- Преподавателю
- Иностранные языки
- Методическая разработка на тему Психология общения
Методическая разработка на тему Психология общения
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степанова А.В. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »
Раздел: Социальная психология
Тема: «Психология общения»
Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 2
(углубленный уровень подготовки среднего профессионального образования)
Купино
2013
Рассмотрена на заседании
ЦМК общепрофесиональных дисциплин
Протокол № « » 2013г
Председатель ЦМК
_______________________Андреева Н.М
Автор - составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Степанова Алена Владимировна
Купино
2013
Пояснительная записка
к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Психология общения».
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Психология общения, в процессе теоретического занятия студенты получают основы знаний о общения, структуре и свойствах общения..
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060101. 52 «Лечебное дело» углубленный уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
-
структуру личности;
-
функции и средства общения;
-
закономерности общения.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 13, ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия Психология общения
Место проведения кабинет психологии
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного
материала.
Цели занятия:
1. Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися новыми знаниями о структуре личности; функциях и средствах общения; закономерностях общения.
2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.
3. Развивающая: Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать: структуру личности; функции и средства общения; закономерности общения.
Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14
Междисциплинарная интеграция:
Психология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
Основы медицинской генетики
ПМ 03
ПМ 04
ПМ 05
ПМ 06
ПМ 07
Внутридисциплинарная интеграция:
Психология общения
Социализация личности. Межличностные отношения
Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для закрепления материала.
Домашнее задание: конспект лекции, Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012 стр. 113-120
Задания для внеаудиторной работы студентов:
Работа с дополнительной литературой: составление рекомендаций «Как сделать разговор доходчивей»
Перечень литературы:
Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012- 414 с.
Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с
Описание хода занятия
№
Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций
Ориентировочное время
Содержание этапа. Методическое обоснование
1.
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста
3 мин.
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
4.
Изложение нового материала (приложение №1)
Цель- сформировать знания по основам социальной психологии
65 мин
Проблемный метод изложения материала
5.
Физкультминутка
реализация ОК 13, ОК 14 (приложение №2)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
3 мин
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6.
Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы
3мин
Преподаватель поясняет цель и ход самостоятельной работы: выполнение тестовых заданий.
7.
Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 2.7. (приложение №3)
Цель: сформировать знания по основам социальной психологии
10 мин.
Выполнение студентами заданий предложенных преподавателем.
8.
Подведение итогов
2 мин.
Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
9.
Задание на дом
2 мин.
Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012 стр. 113-120
Всего
90 мин
Приложение №1
Жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек, а самая большая роскошь в этой жизни - роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
Научиться общаться труднее, чем слетать на Луну.
В. Леей
Способность эффективно общаться - это искусство, которым должен владеть каждый, а особенно будущий медработник, которому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно, профессионально общаться с пациентами, их родственниками и друг с другом.
Этому и будет учить вас раздел психологии - психология общения.
Человек, как и всякое живое существо, неразрывно связан со средой своего обитания. Чтобы существовать, живое существо должно обладать средствами связи, соединяющими его жизненные потребности с предметами и явлениями окружающей среды. Этим средством связи в человеческом обществе является общение. Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют понятие «общение». Человек - существо общественное, и он постоянно общается с другими людьми (дома, на работе, в транспорте, в гостях и т.д.).
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей: общественные и межличностные.
Общение - универсальная деятельность, в которой участвуют люди всех возрастов, профессий и социальных статусов. Однако есть профессии (журналисты, педагоги, медики, юристы, политики и многие другие), для которых разговор (беседа, интервью, переговоры) - приоритетная форма и преобладающий способ решения профессиональных задач.
Узнать, выведать, заполучить необходимые мнения, сведения, факты - не с этого ли начинается любое дело?
Все люди ежедневно и не раз задают вопросы и выслушивают ответы. Задача, как правило, благосклонна к тем, кто умеет общаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный разговор, создавать положительную психологическую атмосферу.
Таким образом, общение - сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людьми, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании, в обоюдном обмене чувствами, мнениями, взаимооценке.
Социальная психология, как отрасль общей психологии, изучает те изменения, которые происходят с психикой человека под влиянием общения с другими людьми и те общности, внутри которых осуществляется это прямое и косвенное общение: большие и малые группы, коллективы, а также взаимоотношения людей в коллективах, положение личности в них и другие вопросы.
Процесс, технология общения включает, по меньшей части, три главные части:
-
познание собеседника;
-
формирование доверительных отношений с ним;
-
собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.). В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
-
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.
-
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми для планирования и организации совместной деятельности - например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.
-
Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
-
Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
-
Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
-
Ориентировка в личности собеседника.
