских источниках их называют кыбшаками, кипчаками, в западноевропейских-команы, а в русских летописях - половцами. Когда мы говорим о кыпчаках, то должны вспомнить кимаков, история этих двух племен тесно связаны .

Таблица 1.
Название государства Хронологические рамки Территория Столица Правители Этнический состав Причины распада
Кыпчакское ханство Первая половина XI- начало XIII вв. От Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Кулундинских степей на севере до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге Правое крыло- Сарайчик, левое-Сыгнак. Табыр-хан, Кадыр -Буга,
АлыпДерек, властитель Отрара- Каир 2 группы племен.
1-западное объединение-ельборили, токсоба, йетиоба, дурут и др.
2-восточное- из 16 племен: 8 крупных и 8 мелких Усиление междоусобной борьбы за власть
-столкновение с Хорезмом
-нашествие монгольских завоевателей

После заполнения таблицы, работа с картой и атласом. Определяем территории заселения кыпчаков .
Изучение третьего пункта плана . Составляем схему.

ХАН (ПЛЕМЯ ЕЛЬБОРИЛИ)

ЗНАТЬ ТАРХАНЫ, БАСКАКИ, БЕКИ,БАИ
ВОЖДИ ПЛЕМЕН И РОДОВ

НАРОД- БЕДНЯКИ И ЖАТАКИ(занимались земледелием)

РАБЫ(бедные должники и пленные)
Общественный строй Кыпчакского ханства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимакского каганата. Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству. Ханами становились лишь представители племени ельборили. Название племен бори говорит о культе волка как идола, объекта поклонения.Ханская ставка называлась -ордой. Строго соблюдалась иерархическая система господствующей аристократической верхушки- ханы, тарханы, баскаки, беки. Роды и племена также разделялись по социальной значимости.
Имущественное неравенство у кыпчаков можно проследить по захоронениям умерших. В захоронениях влиятельных и богатых кыпчаков были найдены дорогостоящие предметы и вещи, а в захоронения простых людей- одни только скелеты. Неравенство наблюдалось и в землепользовании. Знатные люди , имевшие много скота владели и пастбищами, водными источниками, то бедняки попадали в прямую зависимость к богатым.
По четвертому вопросу можно организовать самостоятельную работу учащихся с текстом учебника.
Читая текст, ученики составляют хронологический календарь.
№ Дата События Результат






Для закрепления знаний по 4 вопросу , учащимся предлагаем ответить на вопросы.


1.Какие территории были заселены кыпчаками в XI веке?(Вся территория Казахстана кроме Жетысу).
2.Какие земли стремились захватить кыпчаки?(Южные города Казахстана и Средней Азии,южные степные районы Руси).
3.Какое соседнее государство переживало тяжелый упадок? (Огузское государство).
4.Как называли кыпчаков на Руси? ( Половцами)
5 В каком году кыпчаки потерпели крупное поражение от хорезмского шаха? (1133г).
5 вопрос плана -Хозяйство.
Самостоятельное изучение. Выполните тесты.
1. Сколько видов скота разводили кыпчаки?
А) 3
Б)5
В)4
Г)2
2.Кто из путешественников отмечал, что у кыпчаков много скота?
А)Плано Карпини
Б) Аль Омари
В) Петахья
Г) Ибн Батутта
3.Кто из путешественников упоминал о повозках, в которые запрягали 10 волов?
А) аль - Омари
Б) Петахья
В) Плано Карпини
Г)Ибн Батутта
4. Что являлось одним из важных источников существования, кроме земледелия и скотоводства?
А) охота
Б) собирательство
В) ремесла
Г) обмен
Вывод : основным занятием кыпчаков было скотоводство, но среди кыпчаков были и земледельцы и охотники.
Закрепление изученного материала..
Вместо точек напишите правильный ответ.
Дешт- и Кыпчак- это земли между………………(Алтаем и Волгой)
Кыпчакские ханы были выходцами из племени…………..(ельборили)
История кыпчаков тесно связана с историей ………………(кимаков)
Махмуд Кашгари называл рабов в Кыпчакском ханстве……………(яланкугами)
Кыпчаки вели упорую борьбу с ……………….(Хорезмом)
Кыпчакских хан Текеш в 1195 году захватил город…………..(Сыгнак).
Кыпчаки поклонялись священному животному ……………(волку)

Домашнее задание 13, ответить на вопросы.

© 2010-2022