Обобщение опыта работы Обучение младших школьников

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, отсутствие  языкового барьера способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык». Английский язык в начальной школе ввели недавно. Тогда  передо мной встали вопросы: как учить, какой УМК выбрать, какие метод...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«УОМО УСТЬ-УДИНСКИЙ РАЙОН»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средне-Муйская средняя общеобразовательная школа

(МКОУ Средне-Муйская средняя общеобразовательная школа)








ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО

ТЕМЕ

«Обучение английскому языку

младших школьников»










Подготовил:

учитель английского языка

первой квалификационной категории

Лю-фа О.А.








2012 год

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, отсутствие языкового барьера способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык».

Английский язык в начальной школе ввели недавно. Тогда передо мной встали вопросы: как учить, какой УМК выбрать, какие методы использовать.

Поставила задачи: (Слайд)

1. Изучить имеющиеся УМК.

2. Пройти курсы повышения квалификации.

3. Повторить возрастные особенности.

4. Взять тему по самообразованию «Обучение младших школьников иностранному языку».

(Слайд )УМК по английскому языку авторов М.З.Биболетовой строится по комму­никативно-тематическому принципу, со­гласно которому совмещены наиболее типичные коммуникативные задачи, ре­шаемые детьми обучаемого возраста, и наиболее близкие им сферы действитель­ности, сформулированные в виде тем.

В результате представлены темы, кото­рые рассматриваются в коммуникативном ключе, что отражено в названиях разделов учебника. Темы подсказывают, какой лексико-грамматический материал способен обслу­жить предлагаемые речевые ситуации, оп­ределяя, таким образом, отбор языкового материала. Как языковой материал, так и социокультурные сведения, входящие в курс, отражают в основном особенности общения, культуры и быта Великобрита­нии.

В тексте учебника широко представле­ны детские литературные произведения страны изучаемого языка. Детская лите­ратура как вид искусства в силу своей уни­кальности способна стать источником до­полнительных гуманитарных знаний. Язык художественной литературы облада­ет особыми качествами: образностью, выразительностью, живостью, что дает возможность расширить содержание учеб­ного языкового материала по английскому языку. Включение в учебник произведе­ний детской англоязычной литературы позволяет ввести учащихся в атмосферу жизни англоговорящих стран, а это повы­шает интерес к изучению языка, способ­ствует вживанию детей в образы героев, побуждает их к самостоятельным рече­вым действиям.


Учитывая психологические особеннос­ти младших школьником при обучении ИЯ, я использую «активные методы обу­чения» (АМО). Основой Активных Методов Обучения является активное груп­повое взаимодействие, в центре которого находится свободное самовыражение и са­мораскрытие. Поэтому основной формой обучения иностранному языку детей младшего воз­раста является игра. (Слайд)

1. Игра "Wordsalad"

Цель: Тренировка написания букв, повторение лексики.

Реквизит: Бумага и карандаш для каждого ученика, доска и мел.

Ход игры: Учитель называет вперемешку буквы какого-нибудь слова.

Ученики записывают буквы. Кто первым составит слово, тот записывает его на доске. Когда эта форма задания усвоена, то победивший ученик может задумать свое слово и вести игру вместо учителя.

2. Игра "Bingo-Spell"

Цель: Тренировка чисел от 0 до 20, от 0 до 50 и т.д., тренировка букв алфавита.

Реквизит: Бумага и карандаш для каждого ученика, для учителя листок с цифрами или буквами.

Ход игры: Каждый ученик рисует квадрат с 9 клетками (показать на доске) и вписывает во все девять клеточек цифры или буквы:

15

7

1

9

6

13

0

8

2

A

S

J

F

I

L

N

Z

W

Учитель называет числа на английском языке в любом порядке. При этом он вычёркивает в своём листочке названное число. Если это число имеется в клеточке ученика, он вычёркивает его. Игрок, который первым вычеркнет все 9 чисел, громко заявляет об этом и является победителем. Он вслух читает все свои 9 чисел. Таким же образом проводится игра на узнавание букв алфавита.

3. Игра "Who is this?"

Цель: Отработка вопросительного предложения "Is this...?", ответ на вопрос.

Ход игры: Выбирается один учащийся по считалке, которую учащиеся произносят хором. Он поворачивается спиной к классу, а ученики по знаку учителя здороваются с ним или произносят условную фразу на иностранном языке, меняя голос. Учащийся должен узнать, кто ему задает вопрос "Is this Vova?", класс отвечает: "Yes./No."