-
Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
-
Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
-
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
-
Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения утеряно, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным.
В последние годы в науке наряду с понятием общения используется понятие коммуникация. Но это не одно и то же.
Общительность - склонность общаться.
Коммуникабельность - способность общаться.
Коммуникация - более широкое по объему понятие, нежели общение.
Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латинского языка обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась.
Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Для эффективной коммуникации характерно:
-
достижение взаимопонимания партнеров;
лучшее понимание ситуации и предмета общения.
■ Особенности человеческой коммуникации
Для общения человеку необходима информация.
Информация не только передается, но и создается, уточняется, развивается, условием чего является понимание.
В общении проявляется взаимовлияние, т.е. воздействие на поведение другого человека, изменение типа отношений между участниками коммуникации. Для взаимовлияния необходима единая и сходная система кодификации и декодификации для обеспечения понимания (т.е. говорить так, чтобы тебя поняли).
Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этих целей, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.
Человек, адресующий информацию другому человеку, - коммуникатор, а тот, кто ее принимает, - реципиент. Они для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на «одном языке». Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха совместной деятельности. Например: медработник при общении с больным использует латинскую терминологию, собеседник использует в своей речи иностранные слова.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
-
стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
-
«предвзятые представления» - склонность отвергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
-
плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
-
отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя, с помощью этой информации можно получить желаемое;
-
пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы - заключения - при отсутствии достаточного числа факторов;
-
ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
-
неверный выбор стратегии и тактики общения.
■ Содержание общения
Содержанием общения выступают научные и житейские знания и опыт.
Например: преподаватели передают научные знания из области медицины студентам, старшие по возрасту (родители) - житейский опыт.
В общении могут быть переданы навыки и умения. Содержанием общения может выступать сам человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.д. Содержанием общения является коллективное (групповое) решение задачи, совместная деятельность.
Например: коллектив медработников обсуждает состояние тяжелобольных. Педагогический коллектив школы решает вопрос о состоянии успеваемости в выпускном классе.
Группа конструкторов создает новый самолет.
Во всех этих случаях содержанием общения оказывается дело, задача, их выполнение и решение.
От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.
Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конкретных тем для общения у каждого человека много, и чем больше разнообразных тем общения, тем в более широкий круг общения он включен, тем богаче и содержательнее его личность.
■ Функции общения
-
Познавательная, или информативная (получение, обмен информацией).
-
Эмоциональная, или эмотивная (улыбка - первый эмоциональный отклик, начальный момент появления общения, обмен эмоциями между партнерами).
-
Взаимодействие и восприятие себя через другого (умение поставить себя на место собеседника).
-
Регуляторная.
-
Контактная.
-
Оказание влияния.
-
Установление отношений.
-
Понимание.
Ш Виды общения
-
«Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости). Это - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
-
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект; если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные, грубые реплики.
-
Ролевое общение, когда регламентированны содержание и средства общения социальной ролью партнеров по общению.
-
Деловое общение - вид общения, содержание и средства которого определяются интересами дела, особенности личности характер, настроение партнера оказываются менее важными. Направлено на достижение целей, возникающих в деловой сфере.
-
Духовное, межличностное общение - это общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
-
Ритуальное общение - представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным). Личность общающихся в таком общении представлена минимально.
-
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.
-
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
-
Личностно-ориентированное - вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.
Приложение №2
Физкультминутка
И.п. - о.с. 1 - руки через стороны вверх; 2-3 раза подняться на носки; 4 - и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. - о.с. 1 - прогнуться, руки отвести назад; 2-4 раза держать; 5-6 - и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. - стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 - наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3-4 - и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон туловища назад: 2-4 - держать; 5-6 - и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. - сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №3
Контролирующий материал
Заполните пробелы
-
Процесс восприятия лежит в основе _____ стороны общения.
-
Общаясь на стандартизированном уровне, мы обычно надеваем ________.
-
Высший уровень человеческого общения _________.
Верно или неверно
-
Коммуникативная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами.
-
Общение - это и биологическая потребность, и социальная необходимость.
-
Процесс общения можно оценить.
Найди соответствие
Стороны общения:
-
Интерактивная
-
Перцептивная
-
Коммуникативная
Характеристики:
а) обмен информацией;
б) обмен действиями;
в) восприятие друг друга;
г) познание друг друга;
е) организация взаимодействия;
ж) установление взаимопонимания
Эталон ответов
Заполните пробелы
-
Перцептивной
-
Маску
-
Духовный
Верно или неверно
-
Неверно
-
Верно
-
верно
Найди соответствие
1 - б,е; 2 - в, г,ж; 3 - а.