Внеклассное занятие «Связь православных традиций Магаданской области и Аляски»

Внеклассное занятие «Связь православных традиций Магаданской области и Аляски» является одной частью из комплекса занятий для учащихся 7 классов с углубленным изучением английского языка. Способствует расширению знаний по страноведению. Региональный компонент   является одним из направлений в воспитании духовно-нравственного человека, думающего о своем родном крае Учащиеся сравнивают историю возникновения православия В Магаданской области и прослеживают историю православных традиций на территори...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Связь православных традиций Магаданской области и Аляски.

История возникновения и развития православия.

Цели:

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и \ усвоению материала занятия, познакомить учащихся с основными моментами истории возникновения православия в Магаданской области и на Аляске.

Задачи:

  • способствовать развитию устной речи учащихся, их познавательного интереса;

  • содействовать воспитанию уважительного отношения к культурному и историческому наследию Родины страны изучаемого языка

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, иллюстрации святых, храмов и церквей, модель православного храма, колокольчики, два листа ватмана, магниты, буклеты для участников и гостей.

Ход урока:

I.Организационный момент:

Проверка готовности учащихся к уроку (слайд 1)

На доске помещено изображение колокольни с колоколами. На фоне колокольного звона учитель озвучивает слайд: «Надо жить, и жить красиво! Надо побороть и забыть свои страдания, надо пользоваться жизнью, её светом, её радостью как блеском солнечного дня под перезвон колоколов»
Учитель предлагает учащимися по очереди подойти к доске и взять себе колокольчик, как символ того, что мы должны унести с собой с урока.



Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и часто его душа находит покой в вере в Бога, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм - источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

II. Актуализация субъектного опыта учащихся(группа1)

1.Формулировка темы урока - Как вы думаете, почему сегодня мы вами будем говорить о Магаданской области и об Аляске?

Самостоятельная формулировка учащимися основных задач урока

- Ребята, что вы уже знаете об Аляске?

-Что мы с вами изучили на занятиях нашего кружка « Аляска - наш сосед, природа и люди.» в прошлом году? (Территориальный сосед. Продажа Аляски Россией в 1867г. Сравнение животного и растительного мира. Города и национальные парки)

- Скажите, о чем пойдет речь сегодня? (Сравним, обобщим, сделаем выводы)


2.Рассказ учителя

Да ..сегодня мы вами будем говорить об истории возникновения православия на Аляске и в Магаданской области и постараемся сравнить такие похожие и разные во многих аспектах регионы…

Ваша задача внимательно слушать друг друга и приготовить свои вопросы…..

У нас сегодня две группы….одна группа работала с материалами, связанными с Аляской, другая группа нашла много интересного, связанного с православием в Магаданской области…

Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось….

3. Информация, подготовленная учащимися: Магаданская область

Ученик1:Начало Православия на земле Колымского края было положено в XVII веке русскими землепроходцами - казаками Москвиным, Дежневым и их сподвижниками. С приходом сюда русских православных людей начали строиться часовни и храмы. (слайд)Территория нынешней Магаданской епархии входила в Иркутскую епархию до 1840 года, когда большая её часть оказалась в составе Камчатской. С 1869 года земля её была разделена между Якутской и Камчатской епархиями, а в 1898 году территория последней была передана новосозданной Владивостокской епархии.(слайд)

Ученик 2:13 сентября 1922 года Высшее Церковное Управление Заграницей приняло решение, благословлённое патриархом Тихоном, о выделении Камчатской кафедры в самостоятельную.

Сильный удар по церкви был нанесен в послереволюционное время. До революционного лихолетья на земле Колымы насчитывалось около десяти часовен и церквей. К концу 30-х годов все храмы и часовни были закрыты, а позднее разрушены. На Пасху 1923 года красноармейцами из отряда Чубарова был расстрелян настоятель Спасской Гижигинской церкви - иеромонах Нифонт.(слайд)

Ученик 3:Новая страшная страница Колымского края была открыта в 1932 году, когда был создан "Дальстрой" и весь регион покрылся сетью лагерей. Среди заключенных было много тех, кто страдал за верность Христу и Его святой Православной Церкви. Сотни епископов, священнослужителей, монахов и мирян своей мученической кровью напитали суровую северную землю и нашли последний покой в колымской земле.

