- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья Технология автономного/самоуправляемого обучения
Статья Технология автономного/самоуправляемого обучения
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Левичева Е.М. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технология автономного/самоуправляемого обучения
на уроках английского языка
Слайд 1:
Новый Федеральный государственный общеобразовательный стандарт предъявляет новые требования к образовательным результатам и организации образовательной деятельности. Педагог и учащийся непрерывно взаимодействуют друг с другом: педагог является организатором образовательной деятельности, а ученик - субъектом, вовлеченным в эту деятельность. И чем профессиональней и интересней будет организован учебный процесс, тем больше ученик будет увлечен и заинтересован получением полезных для себя практических знаний. Учитель должен организовать образовательную деятельность, которая бы способствовала развитию универсальных учебных действий, и это возможно при применении на уроке современных образовательных технологий.
Слайд 2:
Технология автономного/самоуправляемого обучения (СОС - технология) полностью вписывается в Федеральные государственные образовательные стандарты, так как предполагает развитие универсальных учебных действий, метапредметных образовательных результатов.
Основой данной технологии является сосредоточение процесса обучения на личности обучаемого, предоставление ему большей свободы выбора. Все, что человек делает с интересом, осознавая значимость своих действий, приводит к лучшим результатам.
Самым трудным аспектом в процессе изучения иностранного языка в школе является грамматика, которую дети называют скучным и утомительным занятием.
И хотя грамматика - не цель обучения иностранному языку, а лишь средство овладения им, незнание грамматики существенно затрудняет понимание иноязычной речи, делает невозможным ясное выражение мысли, а часто и совершенно искажает смысл сказанного. Применение технологии автономного/самоуправляемого обучения позволяет не только с интересом изучать грамматические явления, но и достаточно легко применять их в речевой практике.
Слайд 3:
Итак: СОС - технология укладывается в схему:
СОС: собрать - осмыслить (упорядочить) - систематизировать. Данная схема была предложена в книге "Grammatik lehren und lernen" немецких авторов Германа Функа, Михаэля Кёнига (научных сотрудников в области германистики Университета г. Кассель), которые занимаются вопросами преподавания грамматики немецкого языка как иностранного.
Слайд 4:
Собрать:
Грамматический материал в рамках данного приема предъявляется всегда в тексте - лучше в аутентичном тексте, но приемлемы и просто предложения, связанные по смыслу. Например, употребление имен прилагательных - в объявлениях о потере животных, образование повелительного наклонения - в рецепте и т. д. Задача, которую должны решить учащиеся - найти, заметить представленные в тексте общности/схожесть (или различия) грамматических структур. Текст должен быть несложным и понятным, в ином случае предварительно необходимо поработать над пониманием текста. Лучше это делать в парах: тогда обмен мнениями будет более интенсивным.
Слайд 5:
Итак, учащимся предлагается текст, а к нему картинка. Вводится новая тема «Настоящее длящееся время». До этого дети изучили тему «Настоящее простое время». Задача: сравнить и понять, когда употребляются глаголы в настоящем простом, а когда в настоящем длящемся.
Look! How happy the kids are! The boys are playing football by the river. The girls are skipping. The little children are playing volley-ball. The little girl in the blue dress is seeking her boy-friend. She doesn't see him because he is hiding behind the tall tree. The teens are boating along the river. They think they are sailors and they are travelling to another land.
Прочитав текст, учащиеся должны обратить внимание, что некоторые глаголы имеют перед собой формы глагола to be (в частности is и are) и окончание -ing. Также есть глаголы, употребленные в the Present Simple. Глаголы с окончанием -ing показывают, что действия, изображенные на картинке, происходят сейчас (в данный момент). А действия в the Present Simple показывают состояние (находятся, видят, думают).
Слайд 6,7:
Таким образом, обнаружив разницу в действиях и «внешний вид» глаголов учащиеся заполняют таблицу:
осмыслить (упорядочить) - структурирование сходства и различия грамматических структур (заполни таблицу, выдели цветом, выпиши в 2 столбика и т.д.)
Present Simple
Present Simple (Negative)
Present Progressive
Present Progressive
Are
Doesn't see
Are playing
Is seeking
think
Are skipping
Is hiding
Are boating
Are travelling
Слайд 8:
Систематизировать:
Именно на этом этапе происходит открытие правила. Учащимся можно предложить в качестве задания:
-
заполните пропуски; выберите из предложенных вариантов правильную формулировку правила;
-
рассмотрите приведённые примеры и сформулируйте правило;
-
придумайте, как лучше запомнить это правило через схему, рисунок, рифмовку…
Однако не все ученики готовы к выполнению задания последней фазы, то есть к формулировке правила. Для овладения этой стратегией можно предложить систему заданий, построенных по принципу от рецептивного через репродуктивное задание к продуктивному (как на иностранном, так и на русском языке).
Слайд 9:
Например, можно предложить в помощь грамматическую заготовку типа:
-
Изучив the Present Simple Tense _____________________________________, которое является ____ формой глагола, мы видим, что в тексте в данном времени присутствуют глаголы ____, ______, ______ (в ______ форме). При помощи этих глаголов на картинке описаны _______ детей. Другие глаголы имеют при себе ____ и _________. После этих глаголов идут основные глаголы с _______. Глаголы ____ и _____ указывают на ______ и ______ существительных. Окончание _____ указывает на то, что действия, описанные на картинке происходят __________________(когда?).
