Оценивание на уроках иностранных языков в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К вопросу оценивания на уроке в начальной школе

Одной из важнейших задач на начальном этапе обучения иностранным языкам, когда ребенок только начинает изучать их, является воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению языка. А интерес возникает в том случае, когда есть мотив учения, и на уроке создана ситуация успеха, поэтому «оценка и отметка не должны порождать у учащихся страха, возбуждать в них сильных переживаний» [1]. В качестве причин снижения интереса к учению в начальной школе В.А. Сухомлинский назвал злоупотребления учителя плохой отметкой снижающей стремление ребенка учиться, и уверенность в своих возможностях.

Почти все младшие школьники идут в школу с большими ожиданиями и надеждами. Как бы ни был уверен ребенок в своих знаниях, но ситуация индивидуального опроса на уроке вызывает переживания. Особенно напряженным и заполненным эмоциями ожидания становится момент, когда педагог, завершив опрос, готовится объявить школьнику отметку. При опросе всегда присутствует состояние напряженности, волнения, переживание отрицательных эмоций, страх. И не каждый ребенок может преодолеть внутреннее переживание, что отрицательно сказывается на проявление им даже тех знаний и умений, которыми он хорошо владеет. Это может привести к необъективному оцениванию знаний, умений и навыков со стороны учителя. Было бы не правомерным утверждать, что в таком состоянии ребенок объективно и до конца поймет содержательный смысл выставленной педагогом отметки, особенно если она не соответствует уровню притязаний ученика. Это может вызвать конфликтные отношения между учеником и учителем.

В.А. Сухомлинский дал психологический анализ состояние страха, которое возникает у ученика в процессе обучения от постигших и ожидаемых неудач, от неуверенности к себе. «Страх - это не просто боязнь неудовлетворительной отметки, а результат глубокого потрясения, - писал В.А. Сухомлинский, - это состояние начинается рано, с первых дней обучения. И чем раньше оно началось, тем труднее его распознать - труднее отличить проявление страха от проявления замедленного умственного развития…». Скованный угнетенный страхом ребенок, считал В.А. Сухомлинский, не может нормально мыслить. В подавляющем большинстве случаев, ребёнок в конце концов избавляется от страха. Но под влиянием страха он в течении нескольких лет не может нормально развиваться. Самые драгоценные годы оказываются утраченными… Настоящая педагогическая мудрость заключается в том, чтобы, постоянно одухотворяя ребенка желанием быть хорошим, никогда не ставить ему «двойки». Опытные учителя так и делают: если ученик еще не смог справится с работой, не ставят ему никакой отметки. Перед ребенком никогда не закрывается путь к успеху… Двойка и единица - это очень острый и тонкий инструмент, который у мудрого, опытного учителя начальных классов всегда лежит в запасе, и он им никогда не пользуется. В начальной школе этот инструмент для того и должен существовать, чтобы им никогда не пользоваться. «Педагогическая мудрость воспитания в том и заключается, чтобы ребенок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается».

Каким образом необходимо поступать, чтобы не травмировать психику ребенка и правильно оценить его знание? Опрос, особенно в начальной школе, можно организовать так, чтобы он был менее болезненным, не вызывал отрицательных эмоций, стресса, и чтобы учащиеся не задумывались о проверке. В начальной школе - во 2 классе - можно провести электронный урок - опрос по немецкому языку. На таком уроке проверяется правильность письма, знание алфавита, буквосочетания, лексики, счет до 12, умение составлять диалоги.

Вначале урока детям объявляется цель - путешествие в страну букв с миссией наведения порядка. Дети надевают бескозырки и «отправляются» в путь на корабле. На экране появляется корабль, звучит музыка «Жил отважный капитан». Детям раздаются «билеты», предлагается записать свою фамилию и имя на немецком языке. Таким образом, учитель при проверке определяет чья это работа. Дальше происходит знакомство с «капитаном». На экране появляется капитан (проверяется умение составлять диалог). Цифрами обозначаются вопросы, буквами - ответы. Дети должны правильно соединить их, чтобы получился диалог. После выполнения демонстрируется правильно выполненное задание. Учитель вместе с классом вместе обсуждает правильность выполнения задания ( и так после каждого задания). Далее проверяется письмо. Ученики отвечают на вопрос «Что хочет сказать капитан?». На экране появляются цифры. Дети записывают соответствующую букву по алфавиту. Получается предложение «Willkommen zum АВС-Land!» (Добро пожаловать в страну букв) (заглавные буквы другим цветом). Дальше проверяется знание алфавита. На экране появляются «домики», где живут буквы. Но не все оказываются дома, дети дополняют недостающие буквы, затем поют алфавитную песню. После этого проверяется счет. Дети переводят слова в цифры (например :zwei - 2). Далее на экране появляются буквы, предлагается задание «Кто с кем дружит?». Дети записывают буквосочетания. Потом демонстрируются картины, с неподходящими к ним словами и дети должны исправить ошибки.

Таким образом, дети «наводят порядок» в стране букв. А учитель выясняет, какие знания усвоены учащимися недостаточно, над какой проблемой еще необходимо работать на занятиях.



© 2010-2022