Полное отсутствие храмов в регионе в советский период отрицательно сказывалось на духовной жизни людей. Новые поколения людей вырастали без церкви.

Ученик4:Возрождение церковной жизни в епархии началось в 1989 году, когда был зарегистрирован первый православный Свято-Покровский приход в Магаданской области. В микрорайоне «Солнечный» приходом был приобретен частный дом, где после переоборудования под молитвенный дом, 21 сентября 1989 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, была совершена первая Божественная Литургия. Первоначально приход Покрова Пресвятой Богородицы входил в состав Хабаровской епархии.

В 1990 году в г. Магадане началось строительство первого каменного храма в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, (слайд)бывшего впоследствии кафедральным собором Магаданской епархии до освящения Свято-Троицкого собора. Чин освящения закладки храма произвел епископ Хабаровский Гавриил.

Ученик5:По мере образования новых приходов на территории обширной Магаданской области, в состав которой входил и Чукотский автономный округ, возникла потребность в образовании самостоятельной епархии. Магаданская епархия, в которую вошли Магаданская область, Чукотский автономный округ и Камчатская область, была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 января 1991 года. 23 февраля 1993 года из её состава была выделена Петропавловская епархия на территории Камчатской области, а 19 июля 2000 года - Анадырская епархия на территории Чукотского АО.

Ученик1:Значительным событием Магаданской епархии стало посещение ее Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в сентябре 1993 года. В ходе визита был отслужен молебен у соборного храма Святого Духа, а также совершена заупокойная лития о всех невинно убиенных на этой «Голгофе XX века».

Ученик2.В январе 1999 года на магаданскую землю прибыл владыка Анатолий. Первой его задачей стало возрождение монашества на Колыме. Так в Магадане стал действовать первый женский Покровский монастырь. При епископе Анатолии было завершено строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Синегорье.(слайд)

В поселке Снежный заработал первый в Магаданской области детский православный лагерь. Были проведены первые, а затем и последующие Рождественские чтения, Традиционным стал и крестный ход в бухте Гертнера в праздник Крещения Господня.

Ученик 3.Но, пожалуй, самым большим вкладом в развитие Магаданской и Синегорской епархии стало начало строительства кафедрального собора в честь Святой Живоначальной Троицы на площади в самом центре города.(слайд)

С 12 октября 2011 года правящим архиереем стал епископ Иоанн (Павлихин) Назначение владыки Иоанна на Магаданскую и Синегорскую кафедру открыло новую страницу жизни епархии, начался активный процесс преобразования жизни епархии. Перед епископом Иоанном встали новые задачи по благоустройству всех имеющихся и строительству новых храмов на территории Магаданской области, по увеличению количества духовенства, по модернизации и возрождению Магаданской и Синегорской епархии.

Ученик4:После посещения новым архиереем всех приходов епархии, в каждом из них обсуждались перспективы строительства храмов и были достигнуты договоренности об их возведении. В настоящее время в Магаданской епархии возводятся 20 храмов.

Число духовенства епархии неуклонно растет. В период управления епископом Иоанном количество клириков увеличилось в 3 раза.

На середину 2013 года епархия насчитывает 25 приходов, в которых служит 30 клириков.



Учитель:

- Что нового узнали?

- Где пригодятся знания?

- О чём бы хотели узнать?

Таким образом:

Магаданская и Синегорская епархия
Русская православная церковь

Основная информация

Страна

Россия

Площадь

462,5 тыс. кв.км

Епархиальный центр

Магадан

Основана

31 января 1991 года

Количество благочиний

2 (Магаданское и Синегорское)

Количество приходов

25 (2011 год)

Количество храмов

49

Кафедральный храм

Собор Святой Живоначальной Троицы

Сан правящего архиерея

Епископ

Титул правящего архиерея

Магаданский и Синегорский

Сайт

magadan-eparchy.ru

Архиерей

Правящий архиерей

Иоанн (Павлихин)

с

12 октября 2011 года




\\


4.Информация, подготовленная учащимися, Аляска(группа2)

Ученик1.

