«Круглый стол образовательных политиков» Тема: «Немецкий – как второй?»

Районный конкурс профессионального мастерства  «Учитель года – 2014»  «Круглый стол образовательных политиков» Тема:« Немецкий – как второй?» Всё больше мы сталкиваемся с ситуацией, когда современныеинформационные технологии базируются целиком на материале английскогоязыка, на международных научных конференциях все доклады читаются и публикуютсяпо-английски, а международные переговоры ведутся не черезпереводчика, а на английском языке с обеих сторон. В то же время международная роль таких языков, как русский, немецкий, французский падает. Это естественный процесс, остановить который или как-то на него по... Учителя немецкого языка   все чаще жалуются на то, что родители не хотят, чтобы их дети изучали в школе немецкий язык. Они требуют, чтобы они занимались английским, являющимся международным языком общения. Мне хочется  дать аргументированный ответ, убеждающий в пользе изучения и знания немецкого языка.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Теплостанская основная общеобразовательная школа











Районный конкурс профессионального мастерства

«Учитель года - 2014»



«Круглый стол образовательных политиков»

Тема: « Немецкий - как второй?»




Дубова Валентина Александровна,

учитель немецкого языка,

первая квалификационная категория

МОУ Теплостанская ООШ»


пос. Теплостанского с-за

2014


Цель: Показать стратегическую и экономическую важность возобновления массового изучения немецкого языка в настоящее время.

Задачи:

1. Выяснить, зачем изучаются иностранные языки.

2. Соотнести необходимость и потребность изучения немецкого языка на сегодняшний момент.

3. Найти выход из создавшейся ситуации: «немецкий - второй иностранный»










«Границы моих языков означают границы моего мира»

Людвиг Витгенштейн.

Общеизвестно, что исторически и в силу социокультурных традиций сложилось так, что изучение немецкого языка в нашей стране было широко распространено долгое время. На современном этапе объективная реальность показывает, что немецкий язык все больше вытесняется английским языком и теряет свой статус первого иностранного языка.
Всё больше мы сталкиваемся с ситуацией, когда современные информационные технологии базируются целиком на материале английского языка, на международных научных конференциях все доклады читаются и публикуются по-английски, а международные переговоры ведутся не через переводчика, а на английском языке с обеих сторон. В то же время международная роль таких языков, как русский, немецкий, французский падает. Это естественный процесс, остановить который или как-то на него повлиять очень сложно.
Была интересная статья в журнале "ИЯШ" за прошлый год, там писали об аналогичной ситуации во всей Европе. В самой Германии, где традиционно очень престижно было учить французский, за последние 10 лет востребованность этого языка упала к нулю, все хотят учить английский. Такая же ситуация в Италии, Испании и др. странах. Переломить гегемонию английского очень сложно. Если даже на Дальнем Востоке, где всегда был дикий спрос на китайский и японский языки, теперь в школах с этими языками недобор, опять же все требуют английский.

Учителя немецкого языка все чаще жалуются на то, что родители не хотят, чтобы их дети изучали в школе немецкий язык. Они требуют, чтобы они занимались английским, являющимся международным языком общения. Мне хочется дать аргументированный ответ, убеждающий в пользе изучения и знания немецкого языка.

Но прежде всего, надо разъяснить, зачем изучают иностранные языки вообще. Великий немецкий поэт и прозаик, Министр образования и культуры 18 века Иоганн Вольфганг фон Гёте однажды сказал "Wer eine Fremdsprache nicht kennt, weiß nichts von seiner eigenen" (Кто не знает иностранного языка, тот не знает ничего о своем собственном).

Изучение иностранного языка воспитывает логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать, анализировать и синтезировать, делать выводы и умозаключения, приобретаются навыки самостоятельной работы.

На занятиях иностранным языком прививается также уважение к культуре другого народа.

Школьники узнают о нормах поведения в тех странах, язык которых они изучают, учатся культуре общения.

На уроках мы знакомимся со странами изучаемого языка: с их географией, историей, экономическим и политическим положением, искусством, обычаями.

Предмет «иностранный язык» выполняет еще одну важную функцию - воспитание чувства интернационализма.

В этом плане немецкий язык не уступает английскому.

Немецкий язык в это время постепенно и несправедливо покидает языковую арену нашей страны. Но абсолютно точно есть сотни причин изучать немецкий язык. Вот некоторые из них:

Мы живем в Европе, а немецкий язык - один из распространенных языков Западной Европы. Немецкий является государственным языком 6 крупных государств Европы.