4. Игра "Цвет, цвет, выходи!"

Цель игры: Отработка лексики по теме "Цветa".

Ход игры: Учащиеся встают в круг. Водящий называет цвет, например "red". Участники игры должны быстро найти одежду или какой-либо предмет в классе этого цвета и показать его. Кто первым это сделает, тот становится водящим. Игра возобновляется.

5. Игра "Sunday next Monday"

Цель: Отработка названия дней недели.

Ход игры: Ученики образуют круг. В центре стоит руководитель игры. У него в руках мяч. Он бросает мяч ученику и говорит: "Sunday next Monday". Ученик ловит мяч, затем бросает его другому ученику, называя следующий день недели: "Monday next Tuesday". Кто ошибется, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся дни недели. Ее можно видоизменить, подставляя другую лексику для отработки, например, названия месяцев, времен года.

Who Knows the Parts of the Body Best?

Вариант 1: Класс делится на две команды. Ученики - представители от каждой команды по очереди выполняют приказания учителя: "Touch your head/ Show your shoulders. Count on your fingers", и т. д. Если ученик правильно выполнил задание, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. В заключение учитель говорит: "Team 1 knows the parts of the body best".

Вариант 2: Учитель показывает и называет какую-нибудь часть тела, например: "This is my head. This is my hand. This is my leg", и т. д. Иногда он "ошибается", например, показывая на свою руку, говорит: "This is my leg". Представитель команды, к которому он обращается, должен быстро показать на подбородок или не только показать, но и сказать: "This is your hand."

6. Игра "The Chain of Words"

Учитель бросает мяч одному из учеников и говорит: "One." Ученик ловит мяч и, бросая его другому ученику, говорит: "Two." И т.д. Когда ученики доходят до последней цифры, которую они знают, счет начинается сначала. Допустивший ошибку "платит фант".

Вместо числительных можно использовать названия времен года, месяцев, дней недели.

7. Игра "One Fox, Two Foxes..."

На столе учителя много игрушек разных видов. Каждый вид представлен несколькими экземплярами. Дети по очереди подходят к столу и быстро их считают: "One fox, two foxes" и т.д. Нельзя считать уже посчитанные игрушки.

8. Игра "The Dog Is on the Desk"

Учитель берет игрушку, ставит её на стол (под стол, в коробку, за коробку и т. п.) и говорит "The dog is on the desk." Ученик, к которому он обращается, должен с ним согласиться: "Yes, the dog is on the desk." Иногда учитель "ошибается" и неправильно называет местонахождение предмета. Например, поставив игрушечную собачку на стол, он говорит: "The dog is near the door." Согласившись с ним, ученик выбывает из игры.

Общение на чужом языке - всегда условность, всегда «как будто», и чем точнее здесь будут соблю­даться условия игры и ее законы, тем эф­фективнее будет иноязычное общение.

Для ребенка игра - интересное, увлека­тельное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором высказывания определенного типа диктуются внутрен­ними потребностями игры. Не нужно забывать, что игра на заняти­ях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе - от самых мел­ких речевых навыков до умения вести са­мостоятельный разговор.

Урок всегда начинается с фонетической зарядки, так как очень важно заставить ре­чевой аппарат функционировать в рамках изучаемого языка, ведь каждому языку присуща своя артикуляция, своя система звуков. Стараюсь провести ее в занима­тельной форме, для этого использую считалки. Кроме этого на уроках я использую сказки, песни, стишки, ребусы. Дети очень любят петь песни на английском языке. Это актуально на данном этапе. Во-первых, ребята с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, т.к. дети этого возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. (Слайд)Во-вторых при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ребенка, т.к. песня стимулирует образное мышление и хороший вкус. Можно посмотреть в приложении.

Принимая во внимание быструю утомляемость детей, на уроке английского языка нельзя обойтись без физминутки, сопровождаемой рифмовками. Таким образом, я достигаю двойную цель: небольшая передышка и запоминание новых слов.

Stand up! Clap! Clap!

Arms up! Clap! Clap!

Step! Step! Arms down!

Clap! Clap! Please, sit down!

При обучении говорению использую ролевые игры, учащиеся с удовольствием готовят диалоги. Использую куклы-рукавички как в начале урока, для ввода в иноязычную речь, так и на других этапах урока.