Плывем к неведомому берегу,
Хотим увидеть целый свет.
Какое небо над Америкой?
Когда наступит там рассвет?
Как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Мы изучаем страноведение,
Чтоб стал понятен мир вокруг.

Ученик2.Сначала немного подробнее о том, как эта часть Америки стала "русской". Как мы уже знаем, "открыли" ее русские казаки-землепроходцы. А еще их называли "промышленники" - в том смысле, что они пришли туда из Сибири промышлять пушного зверя

В 1725 году, перед самой своей кончиной, Петр Великий отправил датчанина Витуса Беринга (Слайд) разведать и нанести на карту эту полусказочную землю. Пока Беринг добирался через всю Сибирь до Камчатки, да строил там корабли, да разведывал пути через море (позже названное в его честь Беринговым), прошли долгие шестнадцать лет. Лишь в 1741 году берег Аляски обнаружил корабль Алексея Чирикова (слайд )- верного спутника Беринга. Семнадцатого октября 1741 года "официальные" посланцы Российского государства впервые ступили на землю Аляски и объявили ее российским владением.


Ученик3:Первые русские поселения на Аляске основал сибирский купец Григорий Шелихов, он же в 1794 году пригласил сюда (на алеутский остров Кадьяк) первую Российскую духовную миссию. (Слайд)За первые же два года ее деятельности в православную веру было обращено 12 тысяч алеутов. После смерти Шелихова (1795 год) его дело продолжил его сподвижник Александр Баранов - "честный, способный и безжалостный человек", как характеризуют его американские историки.

Григорий Шелихов подавил сопротивление южных соседей алеутов - индейцев-тлинкитов - и основал на их землях русское поселение Ново-Архангельск (с 1867 года - город Ситка), ставшее главным центром российских владений в Америке.( Слайд Новоархангельск)


Ученик3:Главными приверженцами и проводниками русской культуры на Аляске стали православные алеуты и дети от браков казаков с алеутками (и гораздо реже - крещеными эскимосками и индианками), которых здесь называли креолами. "Креститель Аляски", священник Иван Вениаминов (после принятия схимы и посмертной канонизации ныне известный как святой Иннокентий) был не только богословом, но и прекрасным лингвистом и этнографом. Он изучил алеутский язык и перевел на него тексты православного богослужения. (слайд Св. Иннокентий)


Ученик4:Он же и его сподвижники разработали алфавиты для нескольких туземных (эскимосских и индейских) языков, опубликовали серьезные труды по этнографии Аляски, подготовили "кадры" священнослужителей из числа местных жителей. В 1845 году священник-креол (наполовину алеут) отец Яков построил православную церковь и религиозную миссию на реке Юкон для обращения эскимосов - инуитов и юитов. Русское православие настолько ассоциировалось с алеутами, что многие юиты после крещения стали называть себя "алеутами".( Слайд Алеуты)

Ученик5:До сих пор на Аляске расположено более 80 алеутских и индейских православных общин. К 1860 году по всей "Русской Америке" (а ее границы, в точности совпадающие с границами нынешней Аляски, были определены договорами 1824 года с США и 1825 года с Великобританией) насчитывалось не более 500 русских; почти все - мужчины. В Ново-Архангельске (Ситке), который превратился в важнейший культурный центр с церквами, музеем и, главное, школами для "туземцев", проживало всего 2500 человек. Более двух третей его жителей составляли алеуты и креолы, считавшиеся подданными Российской империи.

Ученик1:В 1867 году Россия продала Аляску американскому правительству, и многие русские священнослужители покинули Аляску. Это было очень хаотичное время, долгое время там присутствовали только охотники на пушнину и золотодобытчики, представители американского правительства поначалу отсутствовали. Конечно, церковная миссия от этого очень пострадала.