1 Выбирая немецкий, Вы увеличиваете свои профессиональные шансы как на российском, так и на мировом рынке труда. Являясь ведущим импортером и экспортером, Германия занимает лидирующие позиции в европейском Союзе, а также прочные позиции на мировом рынке. В России работают 4 585 немецких компаний. Bayer, BASF, Siemens, Daimler-Chrysler, Thyssen-Krupp и другие крупные компании!

2. Германия - это не только географический центр Европы, но и исторический центр европейской высшей школы. Поэтому немецкое образование всегда высоко ценилось во всем мире. Образование в Германии не только престижное, но и бесплатное, в том числе и для иностранцев. В 400 вузах Германии учатся 240000 иностранных студентов, из них 12000 россиян - это отличный шанс для успешного будущего в России, в Германии и во всем мире.

3. Немецкий - это язык Гете,Шиллера, Гейне, Кафки, Канта, Ницше, Бетховена, Моцарта, и Эйнштейна. Зная язык, на котором говорили и писали эти великие люди, Вы можете приобщиться к одной из значимых европейских культур. Ежегодно в Германии печатается 78 895 новых книг, 18% из которых публикуется по всему миру. Тем самым Германия уступает лишь США и Японии, занимая третье место в мировом издательстве книг.

4. Миллионы иностранных туристов ежегодно посещают немецкоговорящие страны. Кроме того, сами немцы очень любят отдыхать и много путешествуют. Поэтому знания немецкого языка могут пригодиться и на профессиональном поле, которое связано с путешествиями и сферой услуг.

5.Существует мнение, что немецкий язык не так прост в изучении. Если кто ранее изучал английский язык, ему будет еще проще! Ведь комбинация «немецкий плюс английский» является идеальной для изучающих иностранные языки. Благодаря особой языковой близости такое сочетание обеспечивает преимущества в учебе и является залогом успеха.

В ноябре 2012 г состоялся Форум учителей и преподавателей немецкого языка, на котором ставился вопрос о многоязычии в школе.

На форуме выступил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Вот цитата из его выступления:

«Германия для нас является стратегическим партнером. Это лидер технологий. Очень важно использовать для наших школ возможность изучения второго иностранного языка как обязательного.

Думаю, чем дальше, тем больше наши школы будут использовать эту возможность, а значит, будет больше детей, заинтересованных в изучении немецкого языка, значит, больше абитуриентов будет приходить в педагогические вузы и, в конечном счёте, наши народы, наши страны будут ещё теснее общаться между собой».

Лет десять назад можно было бы сказать, что владение двумя иностранными языками престижно, что это редкость. А сейчас я этот вопрос бы не ставила. Сегодня, если человек хочет сделать карьеру, он должен знать не два, а несколько иностранных языков. Люди, которые нацелены на карьеру и успех, они думают о своем будущем, воспринимают знание нескольких иностранных языков как абсолютную необходимость.

Неоспоримое и весомое преимущество изучения двух иностранных языков - это повышение конкурентоспособности на рынке труда. Специалист, со знанием двух иностранных, гораздо быстрее получит желаемую должность, чем тот же специалист с базовым английским и тем более быстрее, чем специалист, и вовсе не владеющий языками.

В стандартах общего образования второго поколения, рассматривая коммуникативность, умение общаться как важнейшую компетентность современного человека, заложена возможность изучения немецкого языка и как основного, и как второго иностранного языка. В будущем это должно помочь человеку свободно общаться со своими партнерами, говорить с ними о культуре, искусстве, литературе и, конечно, о бизнесе.

А сейчас хочу рассказать о мечте каждого учителя немецкого языка. Наверное, нет такого учителя немецкого языка, который бы не мечтал сотрудничать с Гёте-Институтом. Этот немецкий институт взаимодействует с российскими школами, учителями и школьниками. В нижнем Новгороде есть школы и гимназии, которые сотрудничают с этим институтом.

Приоритетом в работе Гёте-Института в области образования является поддержка изучения немецкого языка.

Благодаря проектам Гёте-института в школе углубилось изучение немецкого языка, или даже этот предмет был введен в программу.
Надеюсь, что немецкий язык сохранится в системе российского образования, поскольку владение немецким языком обеспечивает молодым людям отличные шансы в получении качественного образования и открывает перед ними широкие профессиональные перспективы. Убеждена, что образование настоящего и будущего немыслимо без знания более чем одного иностранного языка. Эту позицию разделяют в России многие директора школ, от которых в решающей степени зависит, реализует ли школа принцип многоязычия.


Сделаем вывод: Знание иностранного языка сегодня - это норма для активных и целеустремлённых людей.

Английский сегодня знает почти каждый! Вырваться вперед и пробиться сможет лишь тот, кто выше нормы. Сделай немецкий своим козырем в конкурентной борьбе!

6


© 2010-2022