Выступление на РМО Смешанное обучение или Bllended learning@

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Выступление на тему

«Смешанное обучение или Blended learning».


Выступление на РМО Смешанное обучение или Bllended learning@

Сообщение подготовила

учитель английского языка

МОУ СОШ №13

Капитонова А.И.

17.10.2014 г.

Развитие современного общества происходит в эпоху информатизации, характеризующейся применением средств информационных и коммуникационных технологий во многих областях деятельности человека, в том числе в сфере образования.

В качестве одного из возможных путей решения задачи модернизации образования на основе информатизации многие исследователи видят в рациональном сочетании традиционных образовательных технологий с современными информационными и коммуникационными технологиями.

Одним из перспективных направлений использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования в настоящее время является смешанное обучение.

Смешанное обучение - это комбинирование «живого» обучения с обучением при помощи Интернет-ресурсов, в первую очередь второго поколения, позволяющих осуществлять совместную деятельность участников образовательного процесса. Смешанным признается обучение, если от 30 до 79% учебного времени проводится он-лайн.

Фактически концепция Blended Learning существовала уже в XX веке, в 60-х годах, но терминология была впервые предложена в 1999 году в пресс-релизе американского Interactive Learning Center, который решил сменить название на EPIC Learning. В медиаматериалах говорилось: «… Мы начинаем предоставлять программное обеспечение для обучения через Интернет, используя собственную методологию Blended Learning».

Трактовки термина значительно разнились, пока в 2006 году не вышла книга авторов Бонк и Грэм, которые уточнили, что смешанное обучение подразумевает микс образования «лицом к лицу» и через компьютер. В наши дни под Blended Learning подразумевается объединение возможностей Интернета и цифровых медиа с образованием в классах.

Модель не предполагает радикального отказа от B&M образования, поскольку очное образование дает важные речевые и социокультурные навыки. Таким образом, смешанное образование становится подходом, который учебные заведения могут применять «здесь и сейчас», в реалиях обычной школы, актуализируя образовательный процесс. Тут надо уточнить: Brick and Mortar («кирпич и раствор»), B&M - англоязычная идиома, обозначающая нечто устоявшееся и традиционное. В контексте образования Brick and Mortar Education означает традиционную модель очного обучения.

Blended Learning, как в блендере, смешивает традиционное Brick and Mortar Education и eLearning, то есть электронное обучение.

Школьник/студент посещает «живые» занятия в классах, но при этом широко используются и так называемые Computer-Mediated Activities, то есть медиатором образовательной активности выступают компьютер, онлайн-режим, мобильные девайсы и специальные обучающие программы/платформы/ресурсы.

Ученики периодически посещают занятия в классе, получают домашние задания для работы в особой программе или на онлайн платформе, в медиатеке и тест-модулях. Дистанционная работа над темой может проводиться индивидуально и с группами учеников. При этом учитель частично контролирует и при необходимости консультирует их.

Основная задача преподавателя - грамотно составить курс и распределить учебный материал. Необходимо решить, что нужно проходить в классе, что можно освоить, изучить и решить дома, какие задания подходят для индивидуальных занятий, а какие - для групповой работы над проектом. Предполагается, что базовый курс преподается на очных занятиях, а расширенный и углубленный осваивают в процессе дистанционного и онлайн обучения. Важно, чтобы занятия Face-To-Face проходили в форматах защиты проектов, презентации или дискуссии между учениками или с преподавателем. Дистанционный блок должен содержать проекты для работы в группе, творческие, лабораторные и практические задания, справочные материалы и ссылки на дополнительные материалы в Сети, промежуточные и проверочные тесты, а также задания повышенной сложности для одаренных учеников. Проверка знаний должна проводиться не только онлайн и на специальной обучающей платформе, но и в классе.

Blended Learning стоит на трех китах: дистанционное обучение (Distance Learning), обучение в классе (Face-To-Face Learning) и обучение через Интернет (Online Learning).

Опыт работы в течении десяти лет в школах США, Европы и ряде стран Азии позволил сформировать систему моделей для средней школы. Как наиболее эффективные можно выделить модели группы «Вращение» (Rotation):

  • «Смена рабочих зон» (Station-Rotation)

  • «Перевернутый класс» (Flipped-Classroom)

  • «Автономная группа» (Lab -Rotation)

  • «Индивидуальная траектория» (Individual -Rotation)

Модель «смена рабочих зон» является удобной в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей в определенном темпе. Содержание деятельности определено учителем. Класс должен быть оборудован так, чтобы обеспечить работу учебных групп в полном объеме. Такая модель эффективна для организации проектной и исследовательской деятельности школьников.

Модель «перевернутый класс» позволяет более эффективно использовать время урока в случае изучения теоретических тем, потому как до урока учащимся предложено разобраться с основами темы при помощи видео, презентаций. На уроке уже меньше времени необходимо на разбор нового, только обсуждение оставшихся вопросов, а большая часть урока отводится на практическую деятельность по применению знаний в ходе решения задач, выполнения упражнений, организацию дискуссий. Такая модель востребована в классах с повышенной мотивацией обучения и при обязательном наличии у школьников домашней техники с выходом в Интернет.

Модель «автономная группа» позволяет выделить группу учащихся в классе с особыми познавательными потребностями и организовать их деятельность, как в классе, так и во время консультаций (очных и дистанционных), во время самообучения.

На таком же принципе работает и модель «Индивидуальная траектория». В данном случае учитель организует работу или одаренного ребенка по подготовке к олимпиаде, или ребенка, который вынужден пропускать уроки по болезни. Сегодня вы увидите элементы он-лайн урока, который проводился с ребенком-инвалидом, который не может посещать школу по состоянию здоровья.