Ученик2:Один из наиболее почитаемых монахов того времени - отец Герман, который был в составе первой русской миссии на Аляске. Он родился в 1755 г. в г. Серпухов в семье торговцев и в 1776-1777 г. стал монахом Валаамского монастыря. О. Герман был монахом-пустынником; когда он прибыл на Аляску, он обосновался на одном из островов близ о. Кадьяк - о. Спрюс. Несмотря на свой уединенный образ жизни, он находил время для помощи людям - и русским, и алеутам. Рискуя собственной жизнью, он ухаживал за больными и умирающими людьми, защищая алеутов от произвола промышленников. О. Герман основал школу и приют для алеутских детей на о. Спрюс. В 1970 г. он был канонизирован Православной церковью. О. Герман - первый североамериканский святой
Многие церковные здания были построены там как раз в это время. По всей Аляске было основано более 45 школ и две семинарии

Ученик3:В 1917 году произошел большевистский переворот. Это было катастрофой не только для России но и для американской православной миссии. Многие священники вернулись в Россию. Финансирование мгновенно было прекращено.

В 1960-х годах открылась маленькая миссионерская школа в Ситхе. В 1973 году открылась большая семинария на Кадьяке. (слайд Семинария)"Большая", конечно, по местным меркам: в ней обучалось около 20 студентов. Все живут при Семинарии. Студенты живут со своими семьями. Поступают люди в возрасте (в основном, семейные), и их дети тоже живут при Семинарии. Рождается много детей, и они всегда находятся при родителях. Семинаристы живут все вместе. Семинария, находится в святом месте-там, куда прибыли первые миссионеры из России. В городе хранятся мощи преподобного Германа Аляскинского. Это очень поддерживает в учебе: святой Герман-покровитель. Рядом с Аляской есть место, где жил преподобный. Попасть туда можно только на катере минут за 30. Но попасть туда может не каждый желающий. Все зависит от погоды-часто бывает шторм.

Есть и холостяки. В Семинарии учатся девушки. В основном, это дочери священников, и они, в отличие от мужчин, проходят не все курсы, а только медицинские.

Ученик4:В Анкоридже, крупнейшем деловом, торгово-транспортном центре штата недавно был воздвигнут новый православный храм - кафедральный собор святителя Иннокентия. Его строительство стало необходимым из-за все возрастающего количества паствы. (слайд Храм Св Иннокентия)

Сегодня на Аляске проживает около 600 тысяч человек. Православную веру исповедуют в основном алеуты и русские переселенцы, но есть православные и среди других американцев. На Аляске 94 православных прихода и 34 православных священника, поэтому в среднем на каждого священника приходится 3 прихода, и они служат там по очереди. В праздничные и воскресные дни в храмах бывает до 50-60 человек.

Внеклассное занятие «Связь православных традиций Магаданской области и Аляски».

Ученик5:Храмы на Аляске почти все деревянные, и не потому, что не хватает средств на возведение каменных: просто на Аляске нередко бывают землетрясения, каменные здания дают трещины, а древесина выдерживает. Внутреннее убранство православных храмов на Аляске не отличается от наших. (Слайд)Скамеек, как в некоторых западных православных приходах, нет. Богослужение ведется в основном на английском языке, но также на русском и на алеутском.

Учитель; Вот таков общий план, а теперь - ваши вопросы.
Вопросы задают учащиеся из первой группы:

Ученик1:С какими трудностями сталкиваются священнослужители?

Священническое служение, как и в России, имеет свои трудности. Священников в школы к детям не пускают. Если, например, у учителя в школе будет обнаружена Библия или другая религиозная книга, то на него могут подать в суд за проповедь религии в стенах школы. Священнику в Америке приходится быть очень тактичным и строго соблюдать все ограничения. Если наши батюшки щедро кропят своих прихожан по праздникам святой водой, то в Америке за это можно схлопотать штраф в 500 долларов, так как такое обильное кропление воспринимается там как оскорбление личности.

