Учебно-исследовательская работа с учащимися старших классов

      В статье « Учебно-исследовательская работа учащихся» особое внимание уделяется вопросам организации учебно-исследовательской работы на разных этапах формирования исследовательских навыков у старшеклассников.     Исследовательская деятельность — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование обучающихся. В своей сущности исследовательская деятельность предпола­гает активную познавательную позицию, связанную с перио­дическим и продолжительным внутренним поиском, глубок...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-исследовательская работа учащихся

В настоящее время произошли значительные изменения в системе преподавания учебных предметов: меняется содержание образования, система проверки знаний и умений, важнейшим фактором педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учеником, особая роль отводится духовному воспитанию личности, значительно возросли социальные требования к образованию. Также содержание образования обогащается развитием способностей оперирования информацией и творческого потенциала личности. Серьёзной образовательной проблемой является то, что школьники, имея подчас хорошие теоретические знания, не умеют применять их на практике в жизненных ситуациях. Эта ситуация заставляет учителей искать новые пути, приёмы, технологии и методы преподавания.

Применение исследовательских методик позволяет решить дидактическую задачу: превратить уроки в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы. В настоящее время исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе, которая является одним из важных условий развития познавательной активности. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся, выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; Исследовательская деятельность - процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование обучающихся. В своей сущности исследовательская деятельность предпола­гает активную познавательную позицию, связанную с перио­дическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации науч­ного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отличается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий.

Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:

Урочная деятельность школьников.

В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на вопросы по тем или иным темам, написание рефератов, составление кроссвордов и составление вопросов для викторин. Эта несложная, интересная, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой.

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся. Она является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа; проектная работа по интересам; учебно-исследовательские работы; научно-исследовательские работы; интеллектуальные марафоны, олимпиады, конференции. Обязательным условием развития творческих способностей, учащихся является устранение доминирующей роли педагога, важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

1 этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

2 этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

3 этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

4 этап. Защита - самоанализ. На этом этапе учитель и ученик- равноправные партнеры, учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы, учащиеся представляют творческие отчеты в различных формах: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.

Важно продумать систему поощрений за активную исследовательскую деятельность учащихся. Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и отмечены, хотя поощрение может носить чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы) заставляет ребят усердно трудиться в течение всего учебного года.

При оценивании исследовательских работ учащихся необходимо обращать внимание на следующие моменты:

- работы должны быть выполнены самостоятельно.

- ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.

- интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.

- работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора, а также должна иметь практический и теоретический интерес.

- учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.

Требование к учителю при организации учебно-исследовательской работы

Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:

- положительное отношение к ребенку; проявление уважения к его личности

- предоставление права на свободу выбора;

- оценка не личности ребенка, а его деятельности, творческих качеств;

- учет индивидуальных, психологических особенностей детей.

Педагогу необходимо совершенствовать технологию, приемы, методы работы, предоставлять ученику больше самостоятельности для развития его творческой активности.

Заключение и выводы

Работая в школе 30 лет, занимаясь научно - исследовательской деятельностью с учащимся более10 лет, я пришла к следующим выводам:

1. Формирование исследовательских навыков способно помочь:

- глубже узнать предмет, окружающий мир

- повысить мотивацию учащихся

- увидеть практическое применение знаний в будущем

2. Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного подхода

3. При работе над исследовательскими проектами очень важен правильный, что еще важно, самостоятельный выбор темы самими учащимися.

4. Важно учитывать, как интересы, так интеллектуальные и даже материальные возможности учащихся.

5. Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся, понимает значимость исследовательской деятельности, добился определенных успехов


Литература

1. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе .Москва, Чистые пруды, 2006

2. Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - № 1 - С. 121-123

3..Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 48с.

4.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.




© 2010-2022