(показать)

Очевидно, что введение нового лексического и грамматического материала на английском языке, его восприятие и запоминание учащимися облегчается при использовании стихов и рифмовок, но ребятам это быстро может надоесть, если это будет просто механическое запоминание текста. Поэтому, приходится придумывать все возможное, чтобы ребятам было интересно (применяется различный опорный материал, сценки, напевание песен и т.д.).

Но это не значит, что все обучение нужно свести к игре. Не нужно забывать, что мы готовим детей к жизни, а в жизни не все приносит удовольствие. Наряду с играми я предлагаю и серьезный материал, например, работа по карточкам. Детям труден не сам материал, а однообразная работа. За один урок можно сделать много, если предлагать разные виды деятельности.

Ребята в начальной школе любят рисовать. При изучении тем они готовят пректные работы. (Слайд). Например, при изучении темы «Одежда» в 4 классе ребята рисуют дома эскизы одежды, на уроке рекламируют ее. Подобная работа организована по всем темам.

В работе использую грамматическое моделирование. В качестве компонентов использую знакомые геометрические фигуры (квадрат, треугольники, круг с разными дополнительными элементами). В течение всего учебного года, с момента появления каждой новой модели, изображаю их на доске. Учащиеся опираются на них при построении речевого высказывания, формулировании вопроса. При постоянном обращении к ним у учащихся формируется устойчивый навык их использования.

Особое внимание уделяю работе с аудиозаписями. В наличии имеется аудиоматериал на электронных носителях. Дети, имеющие дома компьютер, копируют материал и занимаются дома.

Формирование лексических навыков осуществляется в ходе выполнения многочисленных упражнений, обеспечивающих запоминание ЛЕ и употребление их в речи. Большая работа проводится с родителями по обеспеченности детей рабочими тетрадями. Все ребята имеют рабочие тетради и с удовольствием в них работают.

В конце полугодия, когда учащиеся уже приобрели определенный запас знаний, провожу нетрадиционные уроки английского языка, например, урок-конкурс с различными загадками, ребусами, соревнованиями с выставлением баллов и вручением утешительных призов. Это позволяет вовлечь в подготовку урока английского языка максимальное количество учащихся, создать положительный фон и стимулировать интерес к английскому языку, внести дух соревнования в учебный процесс.

Большим резервом в повышении результативности обучения является привлечение к работе с учащимися родителей, формирование и поддержание интереса к изучению английского языка. Сотрудничество заинтересованных родителей, их помощь и поддержка находят немедленное отражение в деятельности учащихся на уроках английского языка - правильность и осмысленность ответов, уверенность в себе, постоянная активность в любом виде аудиторной и внеаудиторной работы.

Применение Активных Методов Обучения на уроке повышает, во-первых, у учащихся готовность к со­трудничеству и открытию, желание работать в группе, во-вторых, способствует разви­тию творческой активности, а также стремлению регулировать свое поведение и влиять на других.

Два года ребята принимают участие в международном конкурсе «Британский Бульдог». В 2010-2011 учебном году Рыбкина Диана и Москалева Саша заняли 1 место в районе.

Качество знаний по предмету:

2009/2010 уч.год

2010/2011 уч.год

66%

51,4%

Проводилась анкета среди ребят 2-4 классов. Итоги опроса:

1) Все 100% детей любят английский язык;
2) Абсолютное большинство учащихся высказалось за увеличение количества уроков английского языка в неделю;
3) Все 100% учащихся 2 и 3 классов рассказывают дома о том, что они делают на уроках английского языка, в то время как в 4 классе лишь 70 % учащихся обсуждают эти проблемы с родителями;
4) Только 50%. учащихся получают помощь от родителей в выполнении домашних заданий по английскому языку;
5) Наибольший интерес для учащихся представляют следующие виды и формы деятельности на уроке английского языка:
Для 2 класса:
- физминутки;
- работа по закреплению лексики и правописания с помощью игры "Поле Чудес";
- разучивание песен и стихов на английском языке;
- инсценирование.
Для 3и 4 классов:
- выразительное чтение на английском языке;
- различные виды деятельности по формированию графики и орфографии;
- пение на английском языке;
- инсценирование;
- закрепление английской лексики и правописания с помощью игры "Поле Чудес".

Как показывают итоги опроса, учащимся данной возрастной группы нравится разнообразие приемов и форм обучения английскому языку, при этом предпочтение отдается подвижным формам работы.

© 2010-2022