Ученик2: Есть ли святые источники на Аляске?

На Аляске практически нет святых источников - кругом частная собственность, и священник не может их освятить без ведома хозяина. Поэтому купание в источниках на Аляске не принято.

Ученик3: Отличается ли жизнь на Аляске от других штатов?

Говорят, что Аляска существенно отличается от всех других штатов Америки. Сказывается российское прошлое. Даже в Анкоридже, население которого составляет 250 тысяч человек, возникает ощущение маленькой деревни, где все люди друг друга знают, очень доброжелательны и здороваются даже с незнакомыми. А храм святого Иннокентия, построенный в восьмидесятые годы теперь уже прошлого столетия и расположенный в одном из тихих спальных районов города, многие обоснованно считают знаковым местом. Деревянный, типично русской архитектуры, словно парящий над окружающими его деревьями на фоне высоких гор вдали, он являет собой своеобразный символ возрождения Православия на Американской землеВнеклассное занятие «Связь православных традиций Магаданской области и Аляски».

Ученик4: Много ли священников на Аляске? (Слайд Епископ Николай и игумения Иоанна)

Во время периода упадка на всей Аляске было от 4 до 9 священников, сейчас - около 90 приходов, 35 священников и больше 100 чтецов с семинарским образованием. Там, где нет священников, богослужение проводят чтецы. Большинство священников - из местных жителей, поэтому они могут жить в деревне, которая по-прежнему существует благодаря рыболовству и охоте



Ученик5: На каком языке ведутся богослужения?

- До сих пор еще остается много людей, которые говорят на русском языке. И славянский язык используется на богослужениях по всей Аляске. Кроме того, служат на английском и на местных языках.

Ученик1: А в процентном отношении, сколько на Аляске православных и протестантов?

- Если говорить о местных жителях, алеутах и эскимосах, то по большей части они живут в деревнях и среди них большинство православных, хотя протестантские миссии работают и там. Но большинство населения Аляски - белые американцы, большие города в основном - чисто американские. Это более 75% населения всего штата Аляска. Городские алеуты также сохраняют православие.


Ученик2: Они говорят по-русски?


- Некоторые говорят между собой, но это очень "простой" русский… С русскими они на нем говорить стесняются, потому что говорят плохо.

Можно я расскажу вам историю? В село Старая Гавань, которая раньше называлась Бухта Трех святых, прибыла баптистская миссионерша и жила там некоторое время, пытаясь обратить православных в баптизм. Небольшое количество людей она все-таки убедила в том, что они должны принять новое баптистское крещение, которое она назначила на Страстную Пятницу 1964 года. В этот день на Аляске произошло громадное землетрясение. Волна цунами смыла с лица земли всю деревню кроме здания храма. На этом баптистская миссия в этом месте закончилась. Миссионершу с позором выгнали из села.


Ученик3:Есть ли православные среди индейцев?

Среди индейцев тоже встречаются православные. Но русские успели обратить в православие лишь некоторую часть индейцев (в основном тлинкитов), в то время как другие были обращены в пресвитерианство уже после ухода русских с Аляски. Когда началось американское государственное участие в миссионерской деятельности, система образования на Аляске, была построена на том, чтобы детей отнимать у родителей и заставлять их говорить только на английском. Это вызвало целый ряд психологических и социальных проблем. Люди до сих пор продолжают на большей части Аляски говорить на местных языках. Меньше в городах, которые больше англизированы, в больше - в деревнях и селах.

Ученик4: Я прочитал недавно, что Аляска не была продана, а была сдана в аренду на определенное количество лет. Но русское правительство и с советские годы не претендовало на Аляску. Как правительство самой Аляски смотрит на это?

- Я точно не могу сказать, но мне кажется, что это, скорее всего, неверно, потому что такие документы внимательно изучаются и про это никто не писал.

Ученик5: Каковы взаимоотношения с Русской Православной Церковью?

