Обучение немецкому языку в малокомплектной школе

  В данной статье кратко изложены специфические трудности и возможности, возникающие в процессе преподавания иностранного языка в малочисленных сельских школах,  предложены некоторые  приёмы и формы обучения немецкому языку, которые смогли бы помочь сельскому учителю эффективно работать в разновозрастных классах в режиме дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей школьников. Представлены положительные и отрицательные стороны  преподавания иностранного языка в малокомплектной...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

В данной статье кратко изложены специфические трудности и возможности, возникающие в процессе преподавания иностранного языка в малочисленных сельских школах, предложены некоторые приёмы и формы обучения немецкому языку, которые смогли бы помочь сельскому учителю эффективно работать в разновозрастных классах в режиме дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей школьников.

Обучение немецкому языку в малокомплектной школе.

(из опыта работы)

В данной статье я хочу рассказать о некоторых приёмах и формах обучения учащихся немецкому языку в малокомплектной сельской школе, применяемых мною. Безусловно, специфика малокомплектной школы, вносит свои коррективы в планирование и проведение уроков иностранного языка. Занятия в такой школе имеют свои положительные и отрицательные стороны.

Один из положительных факторов- малая наполняемость классов. Благодаря этому ученики получают обильную речевую практику. Это способствует решению основной задачи школы- научить школьников говорить на изучаемом иностранном языке.

Учитель малокомплектной школы хорошо знает своих учеников, их семьи, друзей, их интересы и увлечения. Поэтому он может подобрать задания с учётом их склонностей, уровня языковой подготовки, т.е. осуществлять индивидуальный подход к ним как на уроке, так и в определении домашнего задания.

Наряду с современными техническими средствами (компьютер, интерактивная доска), при обучении детей немецкому языку, я широко применяю дидактический раздаточный материал. Когда в классе всего несколько учеников, его легко подготовить. Практически я подготавливаю его к каждому уроку. Для учащихся начальной школы, я делаю карточки с картинками или рисунками, на обратной стороне которых даётся как минимум три задания , составленных в нарастающей сложности. Задания выполняются в порядке нумерации. Такие задания ученики выполняют с большим удовольствием, относятся к этому ответственно.

Пи обучении школьников диалогической речи, я использую карточки, на которых предлагаю им ситуации для беседы. Для слабоуспевающих

учеников на обратной стороне карточек можно написать опоры, которые помогут им участвовать в диалоге. Ситуации должны быть близки к естественным и затрагивать интересные и близкие ребятам темы.

Для учащихся сельских школ характерно раннее приобщение к труду: они помогают родителям в работе на приусадебном участке, ухаживают за домашними животными, участвуют в уборке урожая на колхозных полях и садах. При изучении темы « В деревне» (7 класс) ребятам очень нравиться рассказывать о своих домашних животных , составлять проекты , делать видеоматериалы. Рассказ одной из учениц:

Ich heise Katja. Ich bin 13 Jahre alt. Ich lebe auf dem Lande, im Dorf Dawidtschi.

Ich lerne in der Klasse 7. Zu Hause haben wir 20 Kaninchen. Ich sorge fur sie.

Meine Mutter ist Melkerin. Oft gehe ich in die Farm, um der Mutter zu helfen. Ich arbeite mit anderen Schulern im Schulgarten. Im Sommer und im Herbst helfen wir den Kolchosbauern bei den landwirtschaftlichen Arbeiten.

При изучении темы « Времена года» (5 класс) , мы беседуем о работе , которая выполняется в колхозе в разное время года, о том , как проходит день сельских тружеников. Дети приводят конкретные примеры отношения к труду своих близких.

Чтобы научить учащихся самостоятельно и без предварительной подготовки рассказывать о себе, о своей семье, о селе, в котором они живут, о красоте природы родного края, о том, что их окружает . при введении языкового материала в ходе изучения соответствующих тем я непременно учитываю условия жизни, учёбы своих учеников, бытующие в сельской местности традиции, образ жизни сельского труженика в коллективном хозяйстве.

Очень важно вовлекать в процесс общения всех учеников, снять ошибкобоязнь, которая чаще всего является причиной пассивности, особенно на старшем этапе обучения. На среднем и старшем этапах обучения допускаемые ошибки или неточности могут исправляться учениками. Этот приём развивает внимание школьников, приучает их к коллективным формам работы, вырабатывает стремление общими усилиями находить наиболее удачное выполнение заданий учителя.

Есть в малокомплектной школе и отрицательные стороны. Одна из них- перегрузка учащихся. Дети на каждом уроке по любому предмету вынуждены напряжённо работать. Это ведёт к снижению работоспособности. Чтобы снять утомляемость , используются активные формы работы. Прежде всего игры , которые особенно часто проводятся на начальном этапе обучения. Они выполняют обучающую функцию и способствуют прочному усвоению изучаемого языкового материала.

Дети очень любят подвижные игры. Вместе с учениками мы создаём всевозможные игрушки , макеты. Проводятся игры « Нарисуй и назови», « Отгадай», « Кто быстрее» и т.д. Последняя игра проводится следующим образом. На игровом поле указывается путь, который должны пройти участники игры. В местах остановок приведены схемы в виде геометрических фигур, соответствующие различным РО. С помощью этих схем можно рассказать о рисунках, подобранных в зависимости от решаемых на уроке задач. Играющие продвигаются вперёд только в том случае, если правильно сформулируют предложение, определённое схемой и соответствующее рисунку. Выигрывает первый пришедший к финишу. Участвуя в игре, дети соревнуются между собой в сообразительности, быстроте реакции, мобилизуют свои знания, умения и навыки, проявляют находчивость, волю к достижению поставленной цели.

Чтение стихотворений, исполнение песен. Заучивание считалок, также помогает снять утомляемость.

Перечисленные формы и приёмы , применяемые при обучении немецкому языку, способствуют лучшему усвоению учебного материала учащимися, помогают поддерживать их интерес к изучению немецкого языка.



Чивикова Е.И.

учитель немецкого языка

Давыдчинская ООШ

Брянская область.

© 2010-2022