Изучив the Present Simple Tense __простое настоящее время, которое является ___1_ формой глагола, мы видим, что в тексте в данном времени присутствуют глаголы _think___, __are____, ___doesn't__ (в __отрицательной____ форме). При помощи этих глаголов на картинке описаны _состояния______ детей. Другие глаголы имеют при себе __is__ и ___are______. После этих глаголов идут основные глаголы с окончанием ing.
Глаголы __ is __ и ___are __ указывают на __ед.ч.____ и _мн.ч______ существительных. _ ing._____ окончание указывает на то, что действия, описанные на картинке происходят __________________(когда?)
Также, при работе с параграфами, содержащими грамматические материалы вместо обыкновенного фронтального чтения можно предложить учащимся заполнить СОС-карточку. Например, при изучении темы «Исчисляемые и неисчисляемые существительные» в 11 классе можно предложить в ходе изучения параграфа (продуктивнее это делать в парах, так как учащиеся могут обмениваться мнениями и предлагать свои варианты) СОС-карточка может выглядеть таким образом:
Сountable and uncountable nouns
Имя существительное - это ___________________, обозначающее ____________________________________________________________________________.
Делятся на _____________________ и ____________________. Те существительные, которые используются и в ед. и во мн. числе называются __________________________ .
__________________ существительные нельзя ___________________, поэтому они не____________________________ и не ______________________ .
Примеры неисчисляемых существительных
Группы неисчисляемых существительных
Слова и выражения, употребляющиеся с неисч. сущ. (для указания количества)
Существительные, использующиеся только во мн. числе
Группа людей в целом (глагол) ______________ .
Группа людей конкретно (глагол) ___________ .
-
State whether the following nouns are countable (C) or uncountable (U):
paper
U
Money
Ball
telephone
C
Egg
Chess
rice
Salt
Trouble
Bath
Dictionary
Weather
spaghetti
News
Language
Milk
Advice
Accommodation
Child
Knife
Bottle
toothpaste
fruit
wallet
Тут же происходит отработка изученного грамматического материала в ходе практической работы.
9 класс Тема «The Sequence of Tenses»
Предложения в косвенной речи состоят из _____ частей: _________________
предложения и _____________________ предложения. Если глагол в главном предложении употреблен в the Present Simple, то глагол в придаточном предложении употребляется в _________________ времени.
Согласование времен - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
Если глагол в главном предложении употреблен в одном из времени Past, то глагол в придаточном предложении должен быть употреблен в _________________________________________________________________.
Если действие придаточного предложения происходит одновременно с действием главного предложения, употребляются ____________________ и _____________________.
Если действие придаточного предложения совершается раньше действия главного предложения, употребляется _____________________.
Если действие придаточного предложения является будущим по отношению к действию главного предложения, то употребляется ____________________.
время главного предложения
время придаточного предложения
Present Simple
Present Progressive
Present Perfect
Present Perfect Progressive
Past Simple
Past Progressive
Past Perfect
Future Simple
Fill in table:
Direct speech
Reported speech
Would become
Will buy
Had broken
Am thinking
forgot
cannot
Had fallen
Has been working
Had been walking
Is raining
Had been
Cooks
Had been doing
grows
Had made
Doesn't read
Hasn't brought
Thought
Won't drive
Could
Didn't give
Had to
Were running
7 класс Тема «The article»
Артикль - это ____________________ слово, один из признаков имени _______________ .
В английском языке _______ (сколько) артикля: _________ и _______.
Артикль а называется ____________________ артиклем. Употребляется с ______________ существительными только в ________________ числе.
Форма an используется, когда __________________________________________________.
Мы употребляем артикль а _____________________________________________________.
(когда)
Артикль the называется _____________________. Используется с ________________ и ___________________________ существительными в _______________ и ______________ числе. Употребляется, когда ____________________________________________________ .
Перед именами, фамилиями, кличками животных, названиями стран и городов артикль _____ употребляется. Перед притяжательными местоимениями артикль ___ употребляется.
the
No article
Слайд 10:
Данную технологию также можно применять при работе с просмотром видео или прослушиванием. Допустим учащиеся смотрят небольшой видеофильм про английские университетские города Оксфорд и Кембридж. Чтобы просмотр видео не превратился в обыкновенное визуальное восприятие материала, можно предложить СОС-карточку такого типа:
Oxford
Cambridge
Numbers of colleges
Numbers of libraries
Numbers of Nobel Prizewinners
Numbers of Inventions
Famous people studied there
Затем можно попросить учащихся составить сообщение об этих университетах, используя информацию заполненной таблицы.
Слайд 10:
Таким образом, можно выделить следующие преимущества данного метода введения нового грамматического материала:
-
В центре урока - ученик, т. к. основную работу проделывает он сам.
-
В центре обучения - познавательная деятельность учащегося, учитывающая и развивающая его индивидуальные возможности, креативные и рефлексивные способности, а также разные виды речевой деятельности.
-
Роль учителя - организатор совместной образовательной деятельности, задача которого структурировать учебный материал, продумать способы и приемы организации учебной самостоятельности на каждом этапе работы.