Мультимедийные презентации как средство обучения иностранному языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мультимедийные презентации

как средство обучения иностранному языку

В последние годы в школе активно стали применять новые информационные технологии. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе её выполнения, действий и операций, с ней связанных.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком, активизировать познавательную деятельность каждого уч-ся в процессе обучения ИЯ. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают ндивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

О том, что такое компьютерные средства обучения (презентации, программы-тренажёры, программы контроля, электронные учебники, энциклопедии, обучающие игры и др.) и для чего их использовать, можно сказать несколькими словами: это огромный дополнительный информационный ресурс для обучения и воспитания, поддержания интереса при обучении и средство для самообразования. Компьютер можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, и как средство воспитания, и как средство получения информации.

Сегодня я бы хотела осветить один из аспектов использования компьютерных средств обучения - это мультимедийные презентации, созданные учителем.

В данном случае компьютер выступает в роли помощника, который организует и мотивирует коммуникативную деятельность учащихся.

Презентации - это наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Для создания презентаций я использую программу PowerPoint, хотя есть и другие Open Impress, Flash, SVG. Презентации - это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (то есть в презентации может быть предусмотрена реакция на действия пользователя).

Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причём с минимальными затратами времени.

Мультимедийные презентации инициируют самостоятельное мышление школьников и в значительной мере способствуют повышению качества приобретаемых ими знаний.

В ходе применения МП решаются следующие задачи:

  • совершенствование языковой компетенции;

  • формирование системы лингвострановедческих знаний и умений;

  • овладение уч-ся информационно-коммуникационными технологиями;

  • формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.

При показе презентации необходимо помнить, что презентация - это только сопровождение урока. Длинные презентации утомительны и не воспринимаются, какими бы красочными они ни были.

Смена слайдов (частота мелькания) должна производиться с учетом возрастных и психологических особенностей слушателей.

И самое главное - это соблюдение гигиенических требований при использовании презентации как экранного средства обучения. Если презентация проводится в компьютерном классе, и каждый ученик видит ее на экране персонального компьютера, то непрерывная длительность воздействия не должна превышать для 1-х классов -10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х. классов -20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.

При создании презентаций необходимо также учесть ряд основных требований, они представлены в таблице и предложены авторами программы «Intel. Обучение для будущего». Это стиль, фон, цвет, анимация, шрифт, объём и т.д. Мы не будем останавливаться на них подробно, вы сможете ознакомиться с ними самостоятельно.

Мультимедийными презентациями и публикациями, если это целесообразно, стараюсь разнообразить различные типы уроков: введение в тему, введение и отработка лексики, урок-экскурсия, урок-исследование, обобщение изученного материала и т.д. Во внеклассной работе они также являются неотъемлемой частью мероприятий, что способствует формированию интереса учащихся к изучению иностранного языка.


  1. Введение в тему.

Первые 15-25 мин урока происходит усвоение 60-80% новой информации. Следовательно, чтобы в памяти учеников оставались новые знания, усиленные визуальным восприятием, не стоит перегружать слайды анимационными эффектами.

На вводном уроке в цикле «Моя Малая Родина» я использую созданную мной презентацию «Край мой северный». В ходе её просмотра беседуем, обсуждаем поездки, впечатления, т.е. обмениваемся жизнен. опытом; затем ставим цели и задачи нового раздела и что учащимися будет представлено в итоге: презентации, буклеты, кроссворды, газеты, дидактич. пособия; и назначаем ответственных за определённую тему); также при помощи данной презентации происходит введение и отработка лексики - есть задания на с/с, употребление предлогов, закончи предложения, верно-неверно, составление вопросов и др.)

Заинтересовать учащихся изучением, например, темы «Книги», можно используя мультимедийную викторину «Хорошо ли ты знаешь зарубежную литературу?». Дети угадывают автора и произведения по портретам и рисункам книг, читают отрывки из знаменитых произведений и определяют их названия.


  1. Введение лексического материала

В следующей сокращённой презентации представлен этап введения лексического материала по теме «Одежда». Семантизация существительных происходит путём их изображения и написания, с последующей отработкой.

Пример еще одной презентации на введение новой лексики по теме «Магазин». Она была разработана в качестве домашнего задания по созданию дидактического материала ученицей 8 класса.