Существует 6 моделей Blended Learning с разными акцентами, потребностями и объемами затрат.

  1. Face-to-Face Driver («Драйвер - очное образование»). Учитель лично дает основной объем образовательного плана, по мере необходимости вкрапляя онлайн обучение как вспомогательное. Эта модель зачастую включает в себя классную и лабораторную работу на компьютерах.

  2. Rotation Model («Ротационная модель»). Происходит ротация расписания традиционного очного образования в классе и самостоятельного онлайн обучения в личном режиме (например, через Интернет по плану ссылок, составленному преподавателем; в школьной blended-программе; на специальном сайте).

  3. Flex Model («Гибкая модель»). По большей части используется онлайн платформа, учитель поддерживает учеников по мере надобности, время от времени работает с небольшими группами или с одним учеником.

  4. Online Lab («Онлайн лаборатория»). Онлайн платформа используется для передачи всего курса на занятиях в классе. Происходит такое обучение под присмотром преподавателя. Такая программа может сочетаться с классической в рамках обычного школьного расписания.

  5. Self-Blend Model («Модель "Смешай сам"»). Студент решает, какие из Brick and Mortar-курсов ему необходимо дополнить удаленными онлайн занятиями.

  6. Online Driver Model («Драйвер - онлайн обучение»). В основном эта модель предполагает обучение онлайн - через платформу и удаленный контакт с преподавателем. Однако опционально или по требованию могут быть добавлены проверочные очные занятия и встречи с преподавателем либо ментором.

  • Как же организовать смешанное обучение?

Во-первых, необходим выбор платформы для организации дистанционной поддержки курса обучения. Такой платформой может стать электронная почта, социальная сеть (Dnevnik.ru, ВКонтакте), личный сайт педагога, блог, площадка на образовательной платформе (Moodle, Smartlearn, Openclass, Edmodo). Выбор необходимо сделать на основе образовательных потребностей и технических возможностей обучаемых. На выбранной платформе учитель организует учебные группы, которые регулярно получают задания в виде текстовых файлов, видео, аудио. Чем выше степень интерактивности организованного учебного процесса на выбранной платформе, тем эффективнее обучение.

Во-вторых, учитель определяет базовые ресурсы для обучения: УМК на печатной основе, видеоуроки, электронные учебники. Ресурсы должны быть доступны учащимся для работы дома, то есть иметься в наличии дома или быть доступными в Интернет.

При организации смешанного обучения планирование учебного процесса отличается от традиционного подхода, потому как учитель должен распланировать не только время урока, но и работу ребенка дома. Эта особенность планирования позволяет осуществить индивидуальный подход и проявить отдельное внимание, как одаренному ученику, так и тому, кто испытывает сложности в обучении.

Преимущества и недостатки подхода

Достоинства Blended Learning. Сторонники подчеркивают два главных образовательных преимущества этого подхода: возможность сбора данных и кастомизацию знаний и оценок.

Третье преимущество Blended Learning состоит в том, что один преподаватель может обучать много людей одновременно. Смешанное обучение позволяет преподавателям перераспределить ресурсы и повысить успеваемость. Это предположение было успешно проверено в школьной сети Rocketship Education в американском городе Сан Хосе (известно также, что Blended Learning практикуют Nexus Academy и Clayton Christensen Institute).

Среди преимуществ Blended Learning особо подчеркивается следующее: встраивание технологии асинхронной интернет-коммуникации в «живые» образовательные курсы способствует получению одновременно независимого и совместного учебного опыта. Замечено, что использование информационных и коммуникационных технологий улучшает отношение к получению знаний, а также качество коммуникации между учениками/студентами и преподавателями. Кроме того, исследование Александра МакКензи, проведенное в 1998 году, показало, что учащимся легче оценивать свое понимание материала с помощью компьютерных модулей оценки.

Если говорить о конкретных предметах, то считается, что Blended Learning особенно эффективно в обучении иностранным языкам, поскольку оно предполагает и потребность в живом общении, и необходимость в онлайн чтении, просмотре роликов, визуальном «заучивании» слов, привнесении игрового момента и интерактивности, способствующих запоминанию.

Среди преимуществ Blended Learning особо подчеркивается следующее: встраивание технологии асинхронной интернет-коммуникации в «живые» образовательные курсы способствует получению одновременно независимого и совместного учебного опыта. Замечено, что использование информационных и коммуникационных технологий улучшает отношение к получению знаний, а также качество коммуникации между учениками/студентами и преподавателями. Кроме того, исследование Александра МакКензи, проведенное в 1998 году, показало, что учащимся легче оценивать свое понимание материала с помощью компьютерных модулей оценки.

Недостатки Blended Learning - другая сторона достоинств этого подхода.
Это неравномерная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов. Зачастую препятствием для внедрения этого подхода становится низкий уровень владения технологиями, поэтому для преподавателей и учеников необходим технологический ликбез, а также обучение работе со школьной Blending Learning-платформой. Еще один «тормозящий» фактор - смешанное обучение требует техподдержки и определенных затрат на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей.

Используя Blended learning ичитель принимает ряд обязательств. Отвечать на письма учеников в течение 24/48 часов». Преподавателям также необходимо осознать, что смешанное образование не устраняет из процесса их авторитет и не превращает их в «операторов» образования. Они остаются ключевыми мотивирующими фигурами. В рамках Blended Learning учителям необходимо быть на «ты» с eLearning программой/платформой, активно пользоваться Интернетом, владеть интерактивными технологиями и вести блоги.

Конечно, модель смешанного обучения не совершенна, но исследователи образования, преподаватели и методологи активно работают над совершенствованием процесса передачи, получения и усвоения знаний, так как традиционное образование уже не слишком актуально. Возможно, будущее за Blended Learning.


© 2010-2022