- Православная Церковь Аляски - часть православной Церкви в Америке. Отношения хорошие. Русская Церковь в 1970 году предоставила Американской Православной Церкви, автокефалиею то есть независимость. На 200-летие Православия в Америке приезжал патриарх Алексий II. Он посетил Аляску и, в частности, Кадьяк,
Ученик1:- Какова архитектура аляскинский церквей?

На Аляске встречаются три архитектурных стиля. Есть очень красивые русские церкви, есть деревянные храмы их бревен, построенные местными жителями, и есть церкви нового стиля условно называемом стилем "аэродромных ангаров", которые сейчас строят в деревнях. Они большие, но не слишком красивые.

Ученик2:В чем живут на Аляске? В ярангах, чумах?

-Иглу, это там совсем на Севере, внутри полярного круга, и только на время охоты. В иглу вообще-то можно прожить не более трех дней, потому что от дыхания в ней все обледенеет. Традиционные дома местных жителей называются бараболы, это - землянки. До сих пор в некоторых местах стоит храм, а вокруг - землянки. Затем был постепенный переход к бревенчатым избам, и потом уже к более европейским домам.

По социальной программе американского правительства на Аляску привозят дома, состоящие из блоков, щитовые.

Ученик3:Как местные жители относятся к русскому прошлому?

- Не вся территория была освоена русскими, в основном - Кадьяк и побережье. Тамошние жители очень гордятся своим русским прошлым.

Ученик4: Где находится центр епархии ?

- Официально - резиденция епископа находится в Ситхе. Но епархиальное управление находится в Анкоридже, это самый большой транспортный узел штата. Прежний епископ Григорий (Афонский), был ученым человеком и преподавал в семинарии. Поэтому большую часть времени он жил на Кадьяке при семинарии

Ученик5: Каких еще святых, кроме Германа Аляскинского, почитают православные на Аляске?(слайд 4 святых)

Один из наиболее почитаемых монахов того времени - отец Герман, который был в составе первой русской миссии на Аляске. В 1970 г. он был канонизирован Православной церковью. О. Герман - первый североамериканский святой РПЦ, он является одним из четырех главных святых Аляски (другие три - Святитель Иннокентий Московский и святые мученики Ювеналий и Петр-алеут). - Святой Иннокентий митрополит московский, его часто называют аляскинским апостолом. Святой Ювеналий мученик. Еще один молодой человек, почти мальчик, алеут, со своими товарищами охотился на котиков у берегов Калифорнии. Там их всех задержали испанские францисканцы и потребовали, чтобы они отреклись от православия и сделались римо-католиками. Вся группа отказалась, их подвергли пыткам, от которых этот молодой человек, Петр Алеутский, скончался. Ему отрезали пальцы, один за другим, и он истек кровью. Остальных смогло освободить русское правительство через дипломатические каналы.

Ученик 5:А почитают ли они наших русских святых?

- Конечно, их точно так же почитают. Есть храмы посвященные свт. Николаю.

5.Проверка - коллективное обсуждение сделанных выводов и составление кластера

Магаданская область: Аляска

Почитаемые святые

Соборы и церкви

Количество приходов

6.Подведение итогов: Учитель:

- Что нового узнали?

- Где пригодятся знания?( научиться использовать эту информацию на англ.языке)

- О чём бы хотели узнать?

- Как вы считаете, были ли достигнуты те цели, которые мы поставили перед собой в начале занятия? (вернуться к целям в начале урока) Рефлексия:


На фоне колокольного звона учащиеся озвучивают написанный на листиках, вырезанных в форме колокольчиков, ответ на вопрос:

- Что я возьму с собой из урока?
Учитель (добавить) Самое главное заключается в том, что Православие в течение нескольких веков стало неотъемлемой частью культуры коренных народов Аляски, превратившись из инородной традиции в образ жизни населяющих этот регион людей.


Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм - источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

А сейчас мы с вами построим свою модель храма.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают -

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

© 2010-2022