  1. На этапе первичного повторения и актуализации знаний

основная роль презентации - отработка ключевых понятий. Здесь использую различные упражнения на трансформацию, дифференциацию, подстановку, эффективны тестовые задания, вопросы. Если используются вопросы с открытым ответом, то на одном слайде не должно быть более одного вопроса с возможными ответами. При этом ответы могут быть не только в виде слов, но и в виде рисунка, графических изображений. Этот прием усиливает ассоциации, активизирует память.

Так, например, на этапе активизации изученного материала по теме «Школа» учащиеся подбирают с/с, подставляют слова в предложения, учитывая разницу в значении слов study-learn, заканчивают фразы, получая краткий рассказ и составляют вопросы из предложенных лексических единиц с последующими ответами на них.

На начальном этапе можно использовать МП при написании словарных диктантов, приём «Молчанка».


  1. Создание совместного проекта

«Здоровый образ жизни» - это коллективная работа. После объяснения составленных пословиц, учащиеся выводят тему и задачи урока и затем происходит работа в группах по изучению вредных и здоровьесберегающих привычек с целью создания презентации «Береги здоровье». При этом используется известный вам вариант организации обучения в сотрудничестве Jigsaw (ажурная пила).

1 Учитель делит учащихся на первоначальные группы по 3 человека в группе.

Каждый учащийся B,C выбирает один из предложенных текстов и выполняет задания, относящиеся к нему. Цель работы на данном этапе - самостоятельное ознакомление с текстом с целью детального понимания и выполнение заданий, связанных с проверкой понимания прочитанного. A - упражнения, помогающие восприятию текста на слух.

2 Работа происходит в экспертных группах. Все учащиеся, которые работали над текстом B, собираются в одну группу, учащиеся, которые работали над текстом C - в другую группу, А - в третью группу.

Цели работы в экспертных группах:

  1. сравнить ответы, к которым учащиеся пришли, самостоятельно выполняя задания в Home Groups, и прийти к единому мнению; А - + аудирование.

совместно подготовить такой вариант пересказа текста, с которым каждый член группы вернется в свою первоначальную группу.

3 Учащиеся возвращаются в свои Home Groups и по очереди пересказывают свои тексты.

Цель работы на данном этапе - каждый учащийся должен не только познакомить других членов группы с содержанием своего текста, но и помочь им осознать основную идею.

В результате совместной работы над всеми текстами каждый учащийся в группе должен уметь передать содержание каждого текста.

4 Заключительным этапом работы является коллективное обсуждение, создание агитлиста, дома продумываются слайды, которые будут включены в коллективную през.

5-9 так, 1 гр. создала слайды в виде стопсигналов, с устным разъяснением

10-12 2гр. на каждую букву алфавита придумала своё правило

13-18 3гр выполнила данное задание, используя приём сопоставления

Таким образом, была создана совместная презентация «Береги здоровье».


  1. Закрепление материала

По теме «Животные» мы используем МП «Зоопарк», которая является планом урока.

1-3 она начинается со скороговорки, с помощью которой проводится фонет. зарядка и выход на постановку темы урока, выделение диких и дом жив.

4-5Активизация лексич. единиц Дом жив происходит при помощи Волшебного квадрата, рассказа о своём питомце и фп Old McDonald.

6-8 начинаем Путешествие - строительство зоопарка (на доске Карта зоопарка с заданиями, выполняя которые получаем картину зоопарка), путём замены картинок словами даём определение зоопарку,

9 прослушивают песню и определяют, какие животные не прозвучали

10 отгадываем загадки и видим отгадки

11-16 зарядка для глаз

17-18 работа в группах на подстановку, рисование необычного жив

19-21 работа с текстами

Итак, данная презентация помогает провести скрытый контроль усвоения речевого материала по теме «Дикие и домашние животные» и продолжить работу над развитием коммуникативных умений в говорении (монологические и диалогические высказывания), аудировании, письме, чтении.


  1. Во внеклассной работе

МП также являются неотъемлемой частью мероприятий.

Ежегодно мы проводим мероприятия с использованием МП, что способствует формированию устойчивого интереса уч-ся к изучению ИЯ.

Например, страноведческая викторина «Страны изучаемого языка».

Активные формы работы позволяют добиваться стабильно высоких показателей, более глубокими стали восприятие и осознанность материала, повысился интерес к ИЯ как уч. предмету.

Я вовсе не склонна считать предлагаемые средства единственно возможными и приемлемыми. Естественно, должно быть разнообразие педагогических технологий, рассчитанных на развитие личности ученика, на возможности его самореализации.


© 2010-2022